Технологическая карта изучения темы «Задача»
Тема
Задача.
Цели
Образовательные: Формировать представление о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Основные понятия
Задача, условие, вопрос, решение.
Межпредметные связи
Литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- индивидуальные доски, маркеры
- презентация «Задача»
- шаги учебной деятельности
- тетрадь
- электронные физкультминутки
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Нам лениться не годится.
Будем новому учиться.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
мотивация учения (личностные УУД)
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Устный счет. Сообщение темы и цели урока.
Повторяют решение примеров (устно) в пределах 10.
С помощью учителя формулируют тему и цель урока
Организует умение считать устно.
Направляет обучающихся на формулировку темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие в гости к сказке. Решая примеры и задачи, мы будем помогать героям преодолевать трудности.
- Посмотрите на слайд и скажите, в какую сказку мы отправимся.
- Правильно, мы отправимся к Золушке.
Жил однажды богатый и знатный человек. У него умерла жена, и он женился второй раз на такой бессердечной гордячке, какой больше не слышишь. У неё было две дочери, во всём похожие на мамашу, — такие же заносчивые злюки. А у мужа была дочка на редкость кроткая и ласковая, вся в покойную свою мать, добрейшую женщину в мире.
- И вот однажды в том городе король хотел организовать бал. Золушке очень хотелось туда попасть. А для того чтобы Золушка отправилась на бал, она должна выполнить приказания мачехи и сестер.
Итак, 1 задание
Сестры раскидали шары, но шары не обычные, а с примерами. Правильно, решив примеры, мы с вами поможем собрать шары, и приблизим Золушку к мечте.
- Итак, начнем.
- Назовите самое маленькое число. Назовите самое большое число.
- Расположите числа от меньшего к большему.
- Молодцы помогли Золушке справиться.
2) Злая мачеха для Золушки приготовила самое сложное задание.
Вам сейчас нужно поработать в парах по карточкам.
Прочитайте тексты и подумайте, какой из этих текстов можно поместить в учебник по математике, а какой в учебник литературного чтения?
Для платья купили 2 красные ленты и 1 белую. Сколько лент купили?
Для платья купили 2 красные ленты и 1 белую. Ленты красивые.
- Чем отличается 2 текст от первого? (в 1 тексте есть вопрос)
- Какой из этих текстов мы разместим в учебнике по математике?
- Какая же тема нашего урока?
- Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача).
- Итак, злая мачеха дала Золушке самое трудное задание: она должна провести небольшое исследование и разобраться с темой: «Что такое задача». Давайте ей поможем… От нас зависит, отправится ли Золушка на бал или нет.
Уметь решать примеры в пределах 10.
Называть наименьшее и наибольшее число.
Выстраивать ряд чисел от меньшего к большему.
Общеучебные -формулирование познавательной цели
Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы (познавательные УУД)
Планирование -определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий (регулятивные УУД).
Целеполагание -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно (регулятивные УУД)
III. Работа с новым материалом
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют новое знание в речи и знаках.
Организует подводящий диалог.
-Послушайте предложение: В саду у Золушки росло 5 цветов, 2 сорвали.
-Это задача? Почему?
Вывод 1: В задаче должен быть вопрос. Без вопроса нет задачи.
– Послушайте следующий вопрос. (Чего больше яблок или вишен?)
Это задача? (Нет).
- Почему? Ведь это вопрос? (Нам ничего не известно)
-Значит в задаче должно быть и то, что известно, т.е. условие.
Вывод 2: В задаче должно быть условие и вопрос.
- Давайте вспомним задачу с лентами. Назовите условие. Назовите вопрос.
- Каким действием можно решить эту задачу? (+)
- Сколько получится? Как это записать?
2+1=3 (л.) – это решение задачи.
- Кто ответит на вопрос задачи? Сколько всего лент купили?
Всего купили 3 ленты – это ответ задачи.
Иметь представление о структуре задачи.
Логические- анализ с целью выделения признаков существенных, несущественных(Познавательные УУД).
Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
(Коммуникативные УУД).
IV. Физ.минутка.
Повторяют движения за учителем.
Имитация движений.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали 1,2,3.
Ножками потопали 1,2,3,
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем,
И опять считать начнем.
V.Первичное закрепление
Проговаривание компонентов задачи
Организует усвоение учениками нового материала.
- Для того чтобы помочь Золушке одеться, мы выполним следующее задание
Уметь различать условие и вопрос задачи.
Уметь оформлять решение задачи.
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
(коммуникативные УУД)
Общеучебные- моделирование (познавательные УУД)
VI. Вторичное закрепление
С помощью учителя называют компоненты задачи
Организовывает работу в группах.
– Мы назвали все компоненты задачи и решили ее.
- А теперь Золушке нужна карета. Для того чтобы добыть карету, нам необходимо найти задачу.
Чтобы наша Золушка отправилась на бал, мы должны выполнить задание в группах.
- А теперь проверим, как вы выполнили задание.
- Итак, мы помогли Золушке разобраться в задании злой мачехи и ответить на вопрос, что же такое задача и из каких компонентов она состоит.
- Какие компоненты обязательно должны быть в задаче?
Уметь называть решение задачи.
Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (коммуникативные УУД)
VII. Итог урока
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока.
Организует фиксирование нового содержания.
.
- Молодцы, мы помогли Золушке отправиться на бал.
- Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача и из каких частей она состоит.)
- Достигли цели? (Да)
- Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)
Уметь подвести итог урока
Смыслообразования - «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него (познавательные УУД)
VIII. Рефлексия
Оценивают свою работу на уроке
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности
Улыбнитесь, если вы не допустили ни одной ошибки, довольны собой; покажите с помощью серьезной мимики то, что вы допустили неточность; сделайте грустное лицо, если вы думаете, что вам надо постараться, и успех обязательно будет!
Уметь давать самооценку.
Оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения ( регулятивные УУД)