Цель: познакомить с разнообразием живых организмов луга; сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
Задачи:
Обучающая: познакомить с разнообразием живых организмов луга.
Развивающая: развивать навыки самооценки, целеполагания; расширять кругозор, развивать психические процессы: внимание и восприятие через выслушивание речи учителя и одноклассников, память через повторение ранее изученного материала;
Воспитывающая: прививать интерес к предмету; бережное отношение к природе; чувство коллективизма, толерантности.
Тип урока: комбинированный
Методы, применяемые на уроке:
проблемный,
исследовательский,
наглядный,
рефлексивные методы.
Формы обучения:
Коллективная
Групповая и парная
Индивидуальная
Оборудование: компьютер, программа PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, презентация, книги о животных, энциклопедии, карточки для парной работы, цветы для рефлексии.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Стихотворение читает ученица:
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- Как вы думаете, почему мы начали наш урок этим стихотворением? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге).
ТЕМА урока …
Цель урока…
Что такое луг? (Луг - это природное сообщество, большие участки с травянистой растительностью).
- Посмотрите, каким пышным ковром из цветов смотрится луг. Давайте вспомним растения луга.
2. Проверка домашнего задания. (Работа в парах)
-Перед вами 2 задания. Рассмотрите их. Определитесь с каким из заданий вы будете работать.
Дифференцированные задания.
2уровень. На листках фото растений и их названия. Соединить их.
Самопроверка по СЛАЙДУ: – Прочитать задание. Кто выполнил верно?
-Мы видим, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Тогда каким вы представляете животный мир луга? (Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле).
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков.).
3. Изучение нового материала
-Давайте поближе познакомимся с животными луга. Сейчас вы работаете в группах:
1 группа: готовит сообщение о насекомых луга.
2 группа: готовит сообщение о насекомых луга под рубрикой «Это интересно!».
3 группа: готовит сообщение о птицах луга.
4 группа: готовит сообщение о животных луга.
(Ребята работают с учебником, энциклопедиями. В группах назначаются ответственные за работу всей группы. Они распределяют задания, назначают докладчиков, строят план защиты.)
1 группа «Насекомые луга»
Подготовить сообщение о насекомых живущих на лугу.
2 группа «Насекомые луга. Это интересно!»
Найти интересные факты из жизни насекомых луга и рассказать о них.
- Угадать, кто издаёт эти звуки?
IV. Физкультминутка
«Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
Ты летай, как бабочка,
Крылышками помаши,
Бабочка – порхалочка,
Ты ко мне спеши!
3 группа «Птицы луга»
Подготовить сообщение о птицах живущих на лугу
4 группа «Животные луга»
Подготовить сообщение о животных живущих на лугу
-На лугу можно встретить жаб и ящериц… Также в луговой почве много червей…
На доске в процессе выступления групп
Растения – насекомые- птицы- хищники - Что получилось?
растение - слизни - коростель - другой хищник
растение – бабочка – кузнечик – птица, лягушка
растение - шмель (личинки) - мышь - хищник (ястреб, уж)
-Итак, луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве - дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы.
- Как живут все обитатели луга? ( Живут сообща. Нет лишних. Все нужны)
- Какой из этого можно сделать вывод? (Луг- это природное сообщество.)
- Луга- стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.
- Сформулируйте правила охраны лугов.
VII. Подведение итогов
- Сегодня на уроке мы с вами повторили, что такое луг, растения луга, и узнали какие животные обитают на наших лугах.
Составьте СИНКВЕЙН на тему «ЛУГ» (на картинках)
Домашнее задание:
Стр.
Составить 2-3 цепи питания.
*Составить кроссворд «Жизнь луга»
IX. Рефлексия.
-У вас на партах лежат цветки.
Если вы считаете, что
Работа на уроке вас не впечатлила, вам было неинтересно – возьмите красный цветок;
Активно работали, расширили свои представления об окружающем мире – возьмите голубой цветок;
Были исследователями, продуктивно поработали, получили удовлетворение от своей работы – ваш цветок жёлтый.
Прикрепите их на доску.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Луг - природное сообщество. Животный мир лугов. »
Открытый урок окружающего мира в 3 классе (система Занкова)
Тема: Луг - природное сообщество. Животный мир лугов.
Цель: познакомить с разнообразием живых организмов луга; сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
Задачи:
Обучающая: познакомить с разнообразием живых организмов луга.
Развивающая: развивать навыки самооценки, целеполагания; расширять кругозор, развивать психические процессы: внимание и восприятие через выслушивание речи учителя и одноклассников, память через повторение ранее изученного материала;
Воспитывающая: прививать интерес к предмету; бережное отношение к природе; чувство коллективизма, толерантности.
Тип урока: комбинированный
Методы, применяемые на уроке:
проблемный,
исследовательский,
наглядный,
рефлексивные методы.
Формы обучения:
Коллективная
Групповая и парная
Индивидуальная
Оборудование: компьютер, программа PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, презентация, книги о животных, энциклопедии, карточки для парной работы, цветы для рефлексии.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Стихотворение читает ученица:
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
- Как вы думаете, почему мы начали наш урок этим стихотворением? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге).
ТЕМА урока …
Цель урока…
Что такое луг? (Луг - это природное сообщество, большие участки с травянистой растительностью).
- Посмотрите, каким пышным ковром из цветов смотрится луг. Давайте вспомним растения луга.
2. Проверка домашнего задания. (Работа в парах)
-Перед вами 2 задания. Рассмотрите их. Определитесь с каким из заданий вы будете работать.
Дифференцированные задания.
2ур. На листках фото растений и их названия. Соединить их.
