Конспект урока по математике «Римские цифры» (3 класс)
Тема: «Римские цифры»
Задачи урока:
Образовательные
-создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, на умение разрешать возникшие проблемы.
Развивающие
- способствовать развитию математической речи, внимания, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности.
Воспитательные
- воспитывать позитивное отношению к учебе, самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному творчеству.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Ход урока
1Эмоциональный настрой на урок.
2.Математическая разминка.
Арифметический диктант.
А) Назовите число, которое находится между числами 879 и 881.
Б) Назовите число, которое следует за числом 789.
В) Между какими числами находится число 240.
Г) Назовите число, которое при счете идет перед числом 990.
Д) К 8 сотням прибавьте 4 единицы.
Е) К числу, состоящему из 7 сотен 8 десятков и 7 единиц прибавьте 13.
(880, 790, 239, 241, 989, 804, 800)
-Достаточно хорошо знаете нумерацию арабских чисел.
3. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, посмотрите на фотографию. (Слайд 1)
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А.С.Пушкин
-Знаком ли вам этот памятник?
Сгибнева Юля: Памятник Петру первому в С.-Петербурге знаменитого итальянского скульптора Фальконе.
Давайте прочитаем надпись на памятнике: (Слайд 2)
PETRO primo
CATHARINA secundа
MDCCLXXXII
( Петру первому – Екатерина вторая.)
- Почему не можем прочитать надпись в последней строке? В чем возникло затруднение?
( Не знаем, что обозначают знаки последней строки.)
4. Исследование проблемы.
- Присмотритесь внимательно к надписи, нет ли знакомых знаков?
(Д: Две палочки – 2, три крестика -30. Это римские цифры.)
- Почему они так называются?
(Д: Они возникли очень давно 2500 лет назад в Древнем Риме.)
-Какая тема сегодняшнего урока?
-Цели урока поможет определить следующая работа:
5.Отделение знания от незнания.
Знаю некоторые римские цифры
Знаю все римские цифры
Умею читать римские числа
Умею записывать римские числа
Умею выполнять арифметические действия с римскими числами
-Сегодня на уроке мы познакомимся с римскими цифрами, научимся читать и записывать римские числа, а также выполнять с ними арифметические действия, узнаем где ещё встречаются римские числа, кроме математики.
6. Работа над темой урока.
Чтобы решить поставленные задачи, отправимся в Древний Рим (слайд 3) -Рим был основан в VIII веке до нашей эры. (Римское число читают дети)
-Нас встречают древние римляне и провожают в римскую школу. ( слайд 4)
Здесь мы вместе с её учениками познакомимся с римскими цифрами, правилами чтения и записи чисел.
-Прочитать статью и, работая в паре, сформулировать вопросы к товарищам, которые помогут «незнания» превратить в «знания». Работая в паре старайтесь выслушать мнение соседа и аргументированно, доказательно, обоснованно высказать своё мнение.
-Чтение, проверка вопросов
Эти вопросы и задания я сформулировала так… (слайд 5)
1. Найти правила чтения и записи римских чисел
2. Подумать, как заполнить таблицу римскими числами. (слайд 6)
Если вы считаете, что вам удалась работа в паре, возьмитесь за руки
Эта таблица останется у вас в «помогалочке», впоследствии вы можете воспользоваться этой памяткой при записи и чтении римских чисел
I
1
X
10
C
100
M
1000
II
2
XX
20
CC
200
MM
2000
III
3
XXX
30
CCC
300
MMM
3000
IV
4
XL
40
CD
400
V
5
L
50
D
500
VI
6
LX
60
DC
600
VII
7
LXX
70
DCC
700
VIII
8
LXXX
80
DCCC
800
IX
9
XC
90
CM
900
Статья: Первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Так как названий чисел тогда еще не было, древний человек показывал число на пальцах. Пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)
Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?
На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?
Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5.
Как же записывать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать?
Римляне договорились: Больше трёх одинаковых цифр подряд писать нельзя!
Оказывается, запись числа основана на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой 5. (надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)
Цифры 6, 7, 8 тоже основаны на арифметическом действии – «сложении», приписывание палочек справа. Итак:
Если меньшая цифра стоит слева от большей, то ее нужно вычитать,
Если меньшая цифра стоит справа от большей, то ее нужно прибавлять.
А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками. Записываются они так: первая как обычно V, а вторая перевернутая вниз /\. Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками.
Итак, мы выяснили, в основу написания цифр легла рука – пятерня. Читать числа нужно слева направо.
- Какие правила образования римских чисел вы узнали?
-Какие римские числа вы можете записать в таблицу?
- Число «5» на ладошке.
-О других римских цифрах узнаете в учебнике на с. 53
-Заполняем дальше табличку…
- А теперь отправимся на экскурсию по Риму.
-Строительство в городе велось от центра, в котором размещался ФОРУМ(сдайд 7)
-Форум – это площадь, на которой проходили собрания. В центре одного из форумов возвышается колонна Траяна, установленная в честь Траяна – известного римского императора.
-Колонна состоит из основания, столпа и статуи.
-Чтобы узнать её размеры, решим задачу.(слайд 8)
Задача №1
Высота основания 5м, высота столпа 30м, а высота статуи 3м.
Узнай высоту всей колонны.
(Дети записывают: 5+30+3=38 (м)
Ответ записать римскими цифрами: высота колонны 38 м. (XXXVIII)
-Продолжаем нашу экскурсию.( Слайд 9) Неподалёку от центра располагается АМФИТЕАТР – место, где проводились гладиаторские бои, устраивались зрелища. В Риме таким амфитеатром является Колизей.
- Про него вы узнаете, выполнив несколько заданий.
-Прочитайте задачу №2.(слайд 10)
Задача №2
Строительство Колизея началось в 72 году, а закончилось в 80 году. Сколько лет строили Колизей?
(Дети записывают: 80-72=8 (л.) Проверка
Ответ: Колизей строили 8 лет.)
-Запишите число 8 римскими цифрами. (VIII)
-Это самый большой из древнеримских амфитеатров.
Задание №3(слайд 11)
Длина арены Колизея 85м, ширина 53м, высота стен 50м.
Запиши эти числа римскими цифрами в порядке возрастания.: L LXXXV LIII
(Дети пишут: L, LIII, LXXXV) Проверка
-На этом наше путешествие заканчивается. Нам надо возвращаться в класс. Но о достопримечательностях древнего Рима вы можете узнать и сами из дополнительных источников.
7.Решение проблемы.
У: Как выдумаете, мы сможем прочитать надпись на памятнике?( карточки на парте)
Д: M+D+C+C+L+X+X+X+I+I= 1000+500+100+100+50+10+10+10+1+1=1782г.
У: Молодцы! Это год, когда памятник был установлен.
8. Закрепление.
-Давайте подумаем, где в современной жизни используются римские цифры.
- Для обозначения глав книг или томов в собраниях сочинений писателей;
- на циферблате часов; Вам знакомы часы с курантами на Спасской башне Кремля, которые оповещают всю страну о наступлении Нового года? (слайд 12)
- Дома подумаете о применении римских цифр, можно принести примеры в класс, создадим выставку применения римских цифр в современном мире.
9. Итоговая рефлексия.
Вернёмся к табличке «Знаю – не знаю». Какие минусы превратятся в + ?