kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимосвязь живых существ в природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                          Урок познания мира

                                                                     4 класс

Тема: Взаимосвязь живых существ в природе.

Задачи: 1. Ознакомление учащихся с понятием «цепи питания». Формирование умений

                учащихся составлять цепи питания, умения доказывать взаимосвязь живых

               существ в природе.

                 2. Формирование и развитие учебно-позавательных компетенций.

                 3. Формирование экологических знаний о важности сохранения природы на

                      Земле.

1. Какую большую тему мы изучаем? (Многообразие животных.)

2.- Какое домашнее задание было задано? ( Искали материал о приспособленности животных к  среде обитания, подбирали картинки, составляли рассказ об этом в группах).

- Чем пользовались в процессе подготовки?

- Вспомним, как называют учёных, которые изучают животных, их жизнь? (зоологи)

- Перед вами выступят по 1 зоологу, представителю от каждой группы детей. Вы должны внимательно слушать, дополнять ответы, отвечать на вопросы.

Демонстрация слайдов, рассказ о животных.

                     1)ящерица

                     2)верблюд

       3. С группами зоологов работал эколог.

- Кто такой «эколог»? ( специалист, изучающий взаимосвязи организмов с окружающей средой)

- Его задачей было выбрать 1 животное и собрать о нём сведения с экологической точки зрения.

Экологический рассказ.

На компьютере: Да, уничтожить. Уничтожать нельзя!

- Присоединитесь к мнению людей. Как вы считаете: кто из них прав? Объясните свою точку зрения.

4. О чём сегодня на уроке пойдёт речь?  (Можно ли уничтожать какое- либо животное, что произойдёт, если это случится) В процессе работы вы сами будете делать выводы и обобщать.

ТЕМА: Взаимосвязь всех живых существ в природе. НА ЭКРАН.

5. На экране картина: «ЛУГ»

- На территории Казахстана большое количество лугов. Это участки земли с достаточным количеством влаги, на которых растут травянистые растения. Лугами заняты поймы рек, берега озёр, подножия и выровненные участки гор. Большинство лугов возникло на месте лесов и болот. Рассмотрите данный луг. Каких животных вы на нём видите ? ( лиса, куропатка, змея, мышь, лягушка, бабочка, муравей, комар)

- Но может быть кто-то лишний? (Нет.) Давайте докажем ваше утверждение.

1) БАБОЧКА. Луг сразу станет не таким красивым, цветам не понравится, т. к. бабочки переносят пыльцу, ими питаются птицы, лягушки. Бабочка откладывает личинок, из них появляются гусеницы. Это пища для муравья и др.

2) ЛЯГУШКА. Появится туча комаров, других насекомых, ведь лягушки их уничтожают. Цаплям и ужам нечем будет питаться, так как лягушки их пища.

3) МУРАВЬИ. Они не так красивы. На траве и цветах сразу появятся жуки-листоеды и гусеницы. Муравьи наводят порядок, убирают мертвых насекомых.

4) ЗМЕЯ. Ни в коем случае, т.к. расплодятся мыши грызуны, змеями питаются орлы, ежи, беркуты.

5) МЫШЬ. Нельзя убрать, так как ими питаются совы, змеи, лисы.

6) КУРОПАТКА.

7) ЛИСА. Хищник. Уничтожает множество грызунов, часто отлавливает больных и ослабленных животных, остаются сильные и здоровые.

8) КОМАР. Очень неприятное насекомое, доставляющее людям массу неприятностей. Но без комаров будет плохо стрекозам, ласточкам, лягушкам – это их корм. Исчезнет рыба, так как мальки питаются комариными личинками.

6. Вывод: даже самый маленький зверёк, насекомое необходимы. Если уничтожить хищников, то размножатся такие животные, как зайцы, кабаны, грызуны. В большом количестве они наносят природе и человеку вред. Если уничтожить мышей, оленей, насекомых, то хищникам нечем будет питаться.

Какой вывод можно сделать?

ВСЕ ЖИВОТНЫЕ НА ЗЕМЛЕ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ.

Физ. минутка.

Проверим, как вы были внимательны.

Если на лугу была лягушка – прыгаем, если – нет, замрём.

Если на лугу был волк – приседаем, если – нет, замрём.

Если на лугу была бабочка – машем руками…

Если на лугу была змея – хлопаем….

7.- Каждому животному на Земле нужна пища. Она даёт энергию необходимую для жизни. Животные питаются другими животными или растениями. Поэтому, учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

На экране:

Цепи питания

Растения - 1               Растительноядные -2                       Хищники - 3                                                                   

Не зря учёные назвали эту взаимосвязь «цепь». Цепь – ряд звеньев, прочно соединённых между собой. Если убрать одно звено, то получится цепь? (нет)

Давайте побудем учёными, с вашей помощью составим общую схему цепи питания.

Цепи питания начинаются с растений (1 – высвечивается на экран).

Как назовём животных, которые питаются растениями? (растительноядные) Кого к ним отнесем? (2 – высвечивается)

Кто питается растительноядными животными? (хищники) Кто является их представителями? (3)

Внутри одного звена тоже может появляться дополнительная цепочка или ответвления.

- Что мы с вами составили? Какой вывод можете сделать?

ВЫВОД: все растения и животные взаимосвязаны. Если одно животное или растение исчезнет из цепочки жизни, другое животное не сможет существовать, погибнет.

8. Дидактическая игра (составь цепочку). Работа в парах, дети выполняют задание за партами, используя наборные карточки.

- Мы продолжим нашу исследовательскую деятельность нам предстоит составить пищевую цепь и доказать, что задание выполнено верно.

1 ряд. Лист растения → гусеница → кукушка → беркут.

2 ряд. Пшеница → мышь → змея → сова.

3 ряд. Трава→ олень → волк.

Самопроверка на экране. Поднимут руку те, у кого задание выполнено верно. По одному человеку от ряда доказывают правильность составленной цепи. Что доказывают цепи питания?

ВЫВОД: Всё в природе взаимосвязано, нельзя уничтожать ни одно звено.

9. Как вы думаете, каким может быть домашнее задание? ( придумать свои цепи питания, может быть добавить в них «ловушки» и предложить одноклассникам их разгадать).

10. Мы рассмотрели цепи питания, доказали взаимосвязь в природе живых существ. Но о ком не поговорили? (на экране – человек). Является ли человек звеном цепи питания, играет ли он роль  в природе? (Да) Но  ребята другого класса считают, что человек не является участником пищевой цепи. Можно ли с ними поспорить? Как думаете, о чём пойдёт речь на следующем уроке?

Проблема на следующий урок: роль человека в природе.

11.Выполним небольшое  задание. Закрепим полученные знания, проверим ваше внимание и понимание изученного материала.

1) Найди ошибку («лишнее» звено в цепи питания), зачеркни.

жёлудь→мышь→комар→лиса

2)Распредели животных в группы. Поставь стрелки.

                                               заяц

                                               ёж

                                               жук

растительноядные                сова                хищники

                                               жаба

                                               мышь

                                               олень

 Взаимопроверка и проверка с экрана.                                     

ОЦЕНИ: Отметь + соответствующий рисунок.

           Все верно.                               1 ошибка                     2 и более ошибок

Молодцы!

12.Итог урока.

- Зачем нужен был урок?

- Какие умения развивали?

- Что было интересным?

- Какие задания хотели бы выполнить ещё раз?

- Хорошо, спасибо, до встречи на следующем уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь живых существ в природе.»

Урок познания мира

4 класс

Тема: Взаимосвязь живых существ в природе.

Задачи: 1. Ознакомление учащихся с понятием «цепи питания». Формирование умений

учащихся составлять цепи питания, умения доказывать взаимосвязь живых

существ в природе.

2. Формирование и развитие учебно-позавательных компетенций.

3. Формирование экологических знаний о важности сохранения природы на

Земле.


1. Какую большую тему мы изучаем? (Многообразие животных.)

2.- Какое домашнее задание было задано? ( Искали материал о приспособленности животных к среде обитания, подбирали картинки, составляли рассказ об этом в группах).

- Чем пользовались в процессе подготовки?

- Вспомним, как называют учёных, которые изучают животных, их жизнь? (зоологи)

- Перед вами выступят по 1 зоологу, представителю от каждой группы детей. Вы должны внимательно слушать, дополнять ответы, отвечать на вопросы.

Демонстрация слайдов, рассказ о животных.

1)ящерица

2)верблюд


3. С группами зоологов работал эколог.

- Кто такой «эколог»? ( специалист, изучающий взаимосвязи организмов с окружающей средой)

- Его задачей было выбрать 1 животное и собрать о нём сведения с экологической точки зрения.

Экологический рассказ.

На компьютере: Да, уничтожить. Уничтожать нельзя!

- Присоединитесь к мнению людей. Как вы считаете: кто из них прав? Объясните свою точку зрения.


4. О чём сегодня на уроке пойдёт речь? (Можно ли уничтожать какое- либо животное, что произойдёт, если это случится) В процессе работы вы сами будете делать выводы и обобщать.

ТЕМА: Взаимосвязь всех живых существ в природе. НА ЭКРАН.

5. На экране картина: «ЛУГ»

- На территории Казахстана большое количество лугов. Это участки земли с достаточным количеством влаги, на которых растут травянистые растения. Лугами заняты поймы рек, берега озёр, подножия и выровненные участки гор. Большинство лугов возникло на месте лесов и болот. Рассмотрите данный луг. Каких животных вы на нём видите ? ( лиса, куропатка, змея, мышь, лягушка, бабочка, муравей, комар)

- Но может быть кто-то лишний? (Нет.) Давайте докажем ваше утверждение.

1) БАБОЧКА. Луг сразу станет не таким красивым, цветам не понравится, т. к. бабочки переносят пыльцу, ими питаются птицы, лягушки. Бабочка откладывает личинок, из них появляются гусеницы. Это пища для муравья и др.

2) ЛЯГУШКА. Появится туча комаров, других насекомых, ведь лягушки их уничтожают. Цаплям и ужам нечем будет питаться, так как лягушки их пища.

3) МУРАВЬИ. Они не так красивы. На траве и цветах сразу появятся жуки-листоеды и гусеницы. Муравьи наводят порядок, убирают мертвых насекомых.

4) ЗМЕЯ. Ни в коем случае, т.к. расплодятся мыши грызуны, змеями питаются орлы, ежи, беркуты.

5) МЫШЬ. Нельзя убрать, так как ими питаются совы, змеи, лисы.

6) КУРОПАТКА.

7) ЛИСА. Хищник. Уничтожает множество грызунов, часто отлавливает больных и ослабленных животных, остаются сильные и здоровые.

8) КОМАР. Очень неприятное насекомое, доставляющее людям массу неприятностей. Но без комаров будет плохо стрекозам, ласточкам, лягушкам – это их корм. Исчезнет рыба, так как мальки питаются комариными личинками.


6. Вывод: даже самый маленький зверёк, насекомое необходимы. Если уничтожить хищников, то размножатся такие животные, как зайцы, кабаны, грызуны. В большом количестве они наносят природе и человеку вред. Если уничтожить мышей, оленей, насекомых, то хищникам нечем будет питаться.

Какой вывод можно сделать?

ВСЕ ЖИВОТНЫЕ НА ЗЕМЛЕ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ.


Физ. Минутка.

Проверим, как вы были внимательны.

Если на лугу была лягушка – прыгаем, если – нет, замрём.

Если на лугу был волк – приседаем, если – нет, замрём.

Если на лугу была бабочка – машем руками…

Если на лугу была змея – хлопаем….


7.- Каждому животному на Земле нужна пища. Она даёт энергию необходимую для жизни. Животные питаются другими животными или растениями. Поэтому, учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.


На экране:

Цепи питания


Растения - 1 Растительноядные -2 Хищники - 3


Не зря учёные назвали эту взаимосвязь «цепь». Цепь – ряд звеньев, прочно соединённых между собой. Если убрать одно звено, то получится цепь? (нет)

Давайте побудем учёными, с вашей помощью составим общую схему цепи питания.


Цепи питания начинаются с растений (1 – высвечивается на экран).

Как назовём животных, которые питаются растениями? (растительноядные) Кого к ним отнесем? (2 – высвечивается)

Кто питается растительноядными животными? (хищники) Кто является их представителями? (3)

Внутри одного звена тоже может появляться дополнительная цепочка или ответвления.

- Что мы с вами составили? Какой вывод можете сделать?

ВЫВОД: все растения и животные взаимосвязаны. Если одно животное или растение исчезнет из цепочки жизни, другое животное не сможет существовать, погибнет.


8. Дидактическая игра (составь цепочку). Работа в парах, дети выполняют задание за партами, используя наборные карточки.

- Мы продолжим нашу исследовательскую деятельность нам предстоит составить пищевую цепь и доказать, что задание выполнено верно.


1 ряд. Лист растения → гусеница → кукушка → беркут.

2 ряд. Пшеница → мышь → змея → сова.

3 ряд. Трава→ олень → волк.


Самопроверка на экране. Поднимут руку те, у кого задание выполнено верно. По одному человеку от ряда доказывают правильность составленной цепи. Что доказывают цепи питания?

ВЫВОД: Всё в природе взаимосвязано, нельзя уничтожать ни одно звено.


9. Как вы думаете, каким может быть домашнее задание? ( придумать свои цепи питания, может быть добавить в них «ловушки» и предложить одноклассникам их разгадать).


10. Мы рассмотрели цепи питания, доказали взаимосвязь в природе живых существ. Но о ком не поговорили? (на экране – человек). Является ли человек звеном цепи питания, играет ли он роль в природе? (Да) Но ребята другого класса считают, что человек не является участником пищевой цепи. Можно ли с ними поспорить? Как думаете, о чём пойдёт речь на следующем уроке?

Проблема на следующий урок: роль человека в природе.


11.Выполним небольшое задание. Закрепим полученные знания, проверим ваше внимание и понимание изученного материала.


1) Найди ошибку («лишнее» звено в цепи питания), зачеркни.

жёлудь→мышь→комар→лиса


2)Распредели животных в группы. Поставь стрелки.

заяц

ёж

жук

растительноядные сова хищники

жаба

мышь

олень

Взаимопроверка и проверка с экрана.

ОЦЕНИ: Отметь + соответствующий рисунок.

Все верно. 1 ошибка 2 и более ошибок








Молодцы!

12.Итог урока.

- Зачем нужен был урок?

- Какие умения развивали?

- Что было интересным?

- Какие задания хотели бы выполнить ещё раз?

- Хорошо, спасибо, до встречи на следующем уроке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Взаимосвязь живых существ в природе.

Автор: Поспелова Виктория Юрьевна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 284060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Неживая и живая природа".  УМК "Школа России", 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(111) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-niezhivaia-i-zhivaia-priroda-umk-shkola-rossii-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111693"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407781672"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "«Берегите природу родного края»"
    ["seo_title"] => string(35) "bierieghitie_prirodu_rodnogho_kraia"
    ["file_id"] => string(6) "392545"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487250330"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект  урока  на тему "Биотические связи в природе" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-biotichieskiie-sviazi-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "186666"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426404061"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Урок по литературе в 6 классе. «Великий  храм природы» в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» "
    ["seo_title"] => string(102) "urok-po-litieraturie-v-6-klassie-vielikii-khram-prirody-v-skazkie-byli-m-m-prishvina-kladovaia-solntsa"
    ["file_id"] => string(6) "193759"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427693733"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Природа вокруг нас!"
    ["seo_title"] => string(21) "priroda_vokrugh_nas_1"
    ["file_id"] => string(6) "404316"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490719539"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства