kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Римские цифры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике «Римские цифры» (3 класс)

Тема: «Римские цифры»

Задачи урока:

Образовательные
-создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, на умение разрешать возникшие проблемы.
Развивающие
- способствовать развитию математической речи, внимания, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности.
Воспитательные
- воспитывать позитивное отношению к учебе, самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному творчеству.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Ход урока

1Эмоциональный настрой на урок.

2.Математическая разминка.

 Арифметический диктант.

А) Назовите число, которое находится между числами 879 и 881.

Б) Назовите число, которое следует за числом 789.

В) Между какими числами находится число 240.

Г) Назовите число, которое при счете идет перед числом 990.

Д) К 8 сотням прибавьте 4 единицы.

Е) К числу, состоящему из 7 сотен 8 десятков и 7 единиц прибавьте 13.

(880, 790, 239, 241, 989, 804, 800)

-Достаточно хорошо знаете нумерацию арабских чисел.

3. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, посмотрите на фотографию. (Слайд 1)

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С.Пушкин

-Знаком ли вам этот памятник?

Сгибнева Юля: Памятник Петру первому в С.-Петербурге знаменитого итальянского скульптора Фальконе.

Давайте прочитаем надпись на памятнике: (Слайд 2)

PETRO primo

CATHARINA secundа

MDCCLXXXII

( Петру первому – Екатерина вторая.)

- Почему не можем прочитать надпись в последней строке? В чем возникло затруднение?

( Не знаем, что обозначают знаки последней строки.)

4. Исследование проблемы.

- Присмотритесь внимательно к надписи, нет ли знакомых знаков?

(Д: Две палочки – 2, три крестика -30. Это римские цифры.)

-  Почему они так называются?

(Д: Они возникли очень давно 2500 лет назад в Древнем Риме.)

-Какая тема сегодняшнего урока?

-Цели урока поможет определить следующая работа:

5.Отделение знания от незнания.

Знаю некоторые римские цифры

Знаю все римские цифры

Умею читать римские числа

Умею записывать римские числа

Умею выполнять арифметические действия с римскими числами

 -Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия, узнаем где ещё встречаются римские числа, кроме математики.

6. Работа над темой урока.

Чтобы решить поставленные задачи, отправимся в Древний Рим (слайд 3) -Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети)

-Нас встречают древние римляне и провожают в римскую школу. ( слайд 4)

Здесь мы вместе с её учениками познакомимся с римскими цифрами, правилами чтения и записи чисел.

-Прочитать статью и, работая в паре, сформулировать вопросы к товарищам, которые помогут «незнания» превратить в «знания». Работая в паре старайтесь выслушать мнение соседа и аргументированно, доказательно, обоснованно высказать своё мнение.

-Чтение, проверка вопросов

Эти вопросы и задания я сформулировала так… (слайд 5)

1. Найти правила чтения и записи римских чисел

2. Подумать, как заполнить таблицу римскими числами. (слайд 6)

Если вы считаете, что вам удалась работа в паре, возьмитесь за руки

Эта таблица останется у вас в «помогалочке», впоследствии вы можете воспользоваться этой памяткой при  записи и чтении  римских чисел

I

1

X

10

C

100

M

1000

II

2

XX

20

CC

200

MM

2000

III

3

XXX

30

CCC

300

MMM

3000

IV

4

XL

40

CD

400


 

V

5

L

50

D

500


 

VI

6

LX

60

DC

600


 

VII

7

LXX

70

DCC

700


 

VIII

8

LXXX

80

DCCC

800


 

IX

9

XC

90

CM

900

     Статья: Первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Так как названий чисел тогда еще не было, древний человек показывал число на пальцах. Пальцы сыграли немалую роль в истории счета.  Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)

 Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?

На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5.

     Как же записывать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?

Римляне договорились: Больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя!

Оказывается, запись числа основана на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой 5. (надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)

Цифры  6, 7, 8 тоже основаны на арифметическом действии – «сложении», приписывание палочек справа. Итак:

Если меньшая цифра стоит слева от большей, то ее нужно вычитать,

Если меньшая цифра стоит справа от большей, то ее нужно прибавлять.

  А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками.  Записываются они так: первая как обычно V, а вторая перевернутая вниз /\. Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.

Итак, мы выяснили, в основу написания цифр легла рука – пятерня. Читать числа нужно слева направо.

- Какие правила образования римских чисел вы узнали?

-Какие римские числа вы можете записать в таблицу?

- Число «5» на ладошке.

-О других римских цифрах узнаете в учебнике на с. 53

-Заполняем дальше табличку…

- А теперь отправимся на экскурсию по Риму.

-Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ(сдайд 7)

-Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора. 

-Колонна состоит из основания, столпа и статуи.

-Чтобы узнать её размеры, решим задачу.(слайд 8)

Задача №1

Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м.

Узнай высоту всей колонны.

(Дети записывают:  5+30+3=38 (м)  

Ответ записать римскими цифрами: высота колонны 38 м. (XXXVIII)

-Продолжаем нашу экскурсию.( Слайд 9) Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей.

- Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.

-Прочитайте задачу №2.(слайд 10)

Задача №2

Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?

(Дети записывают: 80-72=8 (л.) Проверка 

Ответ: Колизей строили 8 лет.)

-Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)

-Это самый большой из древнеримских амфитеатров.

Задание №3(слайд 11)

Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м.

Запиши  эти числа  римскими цифрами в порядке возрастания.: L LXXXV LIII

 (Дети пишут: L, LIII, LXXXV)  Проверка 

-На этом наше путешествие заканчивается. Нам надо возвращаться в класс. Но о достопримечательностях древнего Рима вы можете узнать и сами из дополнительных источников.

7.Решение проблемы.

У: Как выдумаете, мы сможем прочитать надпись на памятнике?( карточки на парте)

Д: M+D+C+C+L+X+X+X+I+I= 1000+500+100+100+50+10+10+10+1+1=1782г.

У: Молодцы! Это год, когда памятник был установлен.

8. Закрепление.

-Давайте подумаем, где в современной жизни используются римские цифры.
- Для обозначения глав книг или томов в собраниях сочинений писателей;

- на циферблате часов; Вам знакомы часы с курантами на Спасской башне Кремля, которые оповещают всю страну о наступлении Нового года?  (слайд 12)

- Дома подумаете о применении римских цифр, можно принести примеры в класс, создадим выставку применения римских цифр в современном мире.
9. Итоговая рефлексия.

Вернёмся к табличке «Знаю – не знаю». Какие минусы превратятся в + ?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Римские цифры"»

Конспект урока по математике «Римские цифры» (3 класс)

Тема: «Римские цифры»

Задачи урока:

Образовательные
-создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, на умение разрешать возникшие проблемы.
Развивающие
- способствовать развитию математической речи, внимания, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности.
Воспитательные
- воспитывать позитивное отношению к учебе, самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному творчеству.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности



Ход урока

1Эмоциональный настрой на урок.

2.Математическая разминка.

Арифметический диктант.

А) Назовите число, которое находится между числами 879 и 881.

Б) Назовите число, которое следует за числом 789.

В) Между какими числами находится число 240.

Г) Назовите число, которое при счете идет перед числом 990.

Д) К 8 сотням прибавьте 4 единицы.

Е) К числу, состоящему из 7 сотен 8 десятков и 7 единиц прибавьте 13.



(880, 790, 239, 241, 989, 804, 800)



       -Достаточно хорошо знаете нумерацию арабских чисел.

3. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, посмотрите на фотографию. (Слайд 1)

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С.Пушкин

-Знаком ли вам этот памятник?

Сгибнева Юля: Памятник Петру первому в С.-Петербурге знаменитого итальянского скульптора Фальконе.

- Давайте прочитаем надпись на памятнике: (Слайд 2)

PETRO primo

CATHARINA secundа

MDCCLXXXII

( Петру первому – Екатерина вторая.)

- Почему не можем прочитать надпись в последней строке? В чем возникло затруднение?

( Не знаем, что обозначают знаки последней строки.)

4. Исследование проблемы.

- Присмотритесь внимательно к надписи, нет ли знакомых знаков?

(Д: Две палочки – 2, три крестика -30. Это римские цифры.)

- Почему они так называются?

(Д: Они возникли очень давно 2500 лет назад в Древнем Риме.)

-Какая тема сегодняшнего урока?

-Цели урока поможет определить следующая работа:

5.Отделение знания от незнания.

Знаю некоторые римские цифры


Знаю все римские цифры


Умею читать римские числа


Умею записывать римские числа


Умею выполнять арифметические действия с римскими числами




-Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия, узнаем где ещё встречаются римские числа, кроме математики.

6. Работа над темой урока.

Чтобы решить поставленные задачи, отправимся в Древний Рим (слайд 3) -Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети)

-Нас встречают древние римляне и провожают в римскую школу. ( слайд 4)

Здесь мы вместе с её учениками познакомимся с римскими цифрами, правилами чтения и записи чисел.

-Прочитать статью и, работая в паре, сформулировать вопросы к товарищам, которые помогут «незнания» превратить в «знания». Работая в паре старайтесь выслушать мнение соседа и аргументированно, доказательно , обоснованно высказать своё мнение.

-Чтение, проверка вопросов

Эти вопросы и задания я сформулировала так… (слайд 5)

1. Найти правила чтения и записи римских чисел

2. Подумать, как заполнить таблицу римскими числами. (слайд 6)

Если вы считаете, что вам удалась работа в паре, возьмитесь за руки

Эта таблица останется у вас в «помогалочке», впоследствии вы можете воспользоваться этой памяткой при записи и чтении римских чисел


I

1

X

10

C

100

M

1000

II

2

XX

20

CC

200

MM

2000

III

3

XXX

30

CCC

300

MMM

3000

IV

4

XL

40

CD

400



V

5

L

50

D

500



VI

6

LX

60

DC

600



VII

7

LXX

70

DCC

700



VIII

8

LXXX

80

DCCC

800



IX

9

XC

90

CM

900





     Статья: Первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Так как названий чисел тогда еще не было, древний человек показывал число на пальцах. Пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)

Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?

На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.

     Как же записывать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?

Римляне договорились: Больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя!



Оказывается, запись числа основана на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой 5. (надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)

Цифры  6, 7, 8 тоже основаны на арифметическом действии – «сложении», приписывание палочек справа. Итак:

Если меньшая цифра стоит слева от большей, то ее нужно вычитать,

Если меньшая цифра стоит справа от большей, то ее нужно прибавлять.



А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками.  Записываются они так: первая как обычно V, а вторая перевернутая вниз /\. Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.

Итак, мы выяснили, в основу написания цифр легла рука – пятерня. Читать числа нужно слева направо.



- Какие правила образования римских чисел вы узнали?

-Какие римские числа вы можете записать в таблицу?

- Число «5» на ладошке.

-О других римских цифрах узнаете в учебнике на с. 53

-Заполняем дальше табличку…

- А теперь отправимся на экскурсию по Риму.

-Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ(сдайд 7)

-Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора. 

-Колонна состоит из основания, столпа и статуи.

-Чтобы узнать её размеры, решим задачу.(слайд 8)

Задача №1

Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м.

Узнай высоту всей колонны.

(Дети записывают: 5+30+3=38 (м)  

Ответ записать римскими цифрами: высота колонны 38 м. (XXXVIII)

-Продолжаем нашу экскурсию.( Слайд 9) Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей.

- Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.

-Прочитайте задачу №2.(слайд 10)

Задача №2

Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?

(Дети записывают: 80-72=8 (л.) Проверка 

Ответ: Колизей строили 8 лет.)

-Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)

-Это самый большой из древнеримских амфитеатров.

Задание №3(слайд 11)

Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м.

Запиши эти числа римскими цифрами в порядке возрастания.: L LXXXV LIII

(Дети пишут: L, LIII, LXXXV)  Проверка 

-На этом наше путешествие заканчивается. Нам надо возвращаться в класс. Но о достопримечательностях древнего Рима вы можете узнать и сами из дополнительных источников.

7.Решение проблемы.

У: Как выдумаете, мы сможем прочитать надпись на памятнике?( карточки на парте)

Д: M+D+C+C+L+X+X+X+I+I= 1000+500+100+100+50+10+10+10+1+1=1782г.

У: Молодцы! Это год, когда памятник был установлен.

8. Закрепление.

-Давайте подумаем, где в современной жизни используются римские цифры.
- Для обозначения глав книг или томов в собраниях сочинений писателей;

- на циферблате часов; Вам знакомы часы с курантами на Спасской башне Кремля, которые оповещают всю страну о наступлении Нового года? (слайд 12)

- Дома подумаете о применении римских цифр, можно принести примеры в класс, создадим выставку применения римских цифр в современном мире.
9. Итоговая рефлексия.

Вернёмся к табличке «Знаю – не знаю». Какие минусы превратятся в + ?

10. Домашнее задание.

С. 52 № 2, 3, 7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Римские цифры"

Автор: Гневанова Галина Леонидовна

Дата: 01.06.2017

Номер свидетельства: 419972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики в 1 классе по теме "Римские цифры" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-po-tiemie-rimskiie-tsifry"
    ["file_id"] => string(6) "227921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441016979"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "конспект урока по теме "Арабские и римские цифры" (закрепление) "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-tiemie-arabskiie-i-rimskiie-tsifry-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412873944"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами» "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-otkrytogho-uroka-matiematiki-v-3-m-klassie-po-tiemie-zapis-arabskikh-chisiel-rimskimi-tsiframi"
    ["file_id"] => string(6) "221907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435666572"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок математики в 1 классе "Числа и цифры. Римские цифры" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-matiematiki-v-1-klassie-chisla-i-tsifry-rimskiie-tsifry"
    ["file_id"] => string(6) "109774"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405008663"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по математике по теме "Число и цифра один" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-po-tiemie-chislo-i-tsifra-odin"
    ["file_id"] => string(6) "122622"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414315859"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства