Просмотр содержимого документа
«Тема: "Луг - природное сообщество. Обитатели луга. Человек и луг"»
Урок природоведения в 3 классе по теме: "Луг - природное сообщество. Обитатели луга. Человек и луг"]
Цели и задачи урока.
1. Cформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
2. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Автор УМК "Школа России": А. А.Плешаков "Природоведение", 3 класс.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Стихотворение читает ученица:
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге). Но попозже.
II. Проверка домашнего задания.
А пока я проверю, как вы подготовили домашнее задание. Откройте, пожалуйста, тетради.
Сейчас проведём графический диктант. Я читаю утверждение, а вы рисуете
Круг - если согласны,
Квадрат - если не согласны.
1.Самый верхний ярус леса образован деревьями.
2.Средний ярус - это мхи и лишайники.
3.В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб - гусеница - птица - микробы.
4.На дереве обитают кроты и землеройки.
5.Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
III. Взаимопроверка, оценивание, закройте пожалуйста тетради.
-Расскажите, что вы узнали из Красной книги.
-Как вы думаете, что важно для лесного сообщества? (Важно, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие).
-Да, очень важно, чтобы в лесу не нарушался круговорот веществ, а для этого, необходимо природное равновесие.
-Молодцы! Я вижу, вы хорошо готовились дома!I
IV. Работа над новой темой.
- Мы говорили о лесе как о природном сообществе. А какие ещё бывают природные сообщества, где могут вместе жить животные, насекомые, растения? (выслушиваются ответы детей). Если не сказали луг, тогда учитель даёт подсказку:
- Расшифруйте слово: угл
- Как вы считаете, как выглядит луг? (выслушиваются предположения детей)
- Рассмотрите иллюстрацию "Луг" и послушайте:
Стихотворение читает ученица:
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер - кашка!
Что ещё? Гвоздика. Смолка,
Колокольчик, хвощ - как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики - вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
-Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер, колокольчик…).
-Что объединяет все эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений - цветы).
-Давайте поближе познакомимся с этими растениями и не только. Сейчас вы 10 минут работаете в группах: с учебником, с атласом - определителем и со схемой "Луга".
1 группа: готовит сообщение о растениях луга.
2 группа: готовит сообщение о насекомых луга.
3 группа: готовит сообщение о птицах луга и других животных.
Итак, слушаем 1 группу, что они узнали о растениях луга. А потом я проверю, насколько внимательно вы слушали.
Показ слайдов (2 - 8) и узнавание растений.
-Мы видим, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Тогда каким вы представляете животный мир луга? (Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле).
Закройте глаза, представьте летний луг. Богат луг разнообразием животных. О них нам расскажет 2 группа. Слушаем.
Показ слайдов (9- 15) и узнавание животных. Молодцы! Вы очень внимательны.
О других животных нам поведает 3 группа.
Показ слайдов (16 -18) и узнавание птиц.
А теперь посмотрим тех обитателей луга, о которых не сказали, узнаем и прочитаем о них.
Показ слайдов (19 - 23).
Хорошо! Молодцы!
V. Обобщение.
-Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Вместе, сообща).
-Как по этому можно назвать луг?
VI. Физкультминутка.
Бабочка вспорхнула
Крыльями взмахнула
Тут кузнечик скок-скок-скок,
Пчёлка перелетает с цветка на цветок,
Трясогузка хвостиком трясёт,
Перепел из земли червячка достаёт,
Дружно все вздохнули
Мы немного отдохнули.
VII. Применение знаний.
- А сейчас мы поговорим о взаимоотношениях обитателей луга и человека. Самостоятельно прочитайте статью "Луг и человек". Перескажите содержание текста друг другу в парах.
- Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу.
- Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?
VIII. Закрепление изученного.
Иллюстрация на стр. 184 - 185 учебника: запишите 2 - 3 цепи питания, сложившиеся на лугу.
Травы - гусеницы - птицы: найти животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга.
Загадки:
Что несеяно родиться? (Трава.)
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик.)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчик.)
Стоит кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка.)
IX. Итог урока. Рефлексия.
-У вас на партах лежат цветки. Если вы отлично запомнили обитателей луга, возьмите цветок зелёного цвета, если не очень - жёлтого, если вообще не запомнили, то красного. Прикрепите их на доску.
(Таким образом, учитель отчётливо увидит насколько хорошо дети усвоили материал.)