| Здравствуйте, садитесь. У нас гости. Показываем всё самое лучшее, что знаем и умеем. «5» за последнюю работу к доске. 16 марта. Классная работа. (Посадка) Начнём наш урок со сказки о частях речи. Поспорили между собой части речи, кто из них важнее, без кого и сказка не сказка. - Я,- говорит имя Существительное, - важнее всех. Рядом со мной и Кот в сапогах, и король, и Людоед, и мельница, и замок, все герои и предметы - всё это я, Имя Существительное. -Подумаешь,- возразило Прилагательное,- без меня вы бы не увидели ни зелёных лугов, ни золотистых хлебов, ни яркого солнца. Всё было бы серым и бесцветным. -Спорьте, спорьте,- отозвалась другая часть речи. Без меня всё равно пропадёте. -А кто ты такой? - спросило Существительное. -Я-то?- засмеялся неизвестный, - сейчас вы об этом узнаете.   Сказал и исчез. И вдруг…все герои сказки остановились. Кот не ловит кролика, принцесса не влюбляется в маркиза Карабаса. Никто не смеётся, не разговаривает, ни в кого не превращается и никого не спасает. Всё замерло…   В какой сказке случилась беда? («Кот в сапогах») Что необычное было у Кота? 
 Спг аи – записали 1 раз в воздухе, 1 на строчке шифровку слова из буквосочетаний. Приготовили маркерные доски 
 Слайды (сапоги)   Что Кот у хозяина спрятал под камень? (одежда)   Из какой посуды пил король в замке маркиза? (стакан) Что это за слова? (из словаря) Учебник с. 134-135 Орфограммы  маркерные доски Записываем слова – ударение, орфограмма   Сапоги одежда стакан (отметьте галочкой самое красивое слово).   Что общего во всех словах с точки зрения русского языка? (Имена существительные, неодушевлённые) Какое слово лишнее? Почему? (сапоги – ударение на 3слог, одежда – безуд. глас. о) Вернёмся в сказку. 
 Чтобы оживить сказку, нужно произнести глагольные вопросы-заклинания. Кто готов? (Что делает?, что делают? И т.п.) по одному 
 
 Сделаем вывод о глаголе. ( Это часть речи, которая указывает на действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?) 
 Прочитаем слова на доске: Жн.цы, к.роль, .сёл, брат.я. (1чел.) Вставьте буквы.  маркерные доски Объясните орфограммы. Запишем одно сущ. ед.ч., подберём к нему глагол, предварительно поставив вопрос. Король (что делает?) едет. Записываем, 1 чел у доски      В каком числе стоит сущ.? (ед.ч.) Значит сколько человек выполняет действие? ( 1чел.) Значит какое число будет у глагола? Кто уже догадался, чем мы будем заниматься на уроке? Кто сформулирует тему урока? ( Изменение глагола по числам).   Единственное и множественное число глаголов.) -Выберите сущ. мн.ч. Проделайте с ним такую же работу. Сделайте вывод. Жнецы (что делают?) жнут. 1чел. вслух у доски 
   В каком числе стоит сущ.? (мн.ч.) Значит сколько человек выполняет действие? ( много чел.) Значит какое число будет у глагола? От чего зависит число глагола? 
 Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь.  Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Глубоко теперь вдохните, всё в порядок приведите.   И писать опять начните. 
 Сейчас ваша задача на основе наблюдения за изменением глагола составить правило определения его числа. У вас на столе карточки. Прочитайте задание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    |   Прочитайте предложения. В скобках запишите вопрос к глаголу. Определите сколько котов выполняют действие.  Укажите число существительного «кот» и связанного с ним глагола. Запишите вывод. Кот ( ) бежит впереди кареты.  Действие выполняет ___кот Коты ( ) бегут впереди кареты.   Действие выполняют ______________котов. Вывод: Глагол в единственном числе обозначает действие ______________предмета. Глагол во__________________числе обозначает действие двух и более предметов. 
 |  
 Учебник с.74 правило. Читаем хором     На какой вопрос отвечает глагол ед.ч.? Пример? На какой вопрос отвечает глагол мн. ч.? Пример?  
 Игра «Возврати мне слово». 1 вариант передаёт соседу слово- глагол ед.ч. – 2 вар-т возвращает, называя глагол мн. ч. И наоборот. По 3 глагола. 
 С.75 упр.129 ( только под цифрой 1) (Запись в тетр.) Читает-читают, звонит-звонят, летит-летят, жужжит-жужжат. * Как изменяются в глаголы в упр.? *На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе? (что делает?) * На какой вопрос отвечают глаголы во множественном числе? ( что делают?) *Выполняем последнее задание. * Какая часть слова изменилась? (окончание) * Когда меняется только окончание, значит что меняет у слово?    (Меняет форму). 
 Вывод (учебник с.75) (Правило хором)   
 Составьте рассказ по теме «На реке», используя слова: Светит, треснул, плывут, выбежали. (Устно)    ( Жарко светит солнце. На реке треснул лёд. Плывут огромные льдины.) Записать в 2 столбика: ед.ч. мн.ч. 1чел. у доски 
 Если осталось время…   Записать предложения, определить число сущ. и глаголов, выделить основу. 
 
   С какой частью речи мы сегодня работали? Что такое глагол? От чего зависит число глагола? Приведите примеры глаголов единственного числа. Приведите примеры глаголов множественного числа.  
 На выбор: упр 133 (более сложное, но более творческое. Может придётся при его выполнении обратиться за помощью в интернет или в словарь).   Или упр.130. Здесь чётко надо знать, что такое синонимы. 
 
 Оценить себя по таблице гномика. 
 
  
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 Уметь внимательно слушать и воспринимать информацию 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;   выделять в словах ударные и безударные слоги; различать виды речи определять, какой частью речи является слово распознавать признаки частей речи; 
 
 
 
 
 осознавать роль языка и речи в жизни людей   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 находить в словах орфограммы и применять правила правописания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя 
 умение работать по заданному образцу 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 учиться работать по предложенному учителем плану; 
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 учиться работать в паре, группе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 составлять устный рассказ на определённую тему. 
 
 сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам 
 находить главные (подлежащее и сказуемое) члены предложения; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 уметь оценить свою работу, возможности и знания, подбирать к словам синонимы. |