Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое лексическое значение слова?"
Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое лексическое значение слова?"
УМК: Школа России Тип урока: открытие нового знания Тема: Что такое лексическое значение слова? Цель: создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова». Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ; - создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах; - способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля. Планируемые результаты Предметные: - Объяснять понятия лексическое значение слова, толковый словарь; - Определять слово по его лексическому значению; - Определять значение слова по толковому словарю; - Расширять словарный запас учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое лексическое значение слова?"»
Урок русского языка во 2 классе
УМК: Школа России
Тип урока: открытие нового знания
Тема: Что такое лексическое значение слова?
Цель: создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».
Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;
- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Планируемые результаты
Предметные:
- Объяснять понятия лексическое значение слова, толковый словарь;
- Определять слово по его лексическому значению;
- Определять значение слова по толковому словарю;
- Находить в тексте незнакомые слова;
- Развивать словарный запас учащихся.
УУД:
Личностные: проявлятьинтерес к учебному материалу, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осознавать роль языка и речи в жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться словарями по указанию учителя; осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь работать по коллективно составленному плану ;учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование:
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, 2кл: учебник. – М: Просвещение, 2019, словари, карточки для работы, презентация, компьютер.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивирование к учебной деятельности
Громко прозвенел звонок!
Начинается урок!
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно у всех сохранится.
Я хочу вам пожелать:
Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка исчезнет,
Боясь веселой улыбки
и ваших радостных глаз
.
– Начинаем урок русского языка.
- Что мы делаем на уроках русского языка?
- С чем мы работаем на уроках русского языка?
2. Актуализация знаний.
1) Орфографическая минутка.
Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)
Небу, облака, по, пушистые, плывут
- Составьте предложение из слов, запишите его.
Пушистые облака плывут по небу.
– Найти знакомые орфограммы (пушистые - ШИ с буквой И; облака–проверяемая безударная гласная «о», непроверяемая безударная гласная «а»)
– Найти и подчеркните основу предложения,
Взаимопроверка, просигнализируйте
2) Словарная работа
Игра «Отгадай слово»
Отгадать слово и записать.
- Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко. (корова.)
-Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (лисица.)
- Первый месяц осени. (сентябрь)
- Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (сорока.)
- Маленькая птичка с коричневато – серым оперением. (воробей)
- Какое слово лишнее? Почему? Как узнали, какие слова нужно записать и какое слово лишнее? (По тому, что оно обозначает.)
Открытие нового знания
Формулирование темы урока, постановка цели детьми. Введение нового понятия.
На доске и в карточках у детей запись: хсчлшпофвцо
- Посмотрите на запись, зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, которое обозначает название нового раздела в учебнике (слово)
Работа с учебником с. 41, определение названия раздела (Слова,слова.слова…) и «Чему будем учиться» при изучении этого раздел
- Мудрая сова принесла вам новое слово. (Лексика)
- Что означает это слово?
- Какая проблема возникла? (Выяснить: что такое лексика?)
- А откуда мы можем получить информацию? (Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета
Работа с толковым словарём
- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).
Работа с учебником с. 42, формулирование темы урока, постановка цели детьми
-Прочитайте тему урока.
-На какой вопрос мы сегодня ответим?
(Что такое лексическое значение слова?)
Учебник - с. 42, № 48, работа по заданию
Сделайте вывод. Зачем нужны слова? (чтобы называть предметы, признаки, действия и др.)
Читают вывод по учебнику на с. 42
Назвать по иллюстрации № 48 слова-названия предметов, затем их признаков и слова - названия действий предметов.
Определите новое словарное слово по его значению:
Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. ( Берёза)
Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Запишите через запятую след. слова.
-Как ласково называют берёзу? (берёзонька)
- Как называют сок берёзы? (берёзовый)
- Лес из берёз? (березняк)
- Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)
Поставьте ударение во всех этих словах, подчеркните безударную букву «е».
Придумайте и запишите предложение со словом «берёза».
Ответ на вопрос: Что такое лексическое значение слова? ( это то, что слово обозначает)
- Прочтите правило с.43, правильно ли мы с вами ответили на вопрос
4.Физминутка.
5.Первичное закрепление нового материала.
- В садике дети играли в слова. Были даны слова , надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети :
Лето - время года, когда тепло и растения зелёные
Садовод - дядя, который водит детей в садик
Линь - тот, кто ленится
Яблоко – фрукт, который растёт на яблоне
Куница – какая –то птица
- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?
- Объясните значения этих слов.
- Выскажете своё мнение : почему ошиблись дети? (Не знали значения этих слов)
-А где можно уточнить значение слов?
Значения слов можно уточнить в Толковых словарях.
Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ) ,Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов
Работа в парах.
- Давайте посмотрим значение непонятных слов в словаре. Я предлагаю вам поработать в парах с толковым словарём. ( Находят значение слов, зачитывают)
- У вас на парте есть лист с заданием №2. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе.
Задание .
Соедини значение и слово.
Любящий трудиться, усердный- (какой?)…
отзывчивый
Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)…
трудолюбивый
Человек, который ничего не хочет делать-(кто?)…
жизнерадостный
Очень весёлый человек- (какой?)…
гостить
Добрый человек, который помогает в трудной ситуации – (какой?)
лентяй
Игра «Опиши предмет»
- Теперь я хочу посмотреть, как вы поняли тему урока. Перед вами 3 предмета. Выберите любой и опишите его по плану
-Какой он формы?
- Из чего сделан?
-Для чего нужен?
- Проанализируйте свою работу.
Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова
6. Домашнее задание:
1) с. 44, № 52
2) Выписать из толкового словаря лексическое значение двух словарных слов.