kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Имя числительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Образовательные:

-познакомить с новой частью речи — именем числительным;  
-ввести  понятие "количественные” и «порядковые числительные»;  
-формировать, развивать умение находить в тексте и устной речи имена числительные, записывать

-совершенствование умений работать с планом, работать в паре, в группе

  1. Воспитательные:

            -воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем

            и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.

  1. Развивающие:

-развитие познавательного интереса к происхождению имён числительных,

-развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, формирование орфографического навыка,

- расширение кругозора обучающихся,

-развитие творческих способностей, исследовательских умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока "Имя числительное" »

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тип урока: урок открытия новых знаний

УМК: Школа России

Учитель: Аркадьева Елена Геннадьевна

Технологическая карта


Тема

Имя числительное

Цель

Познакомить с именем числительным как частью речи. 

Задачи

  1. Образовательные:

-познакомить с новой частью речи — именем числительным;  
-ввести  понятие "количественные” и «порядковые числительные»;  
-формировать, развивать умение находить в тексте и устной речи имена числительные, записывать

-совершенствование умений работать с планом, работать в паре, в группе

  1. Воспитательные:

-воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем

и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.

  1. Развивающие:

-развитие познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии,

-развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, формирование орфографического навыка,

- расширение кругозора обучающихся,

-развитие творческих способностей, исследовательских умений.

Формируемые УУД

Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Основные понятия

имя собственное, большая буква, имя, полное имя, тёзки, фамилия, отчество.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,

  • презентация,

  • раздаточный материал для парной и групповой работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Самоопределение к деятельности


Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.


Организует проговаривание правил поведения на уроке.





Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей.

Проговаривают «ступеньки знаний».

(СЛАЙД 1)

  1. Громко прозвенел звонок.
    Начинается урок.

 Ну-ка, всё ль у нас в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и ….. (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай …. (не перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…. (поднимать)!


-Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь нашим гостям и друг другу, садитесь.


-Настройтесь на хорошую работу и дайте себе установку: Я буду внимательным, старательным, трудолюбивым, доброжелательным, активным, успешным. ( Выберите для себя.)


-На столах лежат кружочки – это наше настроение. Красный кружок –отличное, жёлтый – хорошее, синий – не очень хорошее.

-Сейчас у вас настроение каково?

Покажите кружочек и скажите «Во!»


-Сегодня на уроке нас ждёт удивительное открытие. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся к нему по ступеням знаний.


Шагаем по ступеням по щелчку мыши

НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).



II. Актуализация знаний


Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Напоминает правила посадки при письме, правила положения тетради.

Даёт задание обучающимся, организует проверку.

Следят за осанкой, за положением тетради при письме.

Записывают число.

Делают вывод.

Вспоминают правило.


-Откройте тетради, приготовьтесь писать. Проверьте правильность посадки и положение тетради.


-Запишите сегодняшнее число. Классная работа.


Работа у доски. Весь класс работает у доски.

-На карточках слова. Прочитайте. Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова.

Класс, хороший, работает, весна, добрая, старается, дети, умные, думают, восемь.

- Какие группы получились? По какому признаку делили эти слова? ? (СУЩ, ПРИЛ, ГЛ,), (задавали вопрос). 

Знать части речи: существительное, прилагательное, глагол.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).



III. Постановка учебной задачи


Цель.

Формулирование темы урока.

Создаёт проблемную ситуацию.

Подводит обучающихся к формированию цели урока.

Вводит понятие «имя числительное».


В какой группе получилось только одно слово? Почему?

Какие слова можно дополнить к этой группе? - Что означают эти слова? (числа при счете) 
- Какой вопрос возник у вас? (Выяснить, к какой части речи относятся данные слова) 

Тема нашего урока связана с этой группой слов.

- Что мы будем изучать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему нашего урока? 

 (СЛАЙД 2)

-Давайте проведем исследование и откроем еще одну тайну русского языка. Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи, значит, они чем-то существенно отличаются, уточните поставленную вами цель.


Цель: Выявить тайны (особенности) этой части речи.


Какие же тайны мы должны узнать?
1 проблема:

- На какие вопросы отвечает, что обозначает имя числительное? На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи? 
-Задайте к словам вопросы. (Один (сколько?), двенадцатый (какой?), восемь (сколько?), одиннадцатый (какой? ) 
2 проблема:

-Какие бывают числительные?

-Обратите внимание на записанные числительные. Можно ли их поделить на группы? (ДА) 
-По какому признаку будете делить? (ПО вопросам) 
-Какие числительные будут в первой группе? (Один, восемь) 
-Во второй группе? (Одиннадцатый, двенадцатый) 
-Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько? (Количество предметов) 
- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой?  (Порядок предметов при счете) 
-Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные. 
-Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счете, называются порядковые. 

-Что же мы делаем обычно на уроках русского языка? (Пишем).
-3 проблема:

-Как правильно писать имена числительные?


Часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? и называет количество предметов или порядок предметов при счете, называется имя числительное. 
- В чем разница между числом и цифрой? /Уточним по словарю С.Ожегова/ 
Число
- понятия количества, величина, при помощи которой производится счет. 
Цифра – знак обозначающий число. 


Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь составлять план урока с помощью учителя. (Регулятивные УУД).


IV. «Открытие» обучающимися новых знаний


Цель.

Познакомить с частью речи «имя числительное», с правилом написания имён числительных.


Организует работу по плану урока над понятием «Имя числительное».

Организует поисковую работу.

Совместно с обучающимися формулирует правило, что такое имя числительное.

Работают по плану урока над завершением предложений.


Работают над понятием «имя числительное».





Совместно с учителем делают вывод.































-Прочитайте написанное. (СЛАЙД 3)

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.


Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеёнку.


-Есть ли в этом предложении числительные? (Нет)

-Как вы это узнали? (По вопросам)


(СЛАЙД 4)

- Я знаю два удивительных русских слова, - сказал Хоттабычу однажды Буратино. – В одном из них семь одинаковых гласных, а в другом - сорок.

- О мудрейший из юношей! – воскликнул Хоттабыч. – Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Знай же, что я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом из них сто одинаковых согласных!

(7я, 40а) (100л, 100г, 100н, 100п)


-Какие слова получились у первой группы? У второй группы? Можно ли эти слова назвать числительными? (Нет, они отвечают на вопрос кто? Что? Это имена существительные)


-Сколько детей у вас в классе? (8)

- Что мы узнали? (Количество детей)

Как можно назвать числительные, которые называют количество предметов? (Количественные числительные)


- В одну шеренгу становись! По порядку номеров рассчитайсь!

_-Какой ты был по счёту? А ты? Что в этот раз мы узнавали? (Порядок при счёте)

Как называются числительные, которые называют порядок предметов при счёте? (Порядковые числительные)

(СЛАЙД 5)


(СЛАЙД 6)

Закончи предложения:

Имя числительное – это ...

Количественные числительные отвечают на вопрос ...

Порядковые числительные отвечают

на вопрос ...


Имя числительное- это часть речи, которая называет количество предметов или порядок предметов при счете.

Знать, какие группы слов относятся к именам числительным, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).



ФИЗМИНУТКА

Организует проведение физминутки.

Участвуют в физминутке.

5.Физминутка. 
Раз – подняться, потянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире, 
Пять – руками помахать, 
Шесть – на стульчик тихо сесть. 

Уметь отличать имена числительные от других слов.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

V. Первичное закрепление


Цель.

Закрепить написание имен числительных

Организует работу с тренажёром, работу над проблемным вопросом, работу над предложениями.


Сообщения учащихся.

Работают с тренажёром, вспоминают изученное правило, записывают числительные в тетрадь.

- Какая новая часть речи встретилась в физминутке ? 
- Какие это числительные? (количественные) 
- Почему? (Сколько) 
-Превратите количественные числительные в порядковые числительные.(раз – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.) 

Выполним эту работу письменно.


Покажите как вы выполнили работу, поднимите нужный кружок.


(СЛАЙД 7)

-Знаете ли вы, как получились числительные 11, 12, 13 и т.д.?

Все мы знаем числительные первого десятка. Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся числительных. Наши предки считали : один на десяте, два на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трёх слов в одно слово и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать; числительные один, два, три и другие хорошо «сохранились» в них, а десять подверглось фонетическому изменению. Так возникло необычное сочетание – «дцать», входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффикс.

В числительном одиннадцать два н появилось потому, что слово один, оканчиваясь на н, соединяется с предлогом на:

один + на + дцать.

Другие числительные не имеют на конце н, поэтому в них одна буква н:

две + на+ дцать,

три + на +дцать и т.д.


(СЛАЙД 8)

А знаете ли вы как пишутся остальные числительные?

В каких числительных пишем в середине ь?

Мягкий знак пишется

В середине числительных

от 50 до 80

и от 500 до 900

В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать мягкий знак не пишется.

Уметь правильно писать имена числительные.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).

VI.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Цель.

Проверить написание имен числительных, Взаимопорверка усвоения знаний.



Организует работу в парах, используя алгоритм.

Работают в парах, используя алгоритм.

(СЛАЙД 9)

-А сейчас вам предстоит поработать в парах. На каждый стол я раздала карточки с числами и положила правило. Пользуясь правилом, вы должны правильно записать числа словами.

50, 15, 18, 80, 30, 5, 70, 17, 500, 670, 985

Пятьдесят, пятнадцать, восемнадцать, восемьдесят, тридцать, пять, семьдесят, семнадцать, пятьсот, шестьсот семьдесят, девятьсот восемьдесят пять.


Алгоритм

  1. Прочитайте.

  2. Выберите нужное правило.

  3. Объясните свой выбор .

  4. Напишите правильно слово.


-Взаимопроверка по эталону. Подчеркните Ь. Оцените свою работу, покажите кружочек.

Уметь отличать имена числительные от других частей речи, правильно их записывать.

Уметь работать в парах

(Коммуникативные УУД).

Уметь работать по алгоритму (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь выполнять самопроверку.

(Регулятивные УУД).

VII. «Открытие» обучающимися новых знаний

VIII. Рефлексия

Цель.

Фиксация нового содержания урока.


Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Организует фиксирование содержания.


Организует рефлексию.


Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.


Рассказывают, что узнали, знают, смогли.


Выполняют самооценку.




(СЛАЙД 10)

Миллион

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в ХIII веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу – ищ – (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.

(СЛАЙД 11)

Ноль и нуль.

Есть две формы: ноль и нуль. В терминологическом значении (особенно в косвенных падежах) обычно используется вторая: температура держится на нуле.

В устойчивых выражениях встречаются обе формы: ноль внимания, абсолютный нуль, круглый нуль. Производное прилагательное обычно образуется от формы нуль, например: нулевой меридиан, нулевой пробег.


Игра «Собери пословицы»

1. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

2.Ум хорошо, а два лучше.

3.Семь бед – один ответ.

4.У семи нянек дитя без глазу.

5.Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.


-Каждая команда читает по одной пословице и называет числительное.

 -Показываем своё настроение.


Итак, наше занятие заканчивается.

- Давайте вспомним, на какие вопросы нам предстояло ответить в начале урока?

-Как вы считаете, мы получили на них ответ?

Отвечаем!

Сделайте, пожалуйста, вывод.

-Оцените свою работу (используя условные знаки)

-_Кого вам хочется похвалить за урок и за что?

-Кто показывал в течение урока только красный кружок? Ставьте в дневник «5».

_-Кто показывал красный и жёлтый? (4)


7. Итоги (продуктивные задания на воспроизведение новых знаний). Повторим то, что знаем об имени числительном.
- Встаньте, кто считает, что активно потрудился на занятии.

А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
Спасибо за работу.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
технологическая карта урока "Имя числительное"

Автор: Аркадьева Елена Геннадьевна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Технологическая карта урока "Имя числительное" УМК Перспектива "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-imia-chislitiel-noie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "203137"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429431483"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технологическая карта урока по теме:"Имя числительное:особенности правописания и употребления в речи" "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-imia-chislitiel-noie-osobiennosti-pravopisaniia-i-upotrieblieniia-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "134225"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416688252"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Технологическая карта урока русского языка по ФГОС 6 класс.Тема урока "Имя числительное" "
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-6-klass-tiema-uroka-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "186430"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426344322"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Технологическая карта урока русского языка "Имя числительное""
    ["seo_title"] => string(64) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_imia_chislitelnoe"
    ["file_id"] => string(6) "517232"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1564586294"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Технологическая карта урока русского языка по теме: "Имя числительное""
    ["seo_title"] => string(72) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_imia_chislitelnoe"
    ["file_id"] => string(6) "638406"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1697860740"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства