kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Римские цифры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике «Римские цифры» (3 класс)

Тема: «Римские цифры»

Задачи урока:

Образовательные
-создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, на умение разрешать возникшие проблемы.
Развивающие
- способствовать развитию математической речи, внимания, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности.
Воспитательные
- воспитывать позитивное отношению к учебе, самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному творчеству.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Ход урока

1Эмоциональный настрой на урок.

2.Математическая разминка.

 Арифметический диктант.

А) Назовите число, которое находится между числами 879 и 881.

Б) Назовите число, которое следует за числом 789.

В) Между какими числами находится число 240.

Г) Назовите число, которое при счете идет перед числом 990.

Д) К 8 сотням прибавьте 4 единицы.

Е) К числу, состоящему из 7 сотен 8 десятков и 7 единиц прибавьте 13.

(880, 790, 239, 241, 989, 804, 800)

-Достаточно хорошо знаете нумерацию арабских чисел.

3. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, посмотрите на фотографию. (Слайд 1)

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С.Пушкин

-Знаком ли вам этот памятник?

Сгибнева Юля: Памятник Петру первому в С.-Петербурге знаменитого итальянского скульптора Фальконе.

Давайте прочитаем надпись на памятнике: (Слайд 2)

PETRO primo

CATHARINA secundа

MDCCLXXXII

( Петру первому – Екатерина вторая.)

- Почему не можем прочитать надпись в последней строке? В чем возникло затруднение?

( Не знаем, что обозначают знаки последней строки.)

4. Исследование проблемы.

- Присмотритесь внимательно к надписи, нет ли знакомых знаков?

(Д: Две палочки – 2, три крестика -30. Это римские цифры.)

-  Почему они так называются?

(Д: Они возникли очень давно 2500 лет назад в Древнем Риме.)

-Какая тема сегодняшнего урока?

-Цели урока поможет определить следующая работа:

5.Отделение знания от незнания.

Знаю некоторые римские цифры

Знаю все римские цифры

Умею читать римские числа

Умею записывать римские числа

Умею выполнять арифметические действия с римскими числами

 -Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия, узнаем где ещё встречаются римские числа, кроме математики.

6. Работа над темой урока.

Чтобы решить поставленные задачи, отправимся в Древний Рим (слайд 3) -Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети)

-Нас встречают древние римляне и провожают в римскую школу. ( слайд 4)

Здесь мы вместе с её учениками познакомимся с римскими цифрами, правилами чтения и записи чисел.

-Прочитать статью и, работая в паре, сформулировать вопросы к товарищам, которые помогут «незнания» превратить в «знания». Работая в паре старайтесь выслушать мнение соседа и аргументированно, доказательно, обоснованно высказать своё мнение.

-Чтение, проверка вопросов

Эти вопросы и задания я сформулировала так… (слайд 5)

1. Найти правила чтения и записи римских чисел

2. Подумать, как заполнить таблицу римскими числами. (слайд 6)

Если вы считаете, что вам удалась работа в паре, возьмитесь за руки

Эта таблица останется у вас в «помогалочке», впоследствии вы можете воспользоваться этой памяткой при  записи и чтении  римских чисел

I

1

X

10

C

100

M

1000

II

2

XX

20

CC

200

MM

2000

III

3

XXX

30

CCC

300

MMM

3000

IV

4

XL

40

CD

400


 

V

5

L

50

D

500


 

VI

6

LX

60

DC

600


 

VII

7

LXX

70

DCC

700


 

VIII

8

LXXX

80

DCCC

800


 

IX

9

XC

90

CM

900

     Статья: Первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Так как названий чисел тогда еще не было, древний человек показывал число на пальцах. Пальцы сыграли немалую роль в истории счета.  Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)

 Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?

На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5.

     Как же записывать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?

Римляне договорились: Больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя!

Оказывается, запись числа основана на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой 5. (надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)

Цифры  6, 7, 8 тоже основаны на арифметическом действии – «сложении», приписывание палочек справа. Итак:

Если меньшая цифра стоит слева от большей, то ее нужно вычитать,

Если меньшая цифра стоит справа от большей, то ее нужно прибавлять.

  А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками.  Записываются они так: первая как обычно V, а вторая перевернутая вниз /\. Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.

Итак, мы выяснили, в основу написания цифр легла рука – пятерня. Читать числа нужно слева направо.

- Какие правила образования римских чисел вы узнали?

-Какие римские числа вы можете записать в таблицу?

- Число «5» на ладошке.

-О других римских цифрах узнаете в учебнике на с. 53

-Заполняем дальше табличку…

- А теперь отправимся на экскурсию по Риму.

-Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ(сдайд 7)

-Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора. 

-Колонна состоит из основания, столпа и статуи.

-Чтобы узнать её размеры, решим задачу.(слайд 8)

Задача №1

Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м.

Узнай высоту всей колонны.

(Дети записывают:  5+30+3=38 (м)  

Ответ записать римскими цифрами: высота колонны 38 м. (XXXVIII)

-Продолжаем нашу экскурсию.( Слайд 9) Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей.

- Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.

-Прочитайте задачу №2.(слайд 10)

Задача №2

Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?

(Дети записывают: 80-72=8 (л.) Проверка 

Ответ: Колизей строили 8 лет.)

-Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)

-Это самый большой из древнеримских амфитеатров.

Задание №3(слайд 11)

Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м.

Запиши  эти числа  римскими цифрами в порядке возрастания.: L LXXXV LIII

 (Дети пишут: L, LIII, LXXXV)  Проверка 

-На этом наше путешествие заканчивается. Нам надо возвращаться в класс. Но о достопримечательностях древнего Рима вы можете узнать и сами из дополнительных источников.

7.Решение проблемы.

У: Как выдумаете, мы сможем прочитать надпись на памятнике?( карточки на парте)

Д: M+D+C+C+L+X+X+X+I+I= 1000+500+100+100+50+10+10+10+1+1=1782г.

У: Молодцы! Это год, когда памятник был установлен.

8. Закрепление.

-Давайте подумаем, где в современной жизни используются римские цифры.
- Для обозначения глав книг или томов в собраниях сочинений писателей;

- на циферблате часов; Вам знакомы часы с курантами на Спасской башне Кремля, которые оповещают всю страну о наступлении Нового года?  (слайд 12)

- Дома подумаете о применении римских цифр, можно принести примеры в класс, создадим выставку применения римских цифр в современном мире.
9. Итоговая рефлексия.

Вернёмся к табличке «Знаю – не знаю». Какие минусы превратятся в + ?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Римские цифры"»

Конспект урока по математике «Римские цифры» (3 класс)

Тема: «Римские цифры»

Задачи урока:

Образовательные
-создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, на умение разрешать возникшие проблемы.
Развивающие
- способствовать развитию математической речи, внимания, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности.
Воспитательные
- воспитывать позитивное отношению к учебе, самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному творчеству.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности



Ход урока

1Эмоциональный настрой на урок.

2.Математическая разминка.

Арифметический диктант.

А) Назовите число, которое находится между числами 879 и 881.

Б) Назовите число, которое следует за числом 789.

В) Между какими числами находится число 240.

Г) Назовите число, которое при счете идет перед числом 990.

Д) К 8 сотням прибавьте 4 единицы.

Е) К числу, состоящему из 7 сотен 8 десятков и 7 единиц прибавьте 13.



(880, 790, 239, 241, 989, 804, 800)



       -Достаточно хорошо знаете нумерацию арабских чисел.

3. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, посмотрите на фотографию. (Слайд 1)

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С.Пушкин

-Знаком ли вам этот памятник?

Сгибнева Юля: Памятник Петру первому в С.-Петербурге знаменитого итальянского скульптора Фальконе.

- Давайте прочитаем надпись на памятнике: (Слайд 2)

PETRO primo

CATHARINA secundа

MDCCLXXXII

( Петру первому – Екатерина вторая.)

- Почему не можем прочитать надпись в последней строке? В чем возникло затруднение?

( Не знаем, что обозначают знаки последней строки.)

4. Исследование проблемы.

- Присмотритесь внимательно к надписи, нет ли знакомых знаков?

(Д: Две палочки – 2, три крестика -30. Это римские цифры.)

- Почему они так называются?

(Д: Они возникли очень давно 2500 лет назад в Древнем Риме.)

-Какая тема сегодняшнего урока?

-Цели урока поможет определить следующая работа:

5.Отделение знания от незнания.

Знаю некоторые римские цифры


Знаю все римские цифры


Умею читать римские числа


Умею записывать римские числа


Умею выполнять арифметические действия с римскими числами




-Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия, узнаем где ещё встречаются римские числа, кроме математики.

6. Работа над темой урока.

Чтобы решить поставленные задачи, отправимся в Древний Рим (слайд 3) -Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети)

-Нас встречают древние римляне и провожают в римскую школу. ( слайд 4)

Здесь мы вместе с её учениками познакомимся с римскими цифрами, правилами чтения и записи чисел.

-Прочитать статью и, работая в паре, сформулировать вопросы к товарищам, которые помогут «незнания» превратить в «знания». Работая в паре старайтесь выслушать мнение соседа и аргументированно, доказательно , обоснованно высказать своё мнение.

-Чтение, проверка вопросов

Эти вопросы и задания я сформулировала так… (слайд 5)

1. Найти правила чтения и записи римских чисел

2. Подумать, как заполнить таблицу римскими числами. (слайд 6)

Если вы считаете, что вам удалась работа в паре, возьмитесь за руки

Эта таблица останется у вас в «помогалочке», впоследствии вы можете воспользоваться этой памяткой при записи и чтении римских чисел


I

1

X

10

C

100

M

1000

II

2

XX

20

CC

200

MM

2000

III

3

XXX

30

CCC

300

MMM

3000

IV

4

XL

40

CD

400



V

5

L

50

D

500



VI

6

LX

60

DC

600



VII

7

LXX

70

DCC

700



VIII

8

LXXX

80

DCCC

800



IX

9

XC

90

CM

900





     Статья: Первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Так как названий чисел тогда еще не было, древний человек показывал число на пальцах. Пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)

Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?

На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.

     Как же записывать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?

Римляне договорились: Больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя!



Оказывается, запись числа основана на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой 5. (надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)

Цифры  6, 7, 8 тоже основаны на арифметическом действии – «сложении», приписывание палочек справа. Итак:

Если меньшая цифра стоит слева от большей, то ее нужно вычитать,

Если меньшая цифра стоит справа от большей, то ее нужно прибавлять.



А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками.  Записываются они так: первая как обычно V, а вторая перевернутая вниз /\. Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.

Итак, мы выяснили, в основу написания цифр легла рука – пятерня. Читать числа нужно слева направо.



- Какие правила образования римских чисел вы узнали?

-Какие римские числа вы можете записать в таблицу?

- Число «5» на ладошке.

-О других римских цифрах узнаете в учебнике на с. 53

-Заполняем дальше табличку…

- А теперь отправимся на экскурсию по Риму.

-Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ(сдайд 7)

-Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора. 

-Колонна состоит из основания, столпа и статуи.

-Чтобы узнать её размеры, решим задачу.(слайд 8)

Задача №1

Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м.

Узнай высоту всей колонны.

(Дети записывают: 5+30+3=38 (м)  

Ответ записать римскими цифрами: высота колонны 38 м. (XXXVIII)

-Продолжаем нашу экскурсию.( Слайд 9) Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей.

- Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.

-Прочитайте задачу №2.(слайд 10)

Задача №2

Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?

(Дети записывают: 80-72=8 (л.) Проверка 

Ответ: Колизей строили 8 лет.)

-Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)

-Это самый большой из древнеримских амфитеатров.

Задание №3(слайд 11)

Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м.

Запиши эти числа римскими цифрами в порядке возрастания.: L LXXXV LIII

(Дети пишут: L, LIII, LXXXV)  Проверка 

-На этом наше путешествие заканчивается. Нам надо возвращаться в класс. Но о достопримечательностях древнего Рима вы можете узнать и сами из дополнительных источников.

7.Решение проблемы.

У: Как выдумаете, мы сможем прочитать надпись на памятнике?( карточки на парте)

Д: M+D+C+C+L+X+X+X+I+I= 1000+500+100+100+50+10+10+10+1+1=1782г.

У: Молодцы! Это год, когда памятник был установлен.

8. Закрепление.

-Давайте подумаем, где в современной жизни используются римские цифры.
- Для обозначения глав книг или томов в собраниях сочинений писателей;

- на циферблате часов; Вам знакомы часы с курантами на Спасской башне Кремля, которые оповещают всю страну о наступлении Нового года? (слайд 12)

- Дома подумаете о применении римских цифр, можно принести примеры в класс, создадим выставку применения римских цифр в современном мире.
9. Итоговая рефлексия.

Вернёмся к табличке «Знаю – не знаю». Какие минусы превратятся в + ?

10. Домашнее задание.

С. 52 № 2, 3, 7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Римские цифры"

Автор: Гневанова Галина Леонидовна

Дата: 01.06.2017

Номер свидетельства: 419972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики в 1 классе по теме "Римские цифры" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-1-klassie-po-tiemie-rimskiie-tsifry"
    ["file_id"] => string(6) "227921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441016979"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "конспект урока по теме "Арабские и римские цифры" (закрепление) "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-tiemie-arabskiie-i-rimskiie-tsifry-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412873944"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами» "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-otkrytogho-uroka-matiematiki-v-3-m-klassie-po-tiemie-zapis-arabskikh-chisiel-rimskimi-tsiframi"
    ["file_id"] => string(6) "221907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435666572"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок математики в 1 классе "Числа и цифры. Римские цифры" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-matiematiki-v-1-klassie-chisla-i-tsifry-rimskiie-tsifry"
    ["file_id"] => string(6) "109774"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405008663"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по математике по теме "Число и цифра один" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-po-tiemie-chislo-i-tsifra-odin"
    ["file_id"] => string(6) "122622"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414315859"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства