Технологическая карта |
| ФИО (полностью) | Антонова Ольга Валентиновна |
| Место работы | МОБУ СОШ № 3 р.п. Октябрьский |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Предмет | Математика |
| Класс | 1 класс |
| Тема урока | Название компонентов и результата действия сложения |
| Предметная программа и её автор | УМК «Школа России», Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. |
| Место урока в курсе | Четвёртый урок по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» |
| Цель урока | Создать условия для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма» |
| Задачи | Обучающая: Познакомить и формировать умение пользоваться математическими терминами «сумма», «слагаемое». Развивающая: Развивать математическую речь, интерес к математике. Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение работать в коллективе. |
| Планируемые результаты | знать название чисел при сложении; уметь употреблять новые понятия математической речи; совершенствовать вычислительные навыки; выбирать различные способы чтения математических выражений. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида. Познавательные: использование имеющихся знаний; исследование учебной задачи; установление логических, причинно-следственных связей, применение знаково-символической схемы. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; умение правильно выражать свои мысли; умение контролировать и корректировать действия других обучающихся; оформление своей мысли в устной речи; обоснование своего ответа; умение ориентироваться в своей системе знаний. |
| Тип урока | Урок открытия новых знаний |
| Формы и методы обучения | Фронтальный, практический, парный |
| Используемые технологии | Проблемное обучение с использованием элементов игровой и здоровьесберегающих технологий |
| Оборудование | Компьютер учителя, проектор, учебник авторов Моро М.И., Волковой С.И., Степановой С.В. Математика: 1 класс. Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений: М.: «Просвещение», 2011г., тетради, задания для парной работы |
| Характеристика класса | В классе 18 учащихся. Из них 11 мальчиков и 7 девочек. Одна ученица обучается по индивидуальной программе на дому. До поступления в 1 класс 13 детей воспитывались дома, 5 посещали детский сад. У четырёх учащихся сформирована высокая готовность к школе, у 8 – средняя, у 6 – низкая. |
Этапы урока | Компоненты урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало) | | Прозвенел звонок, Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание, Помоги нам потрудиться, Мы пришли сюда учиться. - А теперь подумайте и скажите, какую цель вы ставите перед собой на нашем уроке. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Высказывают свои цели на уроке. | Формирование положительного отношения к учению. |
Целеполагание | | - Посмотрите на картинку. Какое выражение можно составить по ней? - Как можно прочитать эта равенство? - Эту запись можно прочитать, используя математические термины. Прочитайте… Почему не получается? - Значит, какая учебная цель урока? - Какие задачи помогут нам достичь нашей цели? Дополняет задачи, поставленные учащимися: - А ещё мы с вами продолжим учиться работать в парах | Проговаривают выражение 3 +2 = 5 Отвечают на вопрос: Пробуют прочитать. Делают вывод, что не хватает знаний Формулируют цель: - познакомиться с новыми математическими терминами, узнать, как прочитать числовые равенства, используя математическую терминологию Ставят задачи на урок: - Повторить изученный материал - Изучить новый материал - Закрепить новый материал -Проверить, как поняли новый материал | Использование имеющихся знаний; установление логических, причинно-следственных связей, умение ориентироваться в своей системе знаний. Формирование умения прогнозировать предстоящую работу. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
Планирование совместной деятельности | | - В каком порядке мы будем выполнять наши задачи? Составим план нашей работы. (На доске с помощью условных обозначений по мере обсуждения появляется план работы на уроке, дети называют его). -Мы отправляемся в путешествие в страну «Математика», конечным пунктом будет станция «Школьная». Путешествовать будем на математическом паровозике. Из каких фигур он состоит? | Обсуждают и составляют план работы. - Начнём с устного счёта, чтобы повторить изученный материал и приготовиться к изучению нового материала. - Изучим новый материал. - Закрепим изученный материал - Подведём итог нашей работы Отвечают на вопрос: - Из треугольников, прямоугольников и кругов. - Из многоугольников и кругов. | Формирование умения самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану. |
Актуализация опорных знаний | Устный счёт. | - Станция «Сосчитай-ка» - Посмотрите на доску. Что нужно сделать? 4 . . = 2 8 . . = 10 6 . . = 8 5 . . = 3 | 7 – 2 = . 9 – 2 = . 8 + 2 = . 4 + 2 = . | - Счёт от 1 до 20 и обратно - Сосчитать от 2 до 9, от 10 до 3 - Назовите следующее число за 3, 6, 9. Как получить следующее число? - Назовите предыдущее число 10, 4, 8. Как получить предыдущее число? - Назовите соседей числа 10, 5, 3. - Какое число стоит между числами 7 и 9, 2 и 4. - Поверим работу ребят у доски. | Объясняют, что нужно решить примеры, вставить пропущенные числа и знаки. Два ученика выполняют данное задание. Считают, отвечают на вопросы. 4, 7, 10. Чтобы получить следующее число нужно прибавить 1 9, 3, 7. Чтобы получить предыдущее число нужно отнять 1. 8, 3. Ученик читает пример, учащиеся проверяют, оценивают с помощью жестов руками верно, неверно. | Формирование умения использовать имеющиеся знания; умения контролировать и корректировать действия других обучающихся. |
| Минутка чистописания. | - Станция «Числовая». - Откройте тетради. Какую цифру мы будем с вами повторять? - Назовите соседей числа 5. - Какие два числа надо сложить, чтобы получить 5? Ведёт запись на доске. 1+4=5 2+3=5 4+1=5 3+2=5 - Вспомните, как пишется цифра 5. Показ образца цифры. Запись в тетради. - Оцените правильность написания цифры в тетради. | Отвечают на вопросы: - Цифру 5. - Соседи числа 5 четыре и шесть. Называют числа. Вспоминают написание цифры, прописывают в тетради строчку цифры 5. Сравнивают, написанное с эталоном в тетради и оценивают правильность написания цифр с помощью смайликов. | Формирование умения использовать имеющиеся знания; умения выполнять работу по образцу, контролировать и оценивать свою работу. |
Открытие новых знаний | Коллективная работа Проблемный вопрос. | - . Станция «Открытие». - Что нас ждёт на этой станции? - Посмотрите на наши записи. 1+4=5 2+3=5 4+1=5 3+2=5 - Как бы вы назвали каждое число при сложении? Выскажите свои предположения. – В математике для каждого из чисел при выполнении действий есть своё название. - Какое действие выполняли? - Или по другому «слагали». Отсюда и название чисел «слагаемые». Повторите хором. - А результат называется «сумма». Повторите хором. - Давайте прочитаем наши равенства, используя новые слова. - Обратимся к толковому словарю. (Зачитывает из словаря объяснение) Сумма - это число или выражение, которое складывается с другим, другими. Попробуйте прочитать записанное выражение по- новому. | - Будем получать новые знания. Высказывают свои предположения. - Сложение. Хором повторяют: слагаемое Хором повторяют: сумма. Читают равенства используя слова «слагаемое», «сумма». Слушают объяснение учителя. Читают равенства используя слово «сумма». | Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную: знать название чисел при сложении. |
Физминутка | Станция «Спортивно-оздоровительная». | - Давайте выполним с нашим инструктором по здоровому образу жизни несколько упражнений. | Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке. | Формирование умения осуществлять профилактику утомления. |
Усвоение нового материала. | Работа с учебником. Станция «Закрепляй-ка». Работа в парах. Работа в парах. | Откройте учебник на странице 86 найдите задание № 1. - Какие геометрические фигуры изображены слева? - Какого цвета? - Сколько синих кругов? - Сколько жёлтых кругов? - Сколько всего кругов? - Как узнали? - Как по-новому можно прочитать эти равенства? -То же самое и с двумя другими рисунками обговорите в паре. - Поднимите руку те ребята, чьи соседи назвали числа при сложении правильно. Похвалите их. - Найдите в задании №2 учебника только суммы, устно решите примеры. Прочтите выражения, используя новые математические термины. -Станция «Проверяй-ка». - Поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки с заданиями. Послушайте задание. Подчеркните равенства, в которых пропущены слагаемые. Вставьте в них пропущенные числа. Кто выполнит, поднимите руки домиком. 6 + . =7 5 + 1 = . | 8 = 7 + . 7 + . = 9 | - Вместе проверьте работу своей пары по эталону на доске. 6 + 1 = 7 5 + 1 = . | 8 = 7 + 1 7 + 2 = 9 | - Кто проверил, поднимите руки домиком. - Оцените свою работу. За что вы себя хотите похвалить? | Открывают учебник на нужной странице, ищут указанное задание. - Круги. - Синего и желтого. - Синих кругов 4. - Жёлтых кругов 2. - Всего 6 кругов 4 + 2 = 6. Читают, используя математические термины: - Слагаемое 4, слагаемое 2, сумма равна 6. - Сумма чисел 4 и 2 равна 6. Работают в парах. Оценивают работу товарища. Выполняют задание с комментированием, при котором читают выражения по-разному: Слагаемое 2, слагаемое - 2, сумма - 4. сумма чисел 0 и 2 равна 2. Оценивают правильность чтения с помощью сигналов. Слушают задание. Советуются друг с другом и выполняют задание. Проверяют свою работу по эталону. Оценивают работу. | Формирование умения прибавлять и вычитать число 2; знать названия компонентов действия сложения. Формирование умение слушать и вступать в диалог; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; умение ориентироваться в своей системе знаний. |
Рефлексивно-оценочный | Станция «Школьная» | - Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами на станции «Школьная». Мы плодотворно поработали. Давайте подведём итоги. - Что нового узнали на уроке? - Как называются числа при сложении? - Как называется результат, полученный при сложении? - Кому из вас удалось достичь поставленной в начале урока цели? Поднимите руку. - Оцените своё настроение с помощью цветка. Выберите тот цветок, который соответствует вашему настроению, какое оно у вас сейчас. -Вот какой букет у нас получился. Желаю вам всегда уходить с урока с хорошим настроением и новыми знаниями. Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают своё настроение цветком: розовый –радостное, желтый - спокойное, синий – грустное. | Формирование умения выражать свои мысли; умения давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. |