Цели деятельности педагога | Научить соотносить цифру 4 и число предметов (в том числе, используя знания детей о многоугольниках); совершенствовать навыки счёта (количественного и порядкового); продолжить формировать у детей умения сравнивать предметы по разным признакам, обосновывать свой выбор; развивать умения анализировать и обобщать. Формировать навыки взаимного уважительного отношения. |
Тип, вид урока | Урок «открытия» нового знания |
Планируемые результаты: Предметные Универсальные учебные действия: Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: Личностные: | Учащиеся научатся правильно писать цифру 4; соотносить цифру и число предметов; усовершенствуют навыки счёта предметов; продолжат отрабатывать умения сравнивать предметы по разным признакам; будут развивать умение сравнивать и обобщать. осуществление контроля по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений; строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждений. Допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение; оценивать свои поступки, действия, слова. |
Формы и методы обучения | Фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический |
Основное содержание темы, понятия и термины | Число 4, цифра 4, четырёхугольники, пары предметов |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Учебник, печатная тетрадь; счётный материал; сюжетные картинки; магнитная доска, проектор; геометрические фигуры. Презентация «Цифры», фрагмент м/ф «Козлёнок, который считал до 10» |
Этап урока | Методический приём | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения | Образовательные ресурсы (ИКТ) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I Самоопределение к деятельности | Фронтальная беседа | Проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; соз-дает эмоционально положительный настрой на урок. -Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит, можно садиться! -Проверьте, всё ли необходимое вы приготовили к уроку. | Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы, проверяют свою готовность к уроку. | Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность | Стихотворное вступительное слово |
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Работа в парах Фронтальная работа по иллюстрации на доске | -Работаем в парах. Вы получили карточки, как вы думаете, какое задание вы должны выполнить? 3 2 1 -Как вы думаете, какое число могло бы стоять в следующем за «3» квадратике? - На доске представлен ряд геометрических фигур. Как их можно назвать одним словом? 1 2 3 ? - Найдите среди них лишнюю. - Что, по-вашему, обозначают цифры под этими фигурами? - Какая цифра должна встать на место вопросительного знака? - В конце урока мы обязательно ответим на этот вопрос и на месте вопросительного знака появится нужная цифра. -Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? | Дети формулируют задание. -Соединить рисунок с цифрой, обозначающей количество предметов. Ответы учащихся с обоснованием мнения. («4») Ответы детей (Плоские геометрические фигуры, многоугольники, перечисление названий фигур (Учитель напоминает в данном случае задание: назвать одним словом) -Лишняя фигура с тремя вершинами, у всех других по 4 (и по количеству сторон). -Лишняя синяя фигура, она отличается от остальных размером. -Номер по порядку. Дети предполагают, некоторые испытывают затруднение. | Умение ставить вопрос к учебной задаче ; анализировать; работать в парах (умение договариваться, распределять работу) Умение рассуждать, выявлять закономерность. Умение подбирать обобщённое слово, основываясь на имеющихся знаний по начальной геометрии. Умение слушать выступающего. Умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные и несущественные признаки. Умение высказывать предположения с обоснованием. | Карточки с заданием «Соедини картинку с цифрой» Набор геометрических фигур, отличающихся цветом, размером и формой. |
III Постановка учебной задачи | Фронтальная работа | - Верно, мы сегодня знакомимся с числом 4 и с цифрой «4», научимся её правильно писать, использовать число 4 при пересчёте предметов. - Послушайте и отгадайте загадки. Шевелились у цветка Четыре грязных копытца Все четыре лепестка. Залезли прямо в корытце. Я сорвать его хотел, (поросёнок) Он вспорхнул и улетел. (бабочка) Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка, И тебя, как ночь настанет, Всё равно к себе притянет. (подушка) -У нас есть волшебный сундучок с отгадками, давайте проверим наши предположения. - Какое число используется в этих загадках и что в этом числе особенного? | Дети дают свои ответы, предполагают, обосновывают. Соотнесение своих ответов с эталоном. На картинках всё по парам, две пары крыльев, две пары ног у поросёнка, две пары ушек у подушки. | Умение сравнивать, вычленять основные свойства предметов, аргументировать свои ответы. Выявляют затруднения. Умение применять имеющиеся знания в новой ситуации. | Презентация «Ответы в картинках» |
IV Построение проекта выхода из затруднения | Фронтальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа Физкультминутка | - Работаем по учебнику. Откройте стр. 52 (учитель записывает номер страницы на доске, чтобы все могли найти её) Номер задания 1. Что означает картинка в квадрате? -Миша спросил у Маши: «Сколько лап у кошки?» -Сосчитайте, ребята. Помогите Мише. -Назовите животных, у которых тоже две пары ног. - Назовите изделия человека, где встретилось бы число четыре. Задание №2 - Рассмотрите, как выглядит цифра 4. Найдите её среди знаков. Сколько раз она вам встретилась. -Запишите ответ цифрой в тетради. -Чем же отличается число от цифры? -А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре- Вот летит ракета ввысь! Задание №3. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? | -Надо подумать. Дети считают. (четыре, две пары) (лошадь, кенгуру, собака и проч.) (Четыре ножки у стула, у стола, четыре колеса у машины, 4 уголка у конверта) Дети рассматривают и выбирают «4» среди знаков. Считают. - Цифра - это знак для записи числа. Выполняют движения за учителем, повторяют слова стихотворения. -Определить, на что похожа цифра 4. | Отработка навыка ориентироваться на страницах учебника. Совершенствование умения читать условные обозначения Упражнение в устном счёте, тренировка в порядковом счёте. Развитие зоркости, умение анализировать. Отрабатывают количественный счёт. Закрепление навыка. Закрепляют понятие «число» и «цифра» Умение расслабляться, поддерживать эмоциональный настрой во время урока. В игровой форме закрепляют понятие о месте числа 4 в натуральном ряде чисел. Умение сравнивать, вычленять существенные признаки. | Учебник стр.52 №1 Стр.52, №2 Работа в тетради Показ движений под рифму Задание №3 |
V Первичное закрепление | Индивидуальная работа | - Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней, как пишется цифра 4. Таблица «Цифра 4» - Потренируйся правильно писать цифру 4 в печатной тетради. Стр. 50, №1. | - 4 состоит из трёх элементов: 2-х наклонных палочек и одной горизонтальной Начинаю писать меньшую наклонную палочку чуть правее середины верхней стороны клетки и веду её наклонно чуть ниже середины клетки; затем без отрыва пишу горизонтальную палочку вправо чуть-чуть не доводя до правой стороны клетки. Длинную палочку начинаю писать чуть ниже верхнего правого угла клетки и ведём к нижней стороны клетки чуть правее её середины Дети пишут цифру | Умение анализировать, составлять алгоритм своих действий, проговаривать его; ориентироваться на странице тетради и в одной её клеточке. Закреплять умение оперировать понятиями «вправо, влево, вверх, вниз, середина» Отработка графического умения писать новую цифру | Демонстрационная таблица «Цифра 4» Печатная тетрадь стр.50 №1 |
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Фронтальная беседа Самостоятельная работа | - Вспомним с вами мультфильм про козлёнка, кого он сосчитал первым? Вторым? Третьим? - Каким по счёту будет следующий герой мультфильма, которого сосчитает козлёнок? Кто этот герой? Посмотрим с вами продолжение…. -Запишите цифры по порядку от 0 до 4, начиная с самого маленького. - Сравните с образцом -Какое число следует сразу за тройкой? -Выполните задание в печатной тетради на стр.51 №3,4. Учитель читает задания. | Козлёнок Телёнок Корова ? Четвёртым Высказывают предположения Работают на планшетах Осуществляют самопроверку Работают в печатных тетрадях | Развитие памяти, внимания, умение давать развёрнутые ответы. Умение выслушать мнение говорящего. Умение работать самостоятельно, Анализировать свои действия, соотносить их с эталоном, корректировать ошибки. Закрепляют знания о соответствии количества вершин количеству сторон в многоугольниках, производят сравнение чисел. | М/ф «Козлёнок, который считал до 10» (фрагмент) Запись на доске:0 1 2 3 4 Печатная тетрадь стр.51 №3,4 |
VII Рефлексия деятельности (итог урока) | Фронтальная обобщающая беседа | - Что вы нового узнали на уроке? -Что мы повторили на уроке? - Что показалось трудным? -Смогли вы справиться с затруднениями? | Какой цифрой обозначается число четыре, как эту цифру правильно писать, как правильно посчитать до 4-х. Повторили отличие цифры от числа, вспомнили счёт от 0 до 3. Записать цифры по порядку в задании № 5, писать цифру 4, не выходя за границу клетки. Ответы будут разными. | Умение делать вывод (обобщать), анализировать работу на уроке, систематизировать полученные знания. Умение отделять новое и уже известного. Умение анализировать, выявлять затруднения. Умение разграничивать «Я знаю, умею» и «Я не знаю,не умею» «Мне надо ещё потренироваться» | |