kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Слово и его лексическое значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с понятием «лексическое значение слова»; совершенствовать умение определять значение слова по толковому словарю; способствовать развитию умения вставлять в текст пропущенные слова; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Слово и его лексическое значение"»

тема: Слово и его лексическое значение

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «лексическое значение слова»; совершенствовать умение определять значение слова по толковому словарю; способствовать развитию умения вставлять в текст пропущенные слова; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «лексическое значение слова»; научатся осознавать слово как единство звучания и значения; определять значение слова или уточнять с помощью толкового словаря учебника; на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), близкие и противоположные по значению; подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач; на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов

Метапредметные УУД

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте народную песенку в задании 57. Прочитайте предложения, объясните написание пропущенных глаголов и пропущенных букв в словах.

– Какое это предложение: простое или сложное? Объясните расстановку знаков препинания.

– Выделите в любых трех именах существительных значимые части слова.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают предложения, объясняют написание пропущенных букв и слов. Доказывают, что данное предложение является простым с однородными сказуемыми. (См. РМ, Приложение 2.)

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию

личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает звонкий парный согласный, который есть в словах, где пропущена буква «е». Отгадайте эту букву. (Буква «б».) Запишите буквы, слоги, слова.

– Прочитайте предложение, записанное на доске:

Бублик баранку батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

– Какие ошибки допущены в предложении?

Выполняют чистописание. Записывают буквы, слоги, слова.

Бб бе бю бу бо бы би

Береза, беседка, лебедь.











– Не поставлены запятые между однородными членами предложения.

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Докажите, что это однородные члены предложения и между ними нужны запятые.



– Запишите предложение, расставьте знаки препинания.

– Слова «бублик», «баранку», «батон» отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.

Списывают предложение, ставят знаки препинания. (См. РМ, Приложение 3.)

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадки:

В поле сережки

На тоненьких ножках. (Овес.)

Как во поле на кургане

Стоит курица с серьгами. (Овес.)

(См. РМ, Приложение 4.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

Отгадывают загадки, знакомятся с лексическим значением слова «овес».

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

п




о

в

е

с

л




е








– Подберите однокоренные слова к слову «овес».

– Запишите пословицы и поговорки со словом «овес».

– Составьте предложения с данным словом

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения



III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите таблицу. Закрасьте в каждом ряду этой таблицы «лишнюю» букву. Составьте из этих букв слово. Запишите получившееся слово в клетках. Прочитайте это слово.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.







Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать,

находить

Продолжение табл.

1

2

3

4




а

а

л

а

а

а

а

е

р

р

р

р

р

р

с

с

с

к

с

с

с

у

с

у

у

у

у

у

м

м

м

м

м

и

м

о

о

о

о

о

о

к

т

т

т

т

а

т

т





а

а

л

а

а

а

а

е

р

р

р

р

р

р

с

с

с

к

с

с

с

у

с

у

у

у

у

у

м

м

м

м

м

и

м

о

о

о

о

о

о

к

т

т

т

т

а

т

т



общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в уст-

ной форме



– Какое слово у вас получилось? (Слово «лексика».)

– Что означает это слово? Где можно узнать значение слова «лексика»? (Объяснение значений слов дается в толковом словаре.)

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы узнаем…

• Мы определим…

• Мы выясним…

– В этом разделе мы будем изучать слово и его значение

Записывают слово «лексика».

В толковом словаре уточняют значение слова «лексика». Под руководством учителя определяют задачи урока.

Сегодня на уроке мы:

– узнаем, что такое лексика и что она изучает;

– узнаем историю появления слов в нашем языке;

– узнаем, какие слова называются устаревшими

и новыми;

– определим, что такое лексическое значение слова;

– выясним, где можно найти лексическое значение слова



Продолжение табл.

1

2

3

4

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Послушайте стихотворение И. Токмаковой.

– Удалось ли мальчику придумать новое слово? Почему? (Слово «ничего не значит», не имеет смысла.)

– Каждое слово состоит из звуков (букв) и что-то обозначает, имеет смысл. Слова служат для называния предметов (стол, дуб и т. д.), их признаков (деревянный, могучий, смешной и т. д.), действий

(сломался, качать, идти и т. д.), количества (пять, семьсот и т. д.). Каждое слово что-то обозначает.

– Отгадайте загадки и заполните таблицу.

Круглое, румяное, Любят меня взрослые

Я расту на ветке. И, конечно, детки!

(Яблоко.)

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В нее бумагу можно класть:

Бумага в нашей пасти

Разделится на части. (Ножницы.)

– Послушайте стихотворение Я. Козловского.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь

По прозванию словарь.

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Работают с толковым словарем в конце учебника.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение И. Токмаковой.

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово.

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет –

Плим, плим, плим.

Но ничего не значит

Плим, плим, плим!

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Делать выводы,

извлекать информацию
из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Какие словари вы знаете? Что в них вы можете узнать?

Всё, что нас окружает в мире, имеет свое название. Если мы хотим рассказать о чем-либо, поделиться своими впечатлениями, чувствами, мы используем слова. При помощи слов мы общаемся.

Названия всех разделов науки о языке произошли
из греческого языка. В переводе с греческого «лексикос» – «относящийся к слову». Количество слов, которые понимает и употребляет человек в своей речи, называется словарным запасом. Богатый словарный запас позволяет полно и точно выражать свои мысли, легко писать, непринужденно выступать перед аудиторией. Как вы думаете, у кого словарный запас больше: у ребенка или у взрослого? А как можно расширить свой словарный запас?

– Сделаем вывод: что же изучает лексика?

– Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

– Где можно узнать лексическое значение слова?

– У вас в конце учебника есть небольшой толковый словарик. Давайте посмотрим, как же узнать лексическое значение слова. Слова располагаются по алфавиту. Рядом с каждым словом есть словарная статья. Откройте словарь на слове «агроном». Рядом со словом мы видим запись – это словарная статья

Отгадывают загадки и заполняют таблицу.

Предмет

Слово

Лексическое значение

яблоко

Плод яблони, фрукт; круглое, обычно кисло-сладкое на вкус, весьма питательное

ножницы

Инструмент или машина с рабочим органом в виде двух ножей, совместным встречным действием которых производится резание чего-либо



















– Узнать лексическое значение слова можно в толковом словаре. В самом большом 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке

с поставленной задачей и условиями ее реализации

Продолжение табл.

1

2

3

4

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 57).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте высказывания о русском языке. Спишите любое высказывание. Объясните, как вы поняли его смысл.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 58).

– Рассмотрите рисунки. Назовите предметы. Какие предметы вы затруднились назвать? Почему?

– Запишите пять слов-названий предметов. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

Выделяют устаревшие слова. Называют слова, обозначающие старинные предметы: «лапти», «чернильница», «перьевая ручка».

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 59)

– Прочитайте. Определите по лексическому значению пропущенные слова.

– Запишите слова, соответствующие данным толкованиям. Подчеркните в корне слов буквы, написание которых надо запомнить

Записывают слова, соответствующие данным толкованиям. Подчеркивают в словарных словах орфограммы. (См. РМ, Приложение 5.)

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Назовите слова, зная их лексическое значение.

Тот, кто работает в шахте, – … (шахтер).

Тот, кто учит детей, – … (учитель).

Тот, кто учится на отлично, – … (отличник).

Здание, где учатся школьники, – … (школа).

– Прочитайте задание в упражнении 60. Что обозначают выделенные слова? Найдите значения

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.





Уточняют значение слов в толковом словаре.

(См. РМ, Приложение 6, 7.)

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргумен-

Продолжение табл.

1

2

3

4

по учебнику

(упражне-

ние 60).

этих слов в толковом словаре.

– Спишите предложение. Запомните произношение выделенных слов.

– Устно составьте текст на одну из данных тем:

«В библиотеке», «Вылечим книжки!».


тировать свою

точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия, заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Работа в тет-

ради (зада-

ние 58).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Медведева «Наоборот» в задании 58.

– Поработайте в парах. Обсудите, является ли каждое выделенное сочетание букв словом.

– Прочитайте выделенные сочетания букв наоборот. Запишите получившиеся слова.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Работают в парах. Делают вывод, что выделенные сочетания букв словами не являются. Читают данные сочетания букв наоборот и записывают слова.

Волк, Топтыгин, белка, ежи, крот.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 59).

– Прочитайте задание 59. Подчеркните слова-названия цветов.

– Объясните, почему так названы цветы: одуванчик, колокольчик, гвоздика

Объясняют названия цветов, используя словари.

Одуванчик – растение, цветы которого можно сдуть.

Колокольчик – растение, цветы которого по форме похожи на колокол.

Гвоздика – растение, сухие бутоны которого напоминают по форме гвозди старой ручной ковки.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 60)

– Прочитайте задание 60. Вставьте пропущенные буквы.

– Сравните слова в каждом столбике по лексическому значению. Подчеркните лишние слова.

Вставляют пропущенные буквы.

метель

иней

работа

заря

молоток

трактор

топор

лопата

комната

квартира

библиотека

горизонт



Окончание табл.

1

2

3

4




– Подберите к выделенным словам однокоренные имена существительные, обозначающие профессии людей. Запишите слова-названия профессий

Образуют и записывают слова-названия профессий.

Рабочий, тракторист, библиотекарь


VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что такое лексика?

– Что такое лексическое значение слова?

– Как можно определить лексическое значение слова? (См. РМ, Приложение 8.)

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Покажите, насколько хорошо вы усвоили новый материал, с помощью цветных карточек

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.











Выбирают цвет:

– красный, если испытывали затруднение;

– желтый, если усвоили новое знание, но затрудняются применять его на практике;

– зеленый, если усвоили новое знание и научились применять его на практике

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 61 в рабочей тетради, упражнение 61 в учебнике; подготовить сообщение об истории слова «шофер»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи






Просмотр содержимого документа
«рус 22»

Урок русского языка №22 Дата:04.10.16
Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова.
Прямое и переносное значения слов

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятиями «устаревшие слова», «многозначные слова», «заимствованные слова», «прямое» и «переносное значение» слов; совершенствовать умение объяснять значения многозначных слов; способствовать развитию умения составлять предложения со словами в прямом и переносном значении; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятиями «устаревшие слова», «многозначные слова», «заимствованные слова», «прямое» и «переносное значение» слов; научатся объяснять значения многозначных слов; составлять предложения со словами в прямом и переносном значении; уточнять лексическое значение устаревших и заимствованных слов в толковом словаре; выполнять разбор слова по составу

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать

в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли

в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности
учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Рассказывают о происхождении слова «шофер».

(См. РМ, Приложение 2.)

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять выс-

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

– Прочитайте отрывок стихотворения Е. Трутневой

в задании 61. Вставьте пропущенные буквы.

– Что обозначает выделенное слово?

– Подчеркните названия плодов огородных растений. Запишите другие слова-названия огородных растений и плодов этих растений.

Объясняют значение выделенного слова.

Мимоходом – по пути, проходя мимо.

Записывают названия огородных растений и их плодов.

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Спишите буквосочетания, продолжив закономерность.

– Прочитайте. Спишите.

Выполняют чистописание.

Срв Вср Рвс

Спит спокойно старый слон –

Стоя спать умеет он.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Доскажите словечко:

Где писателям уют?

Где их помнят, любят, ждут

И заносят в картотеки?

Скажем, где? (В библиотеке!)

(См. РМ, Приложение 3.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «библиотека»





к







л



н

п





б

и

б

л

и

о

т

е

к

а


с



г

л






т



а

к










а





Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения с этим словом

казанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

(См. РМ, Приложение 4.)

– Прочитайте тему урока.

– Что мы должны узнать на уроке?

– Что такое лексика? Сколько лексических значений имеет слово? Как определить лексическое значение слов? Какие слова называются многозначными?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.



Объясняют значение слова «лексика».

Лексика – 1) Совокупность слов какого-либо языка, диалекта; совокупность слов, употребляющихся в какой-либо сфере деятельности; совокупность слов, используемых кем-либо в своей речи, при написании каких-либо произведений и т. п.

2) разг. То же, что лексикология.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Что можно сказать о происхождении

выделенных слов? (Слова «футбол», «хоккей»,

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализа-

Продолжение табл.

1

2

3

4

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 62).

«жокей», «теннис», «яхта», «бокс», «рекорд», «чемпион», «тайм-аут», «спорт» – слова иностранного происхождения.)

– Узнайте лексическое значение этих слов в словаре иностранных слов.

связных текстов. Знакомятся со словами иностранного происхождения.

цию, осознанно и произвольно строить речевые высказывания

– Спишите слова, заимствованные из английского языка, располагая их по алфавиту.

Записывают слова, заимствованные из английского языка, в алфавитном порядке.

Бокс, бутсы, жокей, рекорд, спорт, тайм-аут, теннис, футбол, хоккей, чемпион, яхта.


Работа

по учебнику

(упражне-

ние 63)

– Прочитайте слова, заимствованные из других языков. Запишите слова любой группы по алфавиту, объясните их значения.

– Ознакомьтесь со словарем иностранных слов в учебнике. Запишите толкование слова «дирижер».

– А знаете ли вы, почему тетрадь, пенал и карандаш называются так, а не по-другому?

«Тетрадь» – слово не русское, а греческое, и означает оно «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом еще раз пополам. Останется лишь разрезать эту книжечку, сшить ее посредине – и тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Такими и были первые тетради. Потом листов стало больше, но название осталось то же.

Слово «пенал» пришло к нам из латинского языка. Слово «перо» по-латыни будет «пенна». А «пенна» и «пенал» звучат почти одинаково, правда?

Записывают слова, заимствованные из греческого языка, в алфавитном порядке.

Библиотека, горизонт, каталог, кровать, театр, телефон.

Записывают слова, заимствованные из итальянского языка, в алфавитном порядке.

Газета, макароны, мозаика, опера, помидор, флейта.

Записывают слова, заимствованные из голландского языка, в алфавитном порядке.

Катер, компас, матрос, фланг, флот, штурман.

Записывают слова, заимствованные из французского языка, в алфавитном порядке.

Багаж, билет, метр, шоссе, шофер.

Записывают слова, заимствованные из немецкого языка, в алфавитном порядке.

Бутерброд, картофель, лагерь, ранец, солдат.


Продолжение табл.

1

2

3

4


Слово «карандаш» произошло от тюркского «кара», что означает «черный», и «таш» – «камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились черные палочки, для них стали делать «одежду» – кожаную, металлическую и, наконец, деревянную. Сейчас стерженьки в этих

приспособлениях для письма могут быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом «карандаш». (См. РМ, Приложение 5, 6.)

Записывают слова, заимствованные из латинского языка, в алфавитном порядке.

Каникулы, класс, комната, конкурс, циркуль.

Уточняют значение слова «дирижер».

Дирижер – тот, кто дирижирует оркестром или хором, давая свою трактовку музыкальному произведению


V. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

Наблюдает за работой учащихся, комментирует, при необходимости оказывает помощь.

(См. РМ, Приложение 7.)

Выполняют дидактические упражнения, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале.

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия, заданному эталону. Формулировать свое

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 65).

– Прочитайте. Найдите многозначные слова. Объясните, в каких значениях они могут употребляться. Выпишите эти слова.

– Назовите однозначные слова. Что они обозначают? (См. РМ, Приложение 8.)

Выписывают и объясняют многозначные слова.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «чай».

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 66).

– Прочитайте. Какие из многозначных слов употреблены в прямом значении, а какие – в переносном? Объясните их значения.

Делят сочетания слов на группы.

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Спишите словосочетания, в которых многозначные слова употреблены в прямом (основном) значении.

– Выполните разбор слов «серебристый», «железный» по составу.





Выполняют разбор слов по составу:

(См. РМ, Приложение 9, 10.)

мнение и позицию. Строить монологические высказывания

Работа в тет-

ради (зада-

ние 62).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте задание 62. Впишите в пустые клетки слова, соответствующие данным значениям.

– Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Решают кроссворд.

(См. РМ, Приложение 11.)

Работа в тет-

ради (зада-

ние 63).

– Прочитайте задание 63. Как вы поняли стихотворение?

– Подчеркните слова, которые в современном русском языке уже не употребляются и заменены другими словами.

Находят в тесте устаревшие слова и объясняют их значения.

Хладным – холодным, зыбкий – подвижный.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 64)

– Прочитайте задания из журнала «Мурзилка». Узнайте слово по его лексическому значению или лексическое значение данного слова. Подчеркните правильный ответ

Определяют слова по лексическому значению.

(См. РМ, Приложение 11.)

VI. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Окончание табл.

1

2

3

4


– Что нового узнали на уроке?

(См. РМ, Приложение 12.)

– Как вы думаете, почему же так важно не растерять это наследство, богатство нашего языка? Как этому способствовать?

– Интересно ли вам было на уроке? С каким настроением вы работали на уроке? Как вы сейчас себя чувствуете?

– Возьмите в руки листочки с изображением лица. Покажите ваше настроение на рисунке. Если настроение хорошее, то пусть ваш малыш улыбается, если нет – покажите это на ваших рисунках.

– Сегодня мне было очень приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей. Даже если у кого-то что-то не всегда получалось – не беда, ведь, главное, что вы получили новые знания об устаревших словах

– Мы повторили многие устаревшие слова, учились подбирать к ним синонимы, узнали, как в старину назывались некоторые предметы.











Показывают свое настроение на рисунках, изменив положение бровей и рта на изображении лица малыша.


Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 65 в рабочей тетради; упражнения 64, 67 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи






Просмотр содержимого документа
«рус 24»

Урок русского языка №24 Дата: 06.10.16
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «фразеологизмы»; совершенствовать умения объяснять значения фразеологических оборотов; способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «фразеологизмы»; научатся объяснять значения фразеологических оборотов; употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты; безошибочно списывать текст с доски и учебника; пользоваться словарями; находить в тексте многозначные слова и омонимы; подбирать синонимы и антонимы

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и уважительное отношение к людям посредством языка; осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Приготовьте свои ушки и глазки,

Чтобы они могли всё видеть,

Слышать и запоминать

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Какие словари русского языка вы знаете? Для чего необходимы словари?

– Прочитайте отрывок из стихотворения Я. Козловского в задании 70. Назовите омонимы. Объясните, что обозначают эти слова.

– Запишите звуками выделенное слово.

– Какая игра у вас самая любимая? Расскажите, как вы играете в нее.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.





Называют омонимы. Объясняют значения слов-омонимов.

(См. РМ, Приложение 1.)



Записывают слово звуками: ход – [хот].

Выделять существенную информацию

из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соот-

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте слова и назовите одинаковый звук.

Гусли, гитара, гармонь, горн.

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания. Списывают пословицу, подчеркивают орфограммы.

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Сегодня будем работать над написанием букв «Г», «г».

– Спишите, продолжив закономерность.

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Подчеркните орфограммы.

гг Г ггг Г гггг Г





Глядит лисой, а пахнет волком.

ветствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте кроссворд и прочитайте новое словарное слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей.)

2. На репье он очень ловко 

Треплет цепкие головки, 

Сыплет семечки на пол 

Птичка бойкая … (щегол).

3. На лугу она живет

И всё время спать зовет!

– Пить-пирю, спать пора!

Так до самого утра!

Кто такую птичку знает?

Кто загадку отгадает? (Перепёлка.)

Отгадывают кроссворд. Читают ключевое слово.



в

о

р

о

б

е

й









щ

е

г

о

л

п

е

р

е

п

ё

л

к

а








Продолжение табл.

1

2

3

4


– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики.















– Подберите синонимы к слову «ещё»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

н



а



р



е

щ

ё

ч



и



е



Подбирают синонимы к словарному слову. Составляют предложения с этим словом.

(См. РМ, Приложение 2.)



III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте письмо и подумайте, жители какого словаря могли его написать. (Жители фразеологического словаря.)

– Почему вы так решили? (В тексте много фразеологических оборотов.)

– Это письмо написали жители страны Фразеологии. Прочитайте тему урока.

– Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

1. Узнать, что такое фразеологизм.

2. Понять, для чего мы используем в речи фразеологизмы.

3. Научиться правильно употреблять фразеологизмы в речи и объяснять их значение.

4. Ознакомиться с фразеологическими словарями.

Читают письмо от жителей страны Фразеологии.

«Заруби себе на носу: сегодня тебе придется работать засучив рукава. В случае временной неудачи

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое

Продолжение табл.

1

2

3

4


свои мысли. Предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в путешествие, окунуться в мир слов, и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникнете в тайны истории и происхождения слов. Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями. В письме есть еще и какой-то рисунок. Рассмотрите его. Что необычного видите? Эта дверь за семью замками. А что означает выражение «за семью замками»?

– Жители страны Фразеологии очень хорошо спрятали за этой дверью сюрприз. Чтобы его получить, необходимо выполнить все задания, преодолеть семь преград в виде замков на этой двери

не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счете тебя ждет успех!»

Объясняют значение фразеологизма «за семью замками».

высказывание

в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа в группах

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Первый замок.

– Нас ожидает первая преграда. Это стихотворение

В. Суслова «Как работает слово?», из которого нужно выписать как можно больше устойчивых выражений.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Из стихотворения В. Суслова «Как работает слово?» выписывают устойчивые выражения.

Немало воды утекло.

Сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

Как с гуся вода.

Воды в рот набрал.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Продолжение табл.

1

2

3

4


Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идет –

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

На дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

Под камень лежачий вода не течет.

Воду в ступе толочь.

Довольно лить воду.

Воду носить решетом.



Второй замок. Задание «С головы до ног».

– Теперь вам предстоит выполнить работу по рядам. Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова «голова», «глаз», «ноги».

Работают в группах. Подбирают фразеологизмы,

в которых имеются слова «голова», «глаз», «ноги».



Продолжение табл.

1

2

3

4





Голова

Глаз

Ноги

Человек с головой.

Морочить голову.

Вскружить голову.

Потерять голову.

Не сносить головы.

Отвечать головой.

Как снег на голову.

Голова идет кругом.

Сломя голову

Мозолить глаза.

Хлопать глазами.

Говорить в глаза.

Пускать пыль
в глаза.

Глазом не моргнуть.

С глазу на глаз.

Хоть глаз выколи.

Открыть глаза.

Как бельмо
в глазу

Со всех ног.

Встать на ноги.

Встать с левой ноги.

Падать с ног.

Потерять почву под ногами.

Сбиться с ног.

Идти в ногу.

Путаться под ногами.

Ног под собой не чуять







Третий замок.

– Закончите фразеологизм, используя слова-названия животных.

Делить шкуру неубитого … .

Купить … в мешке.

Набито как в бочке … .

Дуется как … на крупу.

Смотрит как … на новые ворота.

Ловить … в мутной воде.

Пускать … в огород.

Как … языком слизала.

Вставляют пропущенные слова-названия животных. Объясняют фразеологизмы.



– Делить шкуру неубитого медведя.

– Купить кота в мешке.

– Набито как в бочке селедки.

– Дуется как мышь на крупу.

– Смотрит как баран на новые ворота.

– Ловить рыбу в мутной воде.

– Пускать козла в огород.

– Как корова языком слизала.



Продолжение табл.

1

2

3

4


Четвертый замок. Задание «Фразеологизмы
и рифмы».

– И снова в путь. Для того чтобы овладеть навыками рифмовки, нам необходимо подобрать нужные слова и добавить их в загадки.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

«Водой не разольешь».

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек,

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили ноги.

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу,

Окажешь медвежью услугу.

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова,

Ребята слушать их не станут,

От этой песни уши вянут.

У маленького Паши

Ботинки просят каши.

Ежата – детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах.

Подбирают рифмы-фразеологизмы к стихам-загадкам.

Объясняют фразеологические обороты.

Водой не разольешь – неразлучны, всегда вместе.

Еле волочить ноги – очень медленно передвигаться.

Медвежья услуга – неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неудобства, неприятности, вред.

Кто в лес, кто по дрова – нестройно, неслаженно.

Уши вянут – очень неприятно слушать что-либо.

Ботинки просят каши – требуют починки.

Держать в ежовых рукавицах – быть строгим

в обращении с кем-либо, не делать поблажек.

Взять ноги в руки – быстро собраться с силами, энергично взяться за какое-либо дело


Продолжение табл.

1

2

3

4


Как это принято у змей,

Кусают за ногу гадюки.

А потому при встрече с ней

Берите, дети, ноги в руки



V. Первичное закрепление знаний. 

Задание «Фразеологический зверинец».

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Пятый замок. Задание «Фразеологический зверинец».

– Ну, а сейчас мы посетим фразеологический зверинец. Закончите фразеологизмы, основанные на сходстве человека и животного, пользуясь картинкой-подсказкой. Что обозначают эти выражения?

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Заполняют таблицу «Фразеологический зверинец».

Хитер как …

лис

Белая …

ворона

Труслив как …

заяц

… лапчатый

гусь

Изворотлив как …

уж

Нем как …

рыба

Упрям как …

осел

Надут как …

индюк

Голоден как …

волк



Осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в уст-

ной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществ-

Рисунки-шутки.

Шестой замок. Рисунки-шутки.

– Ну а сейчас самое интересное задание. На экране вы увидите рисунки-подсказки, с помощью которых нужно отгадать фразеологизм.

По рисункам записывают фразеологизмы: яблоку негде упасть, водить за нос, водой не разлить, кот в мешке. (См. РМ, Приложение 3.)

Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 74).

Седьмой замок.

– Прочитайте отрывок из произведения Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Что показалось вам забавным?

– В русском языке есть устойчивые сочетания слов –

фразеологизмы. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов. Выражение «глаза на лоб полезли» употребляется в разговорной речи тогда, когда нужно передать, что человек очень удивлен происходящим или испытывает сильную боль или испуг.

Читают и выполняют задание. Формулируют вывод.

лять контроль по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 75).

– Прочитайте. Объясните значение выделенных сочетаний слов (фразеологизмов).

– Выпишите из предложений через запятую фразеологические обороты.

– Какой из них противоположен по смыслу словосочетанию «во весь дух»?

Объясняют значение выделенных сочетаний слов.







– Черепашьим шагом.


Тест по теме «Фразеологизмы»

Проводит тест по теме «Фразеологизмы».

– О каком человеке так говорят?

1. У него денег куры не клюют:

а) бедный;

б) богатый.

2. Он сухим выйдт из воды:

а) ловкий;

б) робкий.



Выполняют тестовые задания.

Ключ: 1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – а; 5 – б



Продолжение табл.

1

2

3

4


3. Семи пядей во лбу:

а) умный;

б) глупый.

4. У него семь пятниц на неделе:

а) ненадежный;

б) надежный.

5. Он перебивается с хлеба на квас:

а) богатый;

б) бедный







VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 71).

Организует работу в рабочей тетради.

(См. РМ, Приложение 4.)











– Прочитайте задание 71. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Выполняют задания в рабочей тетради.













Вставляют пропущенные слова.

(См. РМ, Приложение 5.)

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

Работа в тет-

ради (зада-

ние 72).

– Прочитайте задание 72. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.

Вставляют пропущенные слова.

(См. РМ, Приложение 5.)

Работа в тет-

ради (зада-

ние 73)

– Прочитайте стихотворение Я. Акима в задании 73. Подчеркните строчки, в которых слово «нос» входит в устойчивое выражение. Объясните смысл

этих выражений (фразеологизмов).

Находят фразеологизмы со словом «нос» и объясняют их значения.

(См. РМ, Приложение 5.)

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Составьте и запишите предложение, употребив

в нем любое из этих устойчивых сочетаний

Записывают предложение с фразеологизмом


VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что же такое фразеологизмы?

– Как узнать значение фразеологизма, если оно нам не известно?

– Для чего служат фразеологизмы в речи?

– Чем фразеологизм похож на слово, чем отличается от словосочетания?

– Какую роль выполняют фразеологизмы в русском языке?

– В русском языке много фразеологизмов со словом «нос». Какие вам уже известны?

– Объясните значение слова «нос». (Часть лица человека.)

– Что произошло со словом «нос» во фразеологизме? Сохраняет ли слово свое значение в обороте?

(Его значение утратилось.)

– Кто такие оптимисты? (Оптимист – неунывающий человек, с верой и надеждой глядящий в будущее.)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.



















Называют фразеологизмы со словом «нос»:

задирать нос – гордиться,

водить за нос – обманывать,

клевать носом – засыпать,

остаться с носом – потерпеть неудачу,

встретиться нос к носу – близко,

зарубить на носу – хорошо запомнить

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Окончание табл.

1

2

3

4


– Предлагаю с помощью фразеологизмов придумать девиз для оптимистов.

– Оцените свою работу на уроке с помощью фразеологических оборотов: «не покладая рук», «ни шатко ни валко», «через пень колоду», «засучив рукава», «тяп да ляп», «в поте лица».

– Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали

в поте лица!



Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задания 74–75 в рабочей тетради, упражнение 76 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи






Просмотр содержимого документа
«рус 25»

Урок русского языка №25 Дата: 07.10.16
Состав слова. Значимые части слова

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «состав слова»; уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; вывести алгоритм разбора слова по составу; совершенствовать умения выделять части слова; способствовать развитию орфографического навыка; создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; побуждать проявлять внимание, доброе отношение друг к другу

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; с алгоритмом разбора слова по составу; научатся выделять части значимые слова; выполнять звуко-буквенный разбор слова; и разбор слова по составу; делить однокоренные слова на группы; составлять схему слова; подбирают слова к данным схемам

Метапредметные УУД

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению

Личностные
результаты

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,

к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте задание 74. Объясните значения устойчивых сочетаний слов.

– Прочитайте составленные предложения с фразеологизмом.

– Прочитайте стихотворение А. Арсирия в задании 75.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Объясняют толкование фразеологических оборотов. (См. РМ, Приложение 2.)

Читают составленные предложения.



Читают восстановленное стихотворение.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте слова «филин», «Федя». Определите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Буква обозначает мягкий, глухой согласный звук. Какая это буква? (Буква «ф».)

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и скороговорку.

офф фоф ффо

Федя филина боится –

Филин может рассердиться.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку:

Ходит город-великан 

На работу в океан.

(Корабль.)

(См. РМ, Приложение 3.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


м






к

о

р

а

б

л

ь


р







е








Продолжение табл.

1

2

3

4


– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «корабль»

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения с этим словом. Составляют предложения


III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте слова, записанные на доске:

Подлежащее, суффикс, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

– Назовите «лишнее» слово.

– Что такое суффикс?



– Какая еще часть слова служит для получения новых слов?



– А какая часть слова является главной?

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня мы будем настоящими исследователями. Мы будем анализировать слова, выделять части, из которых они состоят

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.





– Слово «суффикс».

– Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

– Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

– Корень – главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Назовите сказку. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина.)

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.


Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 77).

– Найдите в тексте однокоренные слова. (Корабельщики, кораблик, корабль.) Что они обозначают?

– Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему? (Слова «пристань» и «с пристани» не являются однокоренными. Это формы одного

и того же слова.)

– Спишите, выделите корень в однокоренных словах.

Объясняют значения однокоренных слов.

Корабельщик (устар.) – тот, кто плавает на корабле (обычно торговом); моряк.

Корабль – многомачтовое парусное судно с прямыми парусами.

Кораблик – уменьшительно-ласкательное название слова «корабль».


Работа

по учебнику

(упражне-

ние 78)

– Прочитайте. Сгруппируйте однокоренные слова.

– Запишите однокоренные слова группами.

– Выделите в словах корень.

– Укажите над каждым словом, к какой части речи оно относится.

– Назовите и подчеркните изученные орфограммы
в корне. (Безударные гласные, непроизносимые согласные, парные согласные в корне.)

Записывают однокоренные слова группами. Указывают часть речи. Выделяют корни в однокоренных словах. Подчеркивают орфограммы в корне слова.

(См. РМ, Приложение 4.)

Выполняют звуко-буквенный разбор слова «пять».

Выполняют разбор слова по составу: 


V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 80)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе являются однокоренными? Объясните, почему. (Не все слова в каждой группе являются однокоренными. Должно выполняться два условия: общий корень и близость по значению. В данных группах даны слова, разные по значению.)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Записывают однокоренные слова группами. Выделяют в них корень.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по реше-

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Запишите однокоренные слова группами.

– Выделите в них корень.

(См. РМ, Приложение 5.)

Выполняют разбор слова по составу.

нию учебной задачи. Договариваться

и приходить

к общему мнению при работе в паре

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Предлагает посмотреть инсценировку сказки и ответить на вопросы.

– Что такое корень слова?

– Как называются слова с одним и тем же корнем?

– Как найти в слове корень?

– Какие части слова служат для образования новых слов?

– Что такое суффикс?

– Что такое приставка?

– Что такое окончание?

– Что такое основа слова?

– Что нужно сделать, чтобы изменить форму слова?

– Рассмотрите рисунок. Составьте слова с приставками.


Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические

упражнения, работу со словарями.

Заранее подготовленные ученики инсценируют сказку «Кто главнее и важнее».

Автор. Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – «суффиксы». Иногда могут звенеть, как колокольчики:

-оньк-, -еньк-, -знь-; стучать каблучками -ек-, -ик-,

-чик-, -ник-; петькак птички: -чив-, -лив-, -чив-,

-лив-! Суффиксы и приставки сначала очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили

о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

Приставки. Ну как вы не понимаете?! Возьмем слово «выиграть». Это совсем не то, что «проиграть»! А «написать» самой – это вам не «списать»

Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить

понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

позицию, точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Ответьте на хитрые вопросы. Как большой дом превратить в маленький? (Домик. Суффикс -ик-.)

– Как большой ключ превратить в маленький?

(Ключик. Суффикс -ик-.)

– Как большой «огурец» превратить в маленький?

(Огуречик. Суффикс -ик-.)

– Как большой топор превратить в маленький? (Топорик. Суффикс -ик-.)

– Я надела увеличительные очки и теперь я вижу: не дом, а огромный … (домище). Не хвост, а …

(хвостище).

Не нос, а … (носище). Не мост, а … (мостище).

– Отгадайте слова и запишите их.

Ответ. Подснежники.

у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого еще какие-нибудь слова?

Суффиксы. Конечно, нужны и очень много. Мы привели сюда целую семью слов: «лесок», «лесовик», «лесник». Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим – и «лес» превращается в «лесок». А вот и человек, который охраняет лес, – «лесник». И все эти превращения совершили мы – суффиксы.

Приставки. Зато если захотят сказать что-то просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят «прекрасный», «прелестный». Так что да здравствуем мы, приставки!

Суффиксы. Зато мы можем приласкать! И ска-

зать не «мама», а «мамочка», не «Оля», а «Оленька»!

Автор. Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо, вовремя корень вмешался – встал между ними.

Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!

Автор. Приставки и суффиксы пробовали-пробовали, старались-старались, и так и эдак – ничего

у них не вышло.

мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Продолжение табл.

1

2

3

4


Ответ. Подорожник.

– К данным словам подберите однокоренные слова в соответствии со схемами.

Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, – слева, а вы, суффиксы, – справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать.

Автор. Тут всем спорам конец пришел. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.

Корень. В корне смысл, но не весь,

Главный, но не полный.

Приставки. Потому приставка есть –

Смысл она дополнит.

Суффиксы. Рад я в этом ей помочь.

После корня встать не прочь!

Ну и что ж, что после корня, –

Всё равно я всех проворней!

Автор. А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке? Вот спешит к нам уже и окончание.

ОкончаниеИ на род я укажу,

И про время скажу,

И слова все свяжу, хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному морфемному племени!


Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа в тет-

ради (зада-

ние 76).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте отрывок стихотворения А. Плещеева
в задании 76. Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Рядом запишите слово, от которого образовались эти слова.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Выписывают однокоренные слова. Выделяют в них

корень.


Работа в тет-

ради (зада-

ние 77)

– Прочитайте задание 77. Поработайте в парах. Образуйте однокоренные слова с данными корнями.

– Запишите любую группу образованных вами однокоренных слов. Выделите в них корень

Работают в парах. Образуют однокоренные слова.

(См. РМ, Приложение 6.)


VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. Предлагает детям оценить их работу на уроке,

заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу

по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите признаки однокоренных слов.

– Перечислите части слова.

– Как найти в слове корень?

– Какие части слова служат для образования новых

слов?

– Каким был для вас урок? Приготовьте и поднимите карточку с номером

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются

о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Оценивают, каким был урок, – поднимают карточки с номером.

1. Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3. Еще придется потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться!

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Окончание табл.

1

2

3

4

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 78 в рабочей тетради, упражнение 79 в учебнике; найти в словаре значение выражений «смотри в корень», «зри в корень»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "Слово и его лексическое значение"

Автор: Иславова Айна Абухалидовна

Дата: 11.08.2021

Номер свидетельства: 585184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока Лексика. Слово и его лексическое значение"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_lieksika_slovo_i_iegho_lieksichieskoie_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "377563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484060197"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Слово и его лексическое значение""
    ["seo_title"] => string(103) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "318432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460572022"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) ""Слово и его лексическое значение" "
    ["seo_title"] => string(43) "slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "123407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414493028"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое лексическое значение слова?""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_vo_2_klasse_po_teme_chto_takoe_leksicheskoe_znachenie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "588474"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1634108479"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Слово и его лексическое значение""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_slovo_i_ego_leksichesk"
    ["file_id"] => string(6) "502963"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552561353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства