Ф.И.О. учителя | Медведева Татьяна Петровна |
Должность, категория | Учитель математики первой квалификационной категории |
Место работы | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Новомеловатская средняя общеобразовательная школа Калачеевского муниципального района Воронежской области |
Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Тема урока, место в изучаемой теме, разделе | «Уравнение» (Урок из раздела «Действия с натуральными числами», второй в изучаемой теме) |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Формирование способности к построению и использованию алгоритма решения усложнённых уравнений. |
Задачи урока | образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся умения решать уравнения, выбирать способ решения уравнения в зависимости от условия; ознакомить с двумя способами решения усложненных уравнений; развивающие: создать условия для развития учебно-познавательной деятельности; вести работу по развитию математической речи, логического мышления, умения анализировать, делать выводы; воспитательные: содействовать формированию положительного отношения к урокам, понимания необходимости знаний; показать практическую значимость математики при решении уравнений из повседневной жизни; воспитывать культуру поведения учащихся во время работы. |
Планируемые результаты | предметные – учащиеся совершенствуют навыки решения уравнений; личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к теме и к изучению предмета; метапредметные: регулятивные – обнаруживают проблему «недостатка» знаний для выполнения действия; познавательные - учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач; коммуникативные – учатся слушать других, критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. |
Формы организации образовательного пространства на уроке | Фронтальная и индивидуальная работы; работа в парах, с учебником. |
Риски | Тема урока окажется сложной для учащихся. Могут возникнуть трудности при проверке работы в парах; не получится планируемая дискуссия при обсуждении ошибок самостоятельной работы. |
Средства обучения | Учебник, письменные принадлежности, презентация, экран, листы самоконтроля |
Базовый учебник | Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 30-е издание, исправленное. МНЕМОЗИНА. Москва 2012 |
Этап урока, продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приёмы, средства обучения | Формируемые УУД |
1.Организационный, 1 мин | Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, мобилизирует внимание. | Выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы. | Словесный | Регулятивные: прогнозирование своей деятельности; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения; самоопределение |
2.Мотивация учебной деятельности, 2 мин | - Предлагает послушать строки из стихотворения С. Маршака. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас и сердце добрым будет. - Как вы понимаете эти строки? - Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке. | Слушают, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли. | Метод стимулирования положительной самооценки (слайд №2) | Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других; Личностные: умение проявлять познавательную инициативу |
3.Актуализация знаний,6 мин | 1) Проводит опрос (приложение №1),в ходе которого проверяется теоретический материал прошлого урока. 2) Предлагает решить устно уравнения: х+43=65; y-74=12; 65-m=26 и вписать ответы в листы самоконтроля; 3) (y+64)-38=48; (x+98)+14=169 | -Актуализируют необходимые установки; -вспоминают основные определения, касающиеся уравнений; -выполняют задания и вписывают ответы в листы самоконтроля; -проводят подсчёт баллов за устную работу -устанавливаю, что таких уравнений они раньше не решали | Фронтальный опрос с элементами тестирования с применением листа самоконтроля (приложение № 2) (слайды №3-8) Самопроверка Слайд №9 | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения Личностные: смыслообразование |
4. Выявление причины затруднения Постановка цели деятельности, 2 мин. | -Чем эти уравнения отличаются от известных уравнений? -Объявляет, что такие уравнения называются составными (усложнёнными) - Предложите тему урока. - Корректировка темы урока. -Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься, какова цель нашего урока? | -они содержат два действия -формулируют тему урока, записывают её в тетрадь -учащиеся самостоятельно формулируют цель урока | Проблемный диалог (слайд №10) |
5. Изучение нового материала (открытие новых знаний и способов действий), 10 мин | - Организует высказывания, предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать; -подводит к тому, что способы их решения могут быть типичными. - Предлагает решить первое уравнение. - в процессе работы, оказывает помощь учащимся по запросу; -организует работу с учебником: предлагает рассмотреть способы решение этого уравнения, предлагаемые авторами учебника -предлагает составить алгоритм решения составных уравнений - Предлагает решить №375(а) на доске по образцу | -пробуют решить уравнение, предлагают свои способы решения уравнений; -свободно обмениваются мнениями, оказывают помощь в парах; -учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске, после чего сверяются с учебником №375 стр. 61 -делают вывод: составные уравнения можно решать двумя способами. - под руководством учителя составляется алгоритм решения составных уравнений (приложение № 2) -два ученика решают уравнение на доске разными способами, объясняя классу каждый шаг | Частично поисковая, исследовательская деятельность; Работа в парах Работа с учебником (слайд № 11) Работа у доски | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов; Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты; Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты. |
6. Физминутка, 2 мин | Даёт рекомендации по выполнению. Ведёт счёт. | Выполняют гимнастику для глаз. (приложение № 4) | Здоровье сберегающие (слайд №12) | Коммуникативные: умение работать по заданию. Личностные: формирование ЗОЖ |
7.Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений) 6 мин | Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь по их запросу. | №376 (в, д) № 377(а) | Работа у доски, в парах | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в пару; учатся формулировать собственное мнение и позицию Личностные: ориентация в межличностных отношениях |
8.Завершающий контроль, 5 мин | -Даёт задание. В процессе работы оказывает помощь учащимся по их запросу | Работают в парах, самостоятельно решают № 376(е) разными способами осуществляют консультации, взаимопомощь, взаимоконтроль, сравнивают ответы № 377(б) составляют только уравнение Заполняют листы самоконтроля | Самостоятельная работа (слайд №13) | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением |
9. Закрепление изученного материала, 7мин | Предлагает решить задачу №373(г) - Какое правило надо помнить при решении уравнений? № 386(а) -Как называются задачи такого вида? | Под руководством учителя записывают условие задачи, решают сам-но с последующей проверкой. -Ищут способы решения задачи | Частично поисковая, исследовательская деятельность; | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: самоопределение, смыслообразование |
10. Подведение итогов урока, оценивание знаний, 2 мин | Предлагает учащимся обобщить приобретённые знания. Даёт качественную оценку работе класса и отдельных учащихся, комментирует оценки. | Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и трудности. | Словесный | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация, допускать возможность существования у людей различных точек зрения Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
11. Рефлексия, 1 мин | Я заканчиваю урок в хорошем настроении, т. к. вы усвоили тему урока, научились решать сложные уравнения. А с каким настроением заканчиваете урок вы? | Оценивают работу за весь урок. | Смайлики (приложение № 5) | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
12. Домашнее задание, 1 мин | Учитель предлагает дозированное домашнее задание | Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы. П.10, № 396, №397(в) Творческое задание: составить и решить задачу с помощью уравнения. Красиво оформить. | разноуровневое домашнее задание, творческое задание для сильных учеников (слайд №14) | Личностные: формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности |
В) числовое равенство.
А) найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня);
В) записать ответ.
В) значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство.
Б) найденное значение подставить в уравнение вместо буквы и проверить верность равенства;
В) вместо буквы подставить любое число.
А) сложением; Б) умножением; В) вычитанием.
В) из вычитаемого вычесть разность.
В) из разности вычесть уменьшаемое.
При выполнении заданий используются листы самоконтроля, куда учащиеся вписывают выбранные ответы.
7) Записать ответ.
Упражнения выполняются на счёт 1-2-3-4 стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Каждое упражнение повторяются 2-3 раза.
С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминутки: влево – вправо, вверх – вниз, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по восьмерке.