- Дома, ребята, вы читали рассказ о разнообразии растений. - Угадайте группы растений. * Это – жители воды.. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Слайд №2. -А я узнал, что водоросли – это группа низших растений, содержащих хлорофилл. Они не имеют корней, стеблей, листьев, цветков. Водоросли обитают в воде. Они поглощают из воды углекислый газ и выделяют кислород, которым дышат живые организмы. Морские водоросли имеют бурый и красный цвет. Из них добывают йод, уголь, смолу, ацетон. Морскую капусту и морской салат употребляют в пищу. Морские водоросли прикрепляются ко дну водоёма корнеобразными выростами – ризоидами и тянутся на десятки километров, образуя подводные луга и леса. *Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и ллиллистья, но у них не бывает корней, цветков листья и не имеют плодов с семенами. Слайд №3 -А я узнал, что мхи - самые маленькие растения нашей планеты. Многие из них не выше нескольких миллиметров. Мхи в лесу обычно сразу не заметишь, трава для них, как для нас деревья. Живут они не в одиночку, а скучено, образуя коврики, подушечки. Так легче переносить холод и жару, легче сопротивляться вытаптыванию: и звери, и люди ходят по мхам, а мхи не исчезают. Устроены они несложно: у них нет корней, не бывает цветков и плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Часто селятся во влажных местах. Не имея корней, они всем своим телом поглощают дождевые капли, снег, росу. Если присмотреться к мхам, то можно заметить, что над зелёными веточками поднимаются тонкие коричневые стебельки, на верхушках которых сидят маленькие коробочки. В них созревают споры, которые заменяют мхам семена. Существует несколько видов мхов. Мох сфагнум в переводе с греческого обозначает губка. Он может впитывать в себя много воды, больше, чем вата. Поэтому во время войны его использовали при перевязке ран. Кроме того им конопатили избы, а особенно бани. Слайд №4. * Их можно узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. -А я узнал, что папоротник в переводе означает «трава, перистая как птичье крыло». Когда-то в давние времена папоротники были основными растениями нашей планеты. Это были могучие деревья. Они росли на болотах. Целых 65 млн. лет продолжалось царствование папоротников. Но климат изменился, стало суше – папоротники стали вымирать. Многие виды папоротников исчезли, но некоторые выжили и стали скрываться от жарких солнечных лучей в тени деревьев. Отвары из его листьев заживляют раны, уменьшают боль. Слайд №5 * Эти растения наиболее разнообразны. У них есть цветки и плоды. Они имеют все другие части: корни, стебли и листья. Слайд №6 * У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. Слайд №7. 1.У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. 2.У лиственницы листья всю зиму зеленые. 3.Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. - Проверим ответы. Слайд №8. 1. У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. 2. У лиственницы листья опадают осенью. 3. Ранней весной нельзя увидеть, как цветут хвойные растения. - Молодцы! Хорошо справились с работой! Слайд №9. - Ребята, внимательно Посмотрите на эту запись и отгадайте тему урока РжАиСвТыЕеНсИуЯщества. -Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? - Сегодня на уроке мы поговорим о том, почему растения относят к живым организмам и попробуем понять какое значение имеет каждый его орган. Так почему же растения относят к живым организмам? Ведь на первый взгляд они неподвижны, не издают звуков и не общаются с нами. Мы не видим как онидышат, питаются. И хотя растения очень разнообразны, у них есть много общего. Рубрика «Обсудим вместе» с. 68 - Продолжим урок после небольшой разминки. (физминутка) Слайд №10. - Мы немного отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Звучит фонозапись леса. - Дети под музыку выполняют упражнения - (вращение Солнца, движение лучей). Слайд №11 Рассмотрим схему «Части растений». Групповая работа. Задания для каждой группы. 1 группа готовит рассказ о корне с.68 1.Что такое корень? 2.Роль корня. 3.Значение корня для растения. 4.Растения – корнеплоды. 2 группа- о листьях с.70 1.Что такое лист? 2.Части листьев. 3.Виды листьев. 4.Роль листьев для растений. 3 группа- о стебле. С.73 1.Что такое стебель? 2.Роль стебля для растений. 3.Различие стеблей деревьев и травянистых растений. (Рисунок) 4 группа 1.Что такое цветок? 2.Проанализируйте информацию с.75.Назовите виды опыления. 3.Работа с гербарием. Назовите соцветия. -Пока вы готовились к отчёту, я поместила лист комнатного растения в стеклянную колбу. Горлышко колбы закрыла ватой. А теперь давайте посмотрим на стенки колбы. -Что вы там увидели? -Догадались, откуда там взялась вода? Вода, которая находилась в листе , испарилась и осела на стенках колбы крошечными капельками. Именно поэтому в жаркий день под кроной большого дерева всегда прохладно и приятно. - А как растения питаются? Поможет нам найти ответ на этот вопрос схема на интерактивной доске. Слайд №12 -Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. - Но как растения получают главные питательные вещества- сахар, крахмал? Ведь их в природе нет, а в растениях есть? В чем тайна? - Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету. Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. - Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что без растений не могут жить люди и животные. Как это доказать? Приведите примеры. - Растения – живые существа, значит, они дышат и питаются. - Посмотрите на экран и сформулируйте правило. Слайд №13 Дышат растения так: из воздуха они поглощают (что?)…., при этом выделяют в воздух (что?)…. - Ученые сделали и другое открытие: в «зеленой» кухне вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. - Продолжим предложение и сделаем вывод: - Если бы не было растений, то в воздухе не было бы … |