kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 5 классе на тему "Жизнь организмов на планете Земля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Современный урок биологии в 5 классе в условиях введения ФГОС ООО». Тема: «Жизнь организмов на планете Земля». УМК: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М: Вентана – Граф, 2013. Разработчик: Ольга Васильевна Варейко учитель биологии высшей категории МБОУ Новогригорьевской СОШ Иловлинского муниципального района Волгоградской области Ст. Новогригорьевская, 2014г. Место урока в структуре. Подведем итоги. Урок № 30. Тип урока. Урок итоговой рефлексии. Вид урока. Урок – соревнование. Интегрированный урок с географией и экологией. Структура урока: I. Организационный момент. II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. III. Актуализация, систематизация и обобщение знаний. 1 этап. «Зарядка для ума». 2 этап. «Экологическое лото». 3 этап. Игра - физминутка «Кто быстрее отгадает!» 4 этап. «Кто где живет?». 5этап. «Любознайка». IV.Рефлексия.Подведение итогов. V. Подведение итогов. VI.Домашнее задание. Цели: Содержательная (предметные результаты): - Систематизировать и обобщить знания учащихся о живых организмах нашей планеты, их приспособленности к обитанию в различных средах, на разных материках, значении живых организмов в природе и жизни человека Деятельностная: - формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные) -повысить интерес учащихся к изучению биологии - учить работать в малых группах; - воспитывать толерантность и бережное отношение к природе. Личностные результаты: Личностные УУД 1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. 2.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. 3.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 3.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные 1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей. 2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе. Регулятивные 1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока) 2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3. Составлять (в группе) план решения проблемы. Задачи: - повторить, обобщить и проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Жизнь организмов на планете Земля»; -создать условия для воспитания и развития: интереса к знаниям, бережного отношения к природе; - продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, делать выводы и продолжить формирование ключевых компетенций. Материалы и оборудование: оценочные листы на каждую группу, экологическое лото (вопросы и карточки с ответами); на столе для каждой группы карта природных зон России, гербарии растений и карточки с изображением животных; презентации «Живой мир Африки»; « Живой мир Австралии»; «Живой мир Северной Америки и Евразии», мультимедийный проектор, компьютер. Ход урока – соревнования. Класс на предыдущем уроке разделен на группы. Домашнее задание группам: подготовить презентацию по теме «Жизнь на разных материках » и защиту на 3 мин. Придумать название группы, выбрать командира группы. По ходу урока - игры ответы команд сразу проверяются и оцениваются, количество заработанных командой баллов фиксируется на доске учениками-консультантами из 6 класса, имеющими звание «Знаток биологии». I.Организационный момент. II.Мотивация( самоопределение)к учебной деятельности. Мы закончили изучать тему «Жизнь организмов на планете Земля». Вы узнали об удивительной и неповторимой природе нашей планеты. А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир живых организмов, как они приспособились к жизни в разных средах обитания и континентах. Сегодня на уроке вы будите участниками игры «Биологический марафон». Работа будет проходить в группах, которые называются «Биологи», «Экологи», «Географы», по этапам. Оценивать работу каждой группы будет консультант, который будет фиксировать баллы, заработанные как всей группой, так и отдельными учениками. Группе - победительнице будет присвоено звание «Эрудит 2013». В качестве ценного приза будут вручены «отличные» отметки за урок. Группы, занявшие 2-3 место, получат «четверки». III. Актуализация, систематизация и обобщение знаний. 1 этап. «Зарядка для ума» Вопросы задает учитель. Выберите один правильный ответ. За правильный ответ – 1 балл. (Вопросы с предлагаемыми ответами на доске, применяется компьютер). 1.Средой обитания любого организма называется: а) то, чем он питается; б) то, из чего он состоит; в) все, что его окружает; г) неживая природа, которая его окружает. 2. Там достаточно воздуха, воды, минеральных солей, но мало света, там трудно передвигаться – это среда обитания: а) почвенная; б) водная; в) организменная; г) наземно-воздушная. 3.Для обитателей, какой среды характерны следующие приспособления: обтекаемое тело без выступающих частей, короткие и сильные передние конечности с большими когтями, глаза, ушные раковины? а) водной; б) наземно-воздушной; в) организменной; г) почвенной. 4.Установите соответствие: для каждой среды обитания подбери организм, который в ней живет: Среда обитания: Организмы: А) водная 1) пчела Б) наземно-воздушная 2) крот В) почвенная 3) клещ Г) организменная 4) краб 2 этап. «Экологическое лото» На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) На игровом поле в лепестках цветка необходимо расположить названия факторов неживой природы, факторов живой природы, антропогенные факторы. По завершению работы надо объяснить, какой ответ был лишним и почему. За каждый правильный ответ – 1 балл. Группа «Биологи». Факторы неживой природы: 1) глубокий снег 2) температура воздуха 3) высокая влажность 4) травянистые растения 5) соленость воды 6) ледяной дождь. Группа «Географы». Факторы живой природы: 1) опавшие листья 2) микроорганизмы 3) количество кислорода 4) хищные животные 5) ядовитые растения 6) лесные насекомые. Группа «Экологи».Антропогенные факторы: 1) распашка степей 2) строительство плотин 3) создание парков 4) разведение рыб 5) сооружение свалок 6) увеличение влажности воздуха. 3 этап. Игра - физминутка «Кто быстрее отгадает!» За каждый угаданный ответ – 1 балл 1. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы) 2. Есть на речке лесорубы в серебристо-бурых шубах Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры) 3. В одежде богатой, да сам слеповатый, Живет без оконца, не видывал солнца. (Крот) 4. Над цветком порой замрет разноцветный вертолет, На былинке посидит, вдруг вспорхнет и улетит. (Стрекоза) 5. Не слыша волны океанской, морского простора, не зная, В далекой степи африканской резвится тельняшка морская. (Зебра) 6. Прыгает зверюшка, не рот, а ловушка, Попадет в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка) 7. Живет в лесу, ухает как разбойник, Люди его боятся, а он людей боится. (Филин) 4 этап. «Кто где живет?» Перед вами – карта природных зон России. На ваших столах задание с описанием одной из природных зон России, гербарии растений и карточки с изображением животных. Каждой группе надо угадать природную зону по описанию, назвать и показать экземпляры растений и карточки с изображением животных, составляющих данное природное сообщество. 2 балла. Группа «Биологи» «Эта природная зона расположена возле Северного полярного круга. Здесь холодное и короткое лето, длинная и суровая зима. Даже летом выпадает снег». Растения? Животные? Группа «Географы» «Значительная часть этой зоны сильно изменена человеком: распахана под посевы или занята пастбищами для скота. Здесь произрастают редкие виды растений и обитают редкие виды животных» Растения? Животные? Группа «Экологи» «Эта зона занимает около трети всех земель России. В этой зоне расположено много лугов и болот».Растения? Животные? 5этап. «Любознайка» Дома учащиеся готовили сообщения о жизни организмов на разных материках. По материалам своих работ они показывают короткую презентацию «Жизнь на разных материках» Каждая презентация оценивается - до 5 баллов. Группа «Биологи».- Презентация «Живой мир Африки»; Группа «Географы».- Презентация « Живой мир Австралии»; Группа «Экологи».- Презентация «Живой мир Северной Америки и Евразии». IV. Рефлексия. Каждый ученик в своих листочках ставит один из знаков: Квадрат - « Все понял». Круг - « Понял, но не все».Треугольник «Не понял». V. Подведение итогов. Группе - победительнице присваивается звание «Эрудит 2013» и в качестве ценного приза вручаются «отличные» отметки за урок. Группы, занявшие 2-3 место, получают «четверки». VI. Домашнее задание. Страница 104, в тетради с печатной основой. Литература. 1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. -М.: Творческий центр, 2005. 2. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. 3. Касаткина Н.А. Природоведение. 5 кл. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) - Волгоград: Учитель, 2003. 4. Мякишева Л.В. Природоведение. 5 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012. 5. Рутковская Е.Л., Иванова А.Ф., Гостева Ю.Н. и др. Оценка метапредметных результатов в 5 классе/ Под ред. Г.С. Ковалевой М.: Просвещение, 2012. Интернет – ресурсы: Сайт издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru (серия литературы «Работаем по новым стандартам», видеолекции, методические рекомендации).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе на тему "Жизнь организмов на планете Земля" »





«Современный урок биологии в 5 классе

в условиях введения ФГОС ООО».




Тема: «Жизнь организмов на планете Земля».



УМК: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М: Вентана – Граф, 2013.



Разработчик: Ольга Васильевна Варейко

учитель биологии высшей категории

МБОУ Новогригорьевской СОШ

Иловлинского муниципального района

Волгоградской области







Ст. Новогригорьевская, 2014г.

Место урока в структуре. Подведем итоги. Урок № 30.


Тип урока. Урок итоговой рефлексии.


Вид урока. Урок – соревнование. Интегрированный урок с географией и экологией.


Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

III. Актуализация, систематизация и обобщение знаний.

1 этап. «Зарядка для ума».

2 этап. «Экологическое лото».

3 этап. Игра - физминутка «Кто быстрее отгадает!»

4 этап. «Кто где живет?».

5этап. «Любознайка».

IV.Рефлексия.Подведение итогов.

V. Подведение итогов.

VI.Домашнее задание.


Цели:

Содержательная (предметные результаты):

- Систематизировать и обобщить знания учащихся о живых организмах нашей планеты, их приспособленности к обитанию в различных средах, на разных материках, значении живых организмов в природе и жизни человека

Деятельностная:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия

( познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-повысить интерес учащихся к изучению биологии

- учить работать в малых группах;

- воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.

Личностные результаты:

Личностные УУД

1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

2.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

3.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные

1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока)

2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Составлять (в группе) план решения проблемы.


Задачи:

- повторить, обобщить и проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Жизнь организмов на планете Земля»;

-создать условия для воспитания и развития: интереса к знаниям, бережного отношения к природе;

- продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, делать выводы и продолжить формирование ключевых компетенций.


Материалы и оборудование: оценочные листы на каждую группу, экологическое лото (вопросы и карточки с ответами); на столе для каждой группы карта природных зон России, гербарии растений и карточки с изображением животных; презентации «Живой мир Африки»; « Живой мир Австралии»; «Живой мир Северной Америки и Евразии», мультимедийный проектор, компьютер.


Ход урока – соревнования.

Класс на предыдущем уроке разделен на группы. Домашнее задание группам: подготовить презентацию по теме «Жизнь на разных материках » и защиту на 3 мин. Придумать название группы, выбрать командира группы.

По ходу урока - игры ответы команд сразу проверяются и оцениваются, количество заработанных командой баллов фиксируется на доске учениками-консультантами из 6 класса, имеющими звание «Знаток биологии».


I.Организационный момент.

II.Мотивация( самоопределение)к учебной деятельности.

Мы закончили изучать тему «Жизнь организмов на планете Земля». Вы узнали об удивительной и неповторимой природе нашей планеты. А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир живых организмов, как они приспособились к жизни в разных средах обитания и континентах.

Сегодня на уроке вы будите участниками игры «Биологический марафон».

Работа будет проходить в группах, которые называются «Биологи», «Экологи», «Географы», по этапам. Оценивать работу каждой группы будет консультант, который будет фиксировать баллы, заработанные как всей группой, так и отдельными учениками.

Группе - победительнице будет присвоено звание «Эрудит 2013». В качестве ценного приза будут вручены «отличные» отметки за урок. Группы, занявшие 2-3 место, получат «четверки».


III. Актуализация, систематизация и обобщение знаний.

1 этап. «Зарядка для ума»

Вопросы задает учитель. Выберите один правильный ответ. За правильный ответ – 1 балл. (Вопросы с предлагаемыми ответами на доске, применяется компьютер).


1.Средой обитания любого организма называется:

а) то, чем он питается;

б) то, из чего он состоит;

в) все, что его окружает;

г) неживая природа, которая его окружает.


2. Там достаточно воздуха, воды, минеральных солей, но мало света, там трудно передвигаться – это среда обитания:

а) почвенная;

б) водная;

в) организменная;

г) наземно-воздушная.


3.Для обитателей, какой среды характерны следующие приспособления: обтекаемое тело без выступающих частей, короткие и сильные передние конечности с большими когтями, глаза, ушные раковины?

а) водной;

б) наземно-воздушной;

в) организменной;

г) почвенной.


4.Установите соответствие: для каждой среды обитания подбери организм, который в ней живет:


Среда обитания: Организмы:

А) водная 1) пчела

Б) наземно-воздушная 2) крот

В) почвенная 3) клещ

Г) организменная 4) краб

2 этап. «Экологическое лото»

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) На игровом поле в лепестках цветка необходимо расположить названия факторов неживой природы, факторов живой природы, антропогенные факторы. По завершению работы надо объяснить, какой ответ был лишним и почему.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Группа «Биологи». Факторы неживой природы:

1) глубокий снег

2) температура воздуха

3) высокая влажность

4) травянистые растения

5) соленость воды

6) ледяной дождь.

Группа «Географы». Факторы живой природы:

1) опавшие листья

2) микроорганизмы

3) количество кислорода

4) хищные животные

5) ядовитые растения

6) лесные насекомые.

Группа «Экологи».Антропогенные факторы:

1) распашка степей

2) строительство плотин

3) создание парков

4) разведение рыб

5) сооружение свалок

6) увеличение влажности воздуха.


3 этап. Игра - физминутка «Кто быстрее отгадает!»

За каждый угаданный ответ – 1 балл

1. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)

2. Есть на речке лесорубы в серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры)

3. В одежде богатой, да сам слеповатый,

Живет без оконца, не видывал солнца. (Крот)

4. Над цветком порой замрет разноцветный вертолет,

На былинке посидит, вдруг вспорхнет и улетит. (Стрекоза)

5. Не слыша волны океанской, морского простора, не зная,

В далекой степи африканской резвится тельняшка морская. (Зебра)

6. Прыгает зверюшка, не рот, а ловушка,

Попадет в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)

7. Живет в лесу, ухает как разбойник,

Люди его боятся, а он людей боится. (Филин)

4 этап. «Кто где живет?»

Перед вами – карта природных зон России. На ваших столах задание с описанием одной из природных зон России, гербарии растений и карточки с изображением животных. Каждой группе надо угадать природную зону по описанию, назвать и показать экземпляры растений и карточки с изображением животных, составляющих данное природное сообщество.

2 балла.

Группа «Биологи»

«Эта природная зона расположена возле Северного полярного круга. Здесь холодное и короткое лето, длинная и суровая зима. Даже летом выпадает снег». Растения? Животные?

Группа «Географы»

«Значительная часть этой зоны сильно изменена человеком: распахана под посевы или занята пастбищами для скота. Здесь произрастают редкие виды растений и обитают редкие виды животных» Растения? Животные?

Группа «Экологи»

«Эта зона занимает около трети всех земель России. В этой зоне расположено много лугов и болот».Растения? Животные?

5этап. «Любознайка»

Дома учащиеся готовили сообщения о жизни организмов на разных материках. По материалам своих работ они показывают короткую презентацию «Жизнь на разных материках» Каждая презентация оценивается - до 5 баллов.

Группа «Биологи».- Презентация «Живой мир Африки»;

Группа «Географы».- Презентация « Живой мир Австралии»;

Группа «Экологи».- Презентация «Живой мир Северной Америки и Евразии».


IV. Рефлексия.

Каждый ученик в своих листочках ставит один из знаков:

Квадрат - « Все понял». Круг - « Понял, но не все».Треугольник «Не понял».


V. Подведение итогов.

Группе - победительнице присваивается звание «Эрудит 2013» и в качестве ценного приза вручаются «отличные» отметки за урок. Группы, занявшие 2-3 место, получают «четверки».


VI. Домашнее задание. Страница 104, в тетради с печатной основой.



Литература.


1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. -М.: Творческий центр, 2005.


2. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012.

3. Касаткина Н.А. Природоведение. 5 кл. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) - Волгоград: Учитель, 2003.


4. Мякишева Л.В. Природоведение. 5 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012.


5. Рутковская Е.Л., Иванова А.Ф., Гостева Ю.Н. и др. Оценка метапредметных результатов в 5 классе/ Под ред. Г.С. Ковалевой М.: Просвещение, 2012.


Интернет – ресурсы: Сайт издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru (серия литературы «Работаем по новым стандартам», видеолекции, методические рекомендации).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 5 классе на тему "Жизнь организмов на планете Земля"

Автор: Варейко Ольга Васильевна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138210

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "технологическая карта урока "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "142369"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418286343"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок биологии по теме: Бактерии"
    ["seo_title"] => string(34) "urok-biologhii-po-tiemie-baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "288627"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454659434"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема: Земля в Солнечной Системе "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-ghieoghrafii-v-5-klassie-tiema-ziemlia-v-solniechnoi-sistiemie"
    ["file_id"] => string(6) "105386"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402846952"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по теме: «Гидросфера». «Вода на Земле»."
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_po_tiemie_gidrosfiera_voda_na_ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "348306"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476191966"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
    ["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "122107"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414154641"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства