1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
2) закрепить взаимосвязь между частью и целым;
3) сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 7, сравнение групп предметов по количеству, запись результатов сравнения с помощью знаков "больше", "меньше", "равно".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Число и цифра 7".»
Тема: "Число и цифра 7".
Основные цели:
1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
2) закрепить взаимосвязь между частью и целым;
3) сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 7, сравнение групп предметов по количеству, запись результатов сравнения с помощью знаков "больше", "меньше", "равно".
Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
картинки к устному счёту, к задачам экологического характера;
1) карточки с графическим изображением чисел и знаков;
2) модель числового отрезка;
3) карточка для графической модели числа 7 на листе А-4, чёрный фломастер, красный фломастер;
4) эталон состава числа 7;
5) образцы выполнения заданий из учебника;
6) книга с иллюстрациями "Семь чудес света".
Раздаточный материал:
1) математические альбомы;
2) карточка с заданием (решение примеров по числовому отрезку);
3) "светофорчики" для настроения и самооценки.
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):
Долгожданный дан звонок
-Начинается урок!
-Покажите на "светофоре" с каким настроением вы начинаете урок?
2.Актуализация опорных знаний:
1) Счёт в пределах 20 (прямой и обратный):
- Сосчитайте от 6 до 11; от 14 до 5.
- Назовите последующее число 8, 13. Как получить последующее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?
- Назовите предыдущее число 6, 19. Как получить предыдущее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
- Какое число стоит между 3 и 5, а между 14 и 16?
- Какое число стоит справа от 17? А слева от 11?
- Назовите "соседей" числа 13.
2) "Потерялось" число. Найдите его место в натуральном ряду чисел:
12 3 4 6 7 8 9 10
-Что вы можете сказать о числе 5 ?
-Как получить число 5 ? Придумайте разные варианты.
3) Закономерность :
Установите закономерность и скажите, какое число надо вставить?
2,3,5 3,1,4 4,?,6
4) Множество решения неравенства:
Вставьте в "окошко" число, чтобы полученное неравенство было верным: 6. Назовите все возможные варианты и докажите с помощью числового отрезка.
5) Математические задачи с экологической направленностью:
/ответы дети показывают с помощью числового "веера"/
Почтальон Печкин по утрам всегда читает новости об охране природы из свежих газет. Утром он прочитал 2 статьи, днём ещё 2 статьи, а вечером - 1 статью.
Сколько всего статей прочитал Печкин?
( 2+2+1=5)
- Какое числовое выражение вы составили при решении этой задачи? Как называется это выражение? (сумма)
- Из скольких частей состоит эта сумма? (из 3)
- Как называется результат этого выражения, какое число мы искали? (целое)
- Как называются компоненты при сложении? (слагаемые, сумма)
Малыш и Карлсон хотели сделать 6 скворечников, а за один день сделали только 3 скворечника.
Сколько скворечников им ещё осталось сделать?
(6-3=3)
- Какое числовое выражение вы составили при решении этой задачи? Как называется это выражение? (разность)
-Ребята, а как вы думаете, почему Колобок из одноимённой сказки убежал в лес от бабушки с дедушкой? (варианты ответов детей)
-Знаете, ребята, есть и ещё одна версия. Послушайте её:
Пока Колобок остужался на окошке, он услышал по радио передачу об охране окружающей среды. О том, что люди, отдыхая в лесу, часто нарушают правила бережного отношения к природе. И он решил на время убежать от дедушки с бабушкой в лес, чтобы навести порядок. Он уговорил Зайца, встретившего его первым на тропинке, помочь ему приготовить и развесить запрещающие знаки: "Свалка мусора запрещена!", "Жечь мусор запрещено!", "Птичьи гнёзда не трогать!", "Ручей не засорять!", "Берегите лес от пожаров!". Колобок поставил 3 знака и Зайчик тоже 3.
Сколько всего знаков поставили в лесу Колобок и Зайчонок?
(3+3=6)
Выхлопные газы автомобилей загрязняют воздух. А вот Незнайка во время стоянки часто оставляет включённым мотор своей машины. Жители Солнечного города в понедельник сделали ему 2 замечания, во вторник 3 замечания, а в среду ещё 1 замечание.
Сколько всего замечаний сделали жители Солнечного города Незнайке?
(2+3+1=6)
Каждая сломанная ветка - это маленькая рана, нанесённая природе. Мальвина, живя в лесу и, прячась от злого кукольника Карабаса-Барабаса, заботилась о деревьях. Она перевязала больные веточки на деревьях. На одном дереве она перевязала 4 веточки, на другом 2 веточки. Три веточки не прижились.
Сколько же веточек на дереве вылечила Мальвина?
(4+2-3=3)
Когда Крокодил Гена и Чебурашка узнали, что деревья выделяют большое количество кислорода, необходимого для дыхания, а также для очистки воздуха от пыли и других загрязнений, они посадили возле своего дома деревья. Гена посадил 5 тополей, а Чебурашка - 2 клёна.
Сколько всего деревьев посадили Гена с Чебурашкой?
(5+2=7)
6) Заполни пропуски (на доске):
2 + * = 6
- Как найти неизвестную часть в числовом равенстве?
* - 2 = 3
- Как найти неизвестное целое в числовом равенстве?
Постановка проблемы. Открытие нового:
Цель:
7) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется причина затруднения;
8) согласовать тему и цель урока.
-Давайте выполним задание на карточке с числовыми отрезками. Решите примеры, используя числовые отрезки.
(проблема!)
-Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается цифра 7, и на числовом отрезке не хватает ещё одного отрезка )
-Какова цель нашего урока? (договориться, как будем обозначать число 7, изучить, из каких частей оно состоит).
-Значит, ТЕМА урока - … ("Число и цифра 7")
Историческая справка:
-Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы: "Семь бед - один ответ", "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "На седьмом небе от счастья", "Семеро одного не ждут", "Лук от семи недуг"…и т.д.
Все вы знаете знаменитые сказки "Волк и семеро козлят", "Белоснежка и семь гномов", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"…
7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 чудес света в Древней Греции, 7 цветов радуги…
Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.
Физкультминутка:
У медведя дом большой,
а у зайки маленький.
Наш медведь идёт домой,
А за ним и заинька.
Мы зверушек провожаем
И урок наш продолжаем.
3. Проектирование и фиксация нового знания.
-Отгадайте загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.
(дни недели)
- Назовите хором названия дней недели. (…)
- Покажите на числовом "веере" цифру обозначающую количество дней в неделе.
- Как получить число 7 ? (…)
- Можем ли мы записать число 7 с помощью точек? (…)
- На листочках, на пустом домино чёрным фломастером изобразите число 7 в виде точек. (разные варианты вывешиваются на доске)
Работа с учебником (стр. 2-3):
-Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 7. (на стр. 2-3 учебника)
- На что похожа цифра 7? (…)
-Рассмотрим образец написания цифры 7. (на стр. 3)
-Из скольких элементов состоит эта цифра?
Демонстрация написания цифры 7:
- Откуда надо начинать писать цифру 7? (чуть ниже середины верхней линии клетки)
- Поставлю точку в этом месте. Далее ведём вверх с небольшим плавным закруглением, делаем волнистую линию до правого верхнего угла и оттуда ведём прямую линию вниз до середины нижней линии клетки.
- Пропишите красиво три цифры 7 на клеточной строчке.
- Теперь вернёмся к нашему заданию на карточке, где возникло затруднение.
- Можем ли мы теперь записать результат? (да)
- Запишите.
- Можем ли мы проверить результат на числовом отрезке? (нет)
- Почему? (числовой отрезок оканчивается на 6)
- Что будем делать? (надо достроить ещё один единичный отрезок)
- Как будем достраивать числовой отрезок? (от числа 6 вправо проведём один единичный отрезок)
/Ученик достраивает числовой отрезок на доске и подписывает цифру 7/.
Определение состава числа 7 и фиксирование его на эталоне.
-Теперь, когда мы научились писать цифру 7, определим состав числа 7. А помогут нам в этом математические домики в альбоме на стр. 1.
-Итак, как получить число 7? (…) /Учитель помещает эталон состава числа 7/
-Справились мы с возникшим затруднением? (да)
-Что теперь будем делать? (тренироваться в использовании числа и цифры 7)
4. Первичное закрепление.
Красиво пропишите цифру 7 до конца клеточной строки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5. Самоконтроль с проверкой по эталону:
-Давайте проверим наши знания, выполнив задание № 1 на стр.2 самостоятельно.
-Теперь сравните свою запись с эталоном. /Учитель вывешивает на доску образец выполнения задания/
- Если есть расхождения, то поставьте себе рядом с примером знак "?" и исправьте свои ошибки.
-А кто выполнил задание правильно, поставьте себе "+".
-Кто понял и исправил свою ошибку? (дети поднимают руки). МОЛОДЦЫ!
-Кто выполнил без ошибок? Я за вас рада!
6. Включение в систему знаний и повторение.
Задание №3.
-Что нужно сделать в этом задании? (сравнить группы предметов по количеству)
-Самостоятельно выполните это задание.
/После окончания работы учащимися, учитель вывешивает на доске эталон (образец) выполнения данного задания/
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Чему вы учились на этом уроке?
-Какие задания вам показались особенно интересными?
-Что запомнилось больше всего?
-Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на "светофоре".
-С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
-Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу - СПАСИБО.