Разработка содержит: презентацию, конспект урока, технологическую карту, музыкальный материал. Материал будет полезен, для учителей, работающих по программе Критской (раздел "Гори, гори ясно.)
- Авторы и название учебной программы: «Программа по музыке 2 класс, авторы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская»
- Учебная тема (раздел): « Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
- Название учебного занятия: "Фольклор - народная мудрость"
- Эпиграф " Познай свой народ и ты станешь человеком" К.Ушинский.
- Цель: Познакомить учащихся с жанровым разнообразием русского фольклора.
6.Формирование УУД:
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации
- определение хода дискуссии через постановку основных вопросов, на которые дети будут искать ответ на вопрос,
Познавательные: общеучебные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации, извлечение из неё полезного для поиска истины
- структурирование знаний;
- различие народных песенных жанров и сопоставление средства их выразительности.
- выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Логические УУД :
-умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Личностные:
- навыки самовоспитания и самоорганизации
Коммуникативные:
- Разыгрывать народные игровые песни, песни – диалоги, песни – хороводы. |
- Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого исполнения, воплощения различных образов русого фольклора. 8. Тип урока: урок «открытия» нового знания
9. Форма организации деятельности обучающихся: групповая, коллективная,
Виды деятельности:
- беседа;
- изучение разных жанров фольклора: скороговорка, считалка, пословица, хороводная песня, народная игра, русская народная сказка.
- выполнение творческих заданий
- создание проекта по подгруппам (завивание берёзки)
- рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание призентации, слушание музыки);
- выполнение практических упражнений. 10. Литература:
- В. Даль "Пословицы и поговорки русского народа"
- Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова
- Материалы экспедиций по Челябинской области кафедры фольклористика ЧГАКиИ. Музыкальный материал:
- Музыкальные фонограммы
Наглядный материал:
- Мультимедийная презентация;
- маска козлика
- ленты, народные пояса
- листы для рефлексии
- народный костюм
- игрушка Домовёнок Оборудование:
-мультимедийное оборудование.
- инструмент фортепиано (баян, гармонь)..
Ход урока
1.Организационный момент. (5 мин.)
Учитель,одетый в русский народный костюм, приветствует детей
- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
(ответы детей)
А что такое народная музыка, фольклор?
Учитель: (слайд 1)
Вы сами определили и тему нашего урока, и поставили перед собой цель
Фольклор – это сокровищница культуры и история нашего народа, которая включает и народные песни, устное творчество, всеми любимые народные праздники.
И сегодня мы ребята, отправимся в путешествие в давние, давние времена, чтобы узнать, как же жили раньше наши предки, чем занимались, какие праздники справляли и какие песни пели.
2.Освоение нового материала. (20 мин.)
Учитель: (слайд 2)
Сегодня я пришла к Вам на урок не одна, а с домовёнком Нафаней. Домовой живёт в каждом доме, хотя не каждый может его увидеть. Он охраняет семейный очаг, любит когда в доме порядок и уют, лад и понимание. А ещё домовой считается хранителем семейных обычаев наших предков – прапрадедушек и прапрабабушек. Но прежде чем отправится в путешествие вам необходимо выполнить 3 задания, которые приготовил для вас Нафаня.
Первое задание: Нафаня очень хочет узнать, как же звать вас, величать. Пропойте попорядку нам свои имена.
Ученики: пропевают свои имена, сочиняя собственный мотив.
Учитель:Посмотри, Нафаня какие красивые имена у детей, наверное и они очень добрые и умные.
Второе задание: Чтоб было легче нам идти дорожку нужно подмести!
Ребята, посмотрите, а Нафаня пришёл к вам не с пустыми руками, а с веником.
Сейчас я вам проговорю скороговорку, но необычную, а музыкальную. А вы внимательно послушайте, а потом попробуете её повторить!
Скороговорка «Веники, веники!».
Веники, веники, веники помелики.
На печи валялися, да с печи оборвалися.
Учащиеся: разучивают распевку, исполняют по полутонам вверх и вниз. Исполнение распевки сопровождают движения, придуманными учениками.
Учитель:
Молодцы ребята, и с этим заданием справились.
А третье задание будет посложнее:
Сейчас я расскажу вам сказку, но не простую, а волшебную, а вы внимательно послушайте и затем попробуйте ответить на мои вопросы. Сказка называется «Старичок-годовичок»(материал записан в экспедиции по челябинской области" НРЭО.
Живет старик-годовик, а где поживает — никто не знает. Пошел по земле, да незаметно выше гор, выше туч вырос. А как тучу перерос — стал он махать рукавом да пускать птиц. И каждая птица со своим особым именем!
Вот махнул старик - годовик в первый раз — и полетели первые три птицы. От крыльев холодом повеяло, с перьев белый снег осыпается.
Махнул старик во второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал ежиться да плакать, появились первые проталинки, показались цветы.
Махнул старик-годовик в третий раз — и полетела третья тройка. Стал солнышко во всю силушку греть. Стало жарко да душно.
В лесу выросли ягоды и грибы.
И в четвертый раз махнул старик – годовик. И полетели еще три птицы. Подули холодные ветры, посыпался частый дождик, поползли густые туманы.
А птицы-то были у старика—годовика не простые! У каждой по четыре крыла! Да в каждом крыле по семи перьев. И всякое перо со своим именем. Одна половина пера - белая, другая — черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой - станет темным—темно.
А вы догадались, ребята, что это за птиц выпускал из рукава старик—годовик?.
Учащиеся: дают ответы, размышляют.
Учитель: (слайд 3)
Правильно! И в каждое время года люди находили слова, чтобы похвалить и воспеть глубокие снега, солнечную весну, зелень лета и осенние созревающие поля. Каждое время года славилось своими праздниками, песнями и играми.
Итак, отправляемся в путь по народному календарю! Вы готовы? А помощником в путешествии будет для нас песня. Учитель исполняет песню «Хоровод круглый год».( фольклорная хороводная песня) (слайд 4)1.Осень к нам идёт, ярмарки ведёт. Ой, ладу, ладу, ярмарки ведёт.
2. Зима к нам идёт Коляду ведёт. Ой, ладу, ладу, Коляду ведёт.
3. Весна к нам идёт, Масленку ведёт. Ой, ладу, ладу, Масленку ведёт.
4. Лето к нам идёт, Троицу ведёт. Ой, ладу, ладу, Троицу ведёт.Ребята, ответьте на вопрос Нафани: «Чем являются слова "ладу, ладу"в народной песни?
Учащиеся анализируют текст песни. Дают ответы.