Самопроверка по СЛАЙДУ: – Прочитать задание. Кто выполнил верно?
-Мы видим, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Тогда каким вы представляете животный мир луга? (Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле).
- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков...).
3. Изучение нового материала
-Давайте поближе познакомимся с животными луга. Сейчас вы работаете в группах:
1 группа: готовит сообщение о насекомых луга.
2 группа: готовит сообщение о насекомых луга под рубрикой «Это интересно!».
3 группа: готовит сообщение о птицах луга.
4 группа: готовит сообщение о животных луга.
(Ребята работают с учебником, энциклопедиями. В группах назначаются ответственные за работу всей группы. Они распределяют задания, назначают докладчиков, строят план защиты.)
1 группа «Насекомые луга»
Подготовить сообщение о насекомых живущих на лугу.
2 группа «Насекомые луга. Это интересно!»
Найти интересные факты из жизни насекомых луга и рассказать о них.
- Угадать, кто издаёт эти звуки?
IV. Физкультминутка
«Бабочка»
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три – нагнулась и присела. На четыре – полетела. Ты летай, как бабочка, Крылышками помаши, Бабочка – порхалочка, Ты ко мне спеши!
3 группа «Птицы луга»
Подготовить сообщение о птицах живущих на лугу
4 группа «Животные луга»
Подготовить сообщение о животных живущих на лугу
-На лугу можно встретить жаб и ящериц… Также в луговой почве много червей…
На доске в процессе выступления групп
Растения – насекомые- птицы- хищники - Что получилось?
растение - слизни - коростель - другой хищник
растение – бабочка – кузнечик – птица, лягушка
растение - шмель (личинки) - мышь - хищник (ястреб, уж)
-Итак, луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве - дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы.
- Как живут все обитатели луга? ( Живут сообща. Нет лишних. Все нужны)
- Какой из этого можно сделать вывод? (Луг- это природное сообщество.)
- Луга- стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.
- Сформулируйте правила охраны лугов.
VII. Подведение итогов
- Сегодня на уроке мы с вами повторили, что такое луг, растения луга, и узнали какие животные обитают на наших лугах.
Составьте СИНКВЕЙН на тему «ЛУГ» (на картинках)
Домашнее задание:
Стр.
Составить 2-3 цепи питания.
*Составить кроссворд «Жизнь луга»
IX. Рефлексия.
-У вас на партах лежат цветки.
Если вы считаете, что
Работа на уроке вас не впечатлила, вам было неинтересно – возьмите красный цветок;
Активно работали, расширили свои представления об окружающем мире – возьмите голубой цветок;
Были исследователями, продуктивно поработали, получили удовлетворение от своей работы – ваш цветок жёлтый.
Прикрепите их на доску.
Богат животный мир лугов. Всюду много насекомых. В траве стрекочут кузнечики. На цветущих растениях видны пчёлы, осы, шмели. Они собирают нектар и цветочную пыльцу, попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Особенно велика роль шмеля - опылителя клевера. Только он своим длинным хоботком может добраться до нектара и пыльцы. И цветам хорошо - опыляются, и насекомые голодными не останутся. Здесь же находят корм разноцветные бабочки. Среди них очень красивы зорька, пестрянка, махаон, голубянка. Махаон – одна из самых красивых наших бабочек. Сзади на крыльях у неё есть два отростка, которые во время полёта бабочки напоминают хвост летящей ласточки. За это сходство махаон в народе названа «ласточкин хвост». Красива и голубянка. Как голубые огоньки мелькают голубянки на лугах. Нижняя же сторона крыльев бабочки тёмно-серая. Сядет голубянка на траву, сложит крылышки – погаснет огонёк, трудно увидеть её в это время. Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению растений. А бабочками питаются птицы и некоторые хищные насекомые. На лугах гнездятся и находят себе корм некоторые птицы. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. В густой траве лугов в небольшой ямке устраивает своё гнездо перепел. Он похож на небольшую курочку. Неохотно летает, спасаясь от врагов быстрым бегом. Большую часть жизни проводит среди луговых трав коростель. Эта птица, как и перепел, быстро бегает, ловко пробирается среди травы, часто меняет направление. Поэтому её трудно внимательно рассмотреть, но зато можно услышать. Коростель издаёт скрипучий отрывистый крик: «дерг-дерг». За этот крик коростеля зовут ещё дергачом. На лугу находит себе корм белая трясогузка. Это очень стройная птичка. Стройность ей придают тонкие ноги и длинный хвост. В народе её называют «ледоломка», так как её прилёт в наши края совпадает с вскрытием рек. В отличие от перепела и коростеля быстро летает в погоне за насекомыми луговой чекан. Эта птичка не имеет яркой окраски. Встревоженная, она издаёт звук «чек-чек». Поэтому и назвали её чекан. Птицам луга и мелким животным могут угрожать хищные птицы, высоко парящие и наблюдающие за происходящим; и другие хищники, попавшие на луг. Крупные звери не живут на лугу. Луг – открытая местность. Здесь трудно укрыться от врагов. Но мелкие зверьки – мыши, кроты – постоянные жители лугов. Крота трудно увидеть в местах обитания, но сами эти места легко узнать по кротовинам - выбросам почвы. Крот устраивает в почве различные ходы, которые иногда располагаются в несколько этажей. Ходы он роет мощными лопатообразными лапами. В них крот добывает корм: дождевых червей, насекомых и их личинок, а также многоножек и слизней. Чтобы добыть достаточное количество еды, кроту приходится быть активным круглосуточно. Крот - обладатель небольшой, но красивой шкурки; кроме того, крот приносит пользу, истребляя насекомых-вредителей и изменяя структуру почвы.