kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое лексическое значение слова?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: Школа России
Тип урока: открытие нового знания                                                                                  
Тема: Что такое лексическое значение слова?
Цель:  создать  условия  для  знакомства с  понятием «лексическое значение слова».
Задачи урока: -  способствовать формированию   лексического запаса языка,  развитию звукового анализа  слов,  активизации  познавательной    деятельности ;
  - создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
  - способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Планируемые  результаты
Предметные:
- Объяснять понятия лексическое значение слова, толковый словарь;
- Определять слово по его лексическому значению;
- Определять значение слова по толковому словарю;
- Расширять словарный запас учащихся.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое лексическое значение слова?"»

Урок русского языка во 2 классе


УМК: Школа России

Тип урока: открытие нового знания

Тема: Что такое лексическое значение слова?

Цель: создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».

Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;

- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;

- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Планируемые результаты

Предметные:

- Объяснять понятия лексическое значение слова, толковый словарь;

- Определять слово по его лексическому значению;

- Определять значение слова по толковому словарю;

- Находить в тексте незнакомые слова;

- Развивать словарный запас учащихся.

УУД:

Личностные: проявлять интерес к учебному материалу, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осознавать роль языка и речи в жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.


Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .


Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться словарями по указанию учителя; осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь работать по коллективно составленному плану ;учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.


Оборудование:

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык, 2кл: учебник. – М: Просвещение, 2019, словари, карточки для работы, презентация, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Мотивирование к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок!

Начинается урок!

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно у всех сохранится.

Я хочу вам пожелать:

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка исчезнет,

Боясь веселой улыбки

и ваших радостных глаз

.

– Начинаем урок русского языка.

- Что мы делаем на уроках русского языка?

- С чем мы работаем на уроках русского языка?

2. Актуализация знаний.

1) Орфографическая минутка.

Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)

Небу, облака, по, пушистые, плывут

- Составьте предложение из слов, запишите его.

Пушистые облака плывут по небу.

– Найти знакомые орфограммы (пушистые - ШИ с буквой И; облака–проверяемая безударная гласная «о», непроверяемая безударная гласная «а»)

– Найти и подчеркните основу предложения,

Взаимопроверка, просигнализируйте

2) Словарная работа

Игра «Отгадай слово»

Отгадать слово и записать.

- Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко. (корова.)

-Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (лисица.)

- Первый месяц осени. (сентябрь)

- Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (сорока.)

- Маленькая птичка с коричневато – серым оперением. (воробей)

Поставить ударение, обозначить безударные гласные.

Самопроверка по орфографическому словарю.

- Какое слово лишнее? Почему? Как узнали, какие слова нужно записать и какое слово лишнее? (По тому, что оно обозначает.)


  1. Открытие нового знания

Формулирование темы урока, постановка цели детьми. Введение нового понятия.

На доске и в карточках у детей запись: хсчлшпофвцо

- Посмотрите на запись, зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, которое обозначает название нового раздела в учебнике (слово)

Работа с учебником с. 41, определение названия раздела (Слова,слова.слова…) и «Чему будем учиться» при изучении этого раздел

- Мудрая сова принесла вам новое слово. (Лексика)

- Что означает это слово?

- Какая проблема возникла? (Выяснить: что такое лексика?)

- А откуда мы можем получить информацию? (Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета

Работа с толковым словарём

- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).

Работа с учебником с. 42, формулирование темы урока, постановка цели детьми

-Прочитайте тему урока.

-На какой вопрос мы сегодня ответим?

(Что такое лексическое значение слова?)

Учебник - с. 42, № 48, работа по заданию

Сделайте вывод. Зачем нужны слова? (чтобы называть предметы, признаки, действия и др.)

Читают вывод по учебнику на с. 42

Назвать по иллюстрации № 48 слова-названия предметов, затем их признаков и слова - названия действий предметов.

Определите новое словарное слово по его значению:

Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями. ( Берёза)

Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Запишите через запятую след. слова.

-Как ласково называют берёзу? (берёзонька)

- Как называют сок берёзы? (берёзовый)

- Лес из берёз? (березняк)

- Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)

Поставьте ударение во всех этих словах, подчеркните безударную букву «е».

Придумайте и запишите предложение со словом «берёза».

Ответ на вопрос: Что такое лексическое значение слова? ( это то, что слово обозначает)

- Прочтите правило с.43, правильно ли мы с вами ответили на вопрос


4.Физминутка.

5.Первичное закрепление нового материала.

- В садике дети играли в слова. Были даны слова , надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети :

Лето - время года, когда тепло и растения зелёные

Садовод - дядя, который водит детей в садик

Линь - тот, кто ленится

Яблоко – фрукт, который растёт на яблоне

Куница – какая –то птица

- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?

- Объясните значения этих слов.

- Выскажете своё мнение : почему ошиблись дети? (Не знали значения этих слов)

-А где можно уточнить значение слов?

Значения слов можно уточнить в Толковых словарях.

Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ) ,Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов

Работа в парах.

- Давайте посмотрим значение непонятных слов в словаре. Я предлагаю вам поработать в парах с толковым словарём. ( Находят значение слов, зачитывают)

- У вас на парте есть лист с заданием №2. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе.

Задание .

Соедини значение и слово.

Любящий трудиться, усердный- (какой?)…


отзывчивый

Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)…

трудолюбивый

Человек, который ничего не хочет делать-(кто?)…

жизнерадостный

Очень весёлый человек- (какой?)…

гостить

Добрый человек, который помогает в трудной ситуации – (какой?)

лентяй

Игра «Опиши предмет»

- Теперь я хочу посмотреть, как вы поняли тему урока. Перед вами 3 предмета. Выберите любой и опишите его по плану

-Какой он формы?

- Из чего сделан?

-Для чего нужен?

- Проанализируйте свою работу.

Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова

6. Домашнее задание:

1) с. 44, № 52

2) Выписать из толкового словаря лексическое значение двух словарных слов.

7.Рефлексия . Итог урока.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Что такое лексическое значение слова?

- Зачем нужно знать лексическое значение слова?

- Что делать, если не знаешь слово?

- Какое задание понравилось? Почему?

- А что хотели бы ещё узнать?

- С каким настроением заканчиваем урок?

- Нарисуйте смайлик в своей карточке.


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое лексическое значение слова?"

Автор: Ирина Алексеевна Красавина

Дата: 13.10.2021

Номер свидетельства: 588474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Лексическое значение слова 2 класс"
    ["seo_title"] => string(37) "lieksichieskoieznachieniieslova2klass"
    ["file_id"] => string(6) "263291"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449507875"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку "Путешествие по стране ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-po-stranie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "106316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402996207"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация к уроку русского языка на тему: "Как различить звуки и буквы?" "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-na-tiemu-kak-razlichit-zvuki-i-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "243666"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445783087"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Лексическое значение слова" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-lieksichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442922161"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями  ФГОС"
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "259779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448818981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства