Тема: «Число и цифра 6»
Цели:
- познакомить с образованием и составом числа 6;
- научить писать цифру 6;
Задачи урока:
1. Образовательная: познакомить с образованием и составом числа 6;
2. Развивающая: научить писать цифру 6;
3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы, умение слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и своих товарищей.
Оборудование: изображение цифры 6, числа 6 в виде точек «домино» (разные варианты), рисунки жука и паука, «Занимательная математика. Число 6.», знак вопроса, магнитные буквы и цифры. цветные карандаши, магнитные доски.
Ход урока.
I. Организационный момент, нацеливание на работу.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Математика сейчас.
Ждёт нас сегодня работа важная
Что не знаем, будем повторять,
Что забыли,будем вспоминать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта.
II.Актуализация знаний обучающихся.
Устный счет.
1). Ребята сегодня первый день зимы. Зимний ветер залетел в наш класс и стер с доски цифры на примерах которые я вам приготовила. Ребята помогите их восстановить. (Дети показывают цифры на магнитных досках)
3+…=5
2+…=4
…+1=3
…+4=5
2). Игра «Веселый мяч»
(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задания. Отвечает тот, кто поймал его.)
- Сосчитай от 4 до 8.
- Назови соседей числа 4?
- Какое число стоит перед числом 5?
- Какое число стоит после числа 3?
- Какое число стоит между числами 4 и 6?
3). Игра «Рассели жильцов».
Ребята жильцами математического дома являются цифры и математические знаки. Какие математические знаки вы знаете? Нам нужно поставить в окошко недостающий знак и цифру. (Дети показывают знак и цифры на магнитных досках)
2 … 5
4 … 4
1 < …
3 > …
4) Игра «День и ночь». На наборном полотне выставляются цифры по порядку. Дети хором называют их. По команде «ночь» закрывают глаза, на доске тем временем меняются местами числа.
0 1 2 3 4 5
0 1 3 2 4 5
0 1 2 4 3 5
5) Игра «Молчанка»
(Учитель показывает число, а учащиеся – показывают состав числа)
2- (1 и 1); 3- (1 и 2); 4- (1и3 ; 2 и 2); 5 –(1и4;2и3).
6).У меня возник вопрос. (Показывается карточка с изображением вопроса.) Я хочу поставить его сюда.
0 1 2 3 4 5 ?
- Как вы думаете, какой вопрос у меня возник?
- А какой мог быть вопрос еще?
- Кто знает на него ответ?
- Кто согласен?
- А кто знал ответ?
- Хотите себя проверить? (Открывается оборотная сторона вопроса)
- Какое число следует за число 5?
- А какое число больше 5 или 6? Почему?
- А на сколько больше (меньше)?
- Число 6 изображается цифрой 6 ( На доску вывешивается цифра 6. )
Кто уже знает, как пишется цифра 6? Записываются варианты на доске.
- Писать цифры 6 начинают писать сверху.
Пропишем цифру 6 в воздухе, а теперь напишем на магнитных досках.
- Давайте «оживим» цифру 6! На что она похожа? (ответы детей). А теперь послушаем стихи, на что же еще она похожа.
Шестёрка на замок похожа,
Который жук закрыть не может…
Я шестиногому жуку
Замок захлопнуть помогу.
Это цифра-акробатка,
То шестерка, то девятка.
III. Физкультминутка (Двигательно - речевая)
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
На четыре – руками шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
IV Оптимальная работа.
1)Работа с составом числа 6.
На доске изображения жук и паука.
Ребята кто это? А у меня есть загадка. Отгадайте, о ком из них идет речь?
Чёрный, а не ворон,
Рогатый, а не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
Упадет – землю роет.
Что это за животное? (насекомые и паукообразные)
- Почему паук не насекомое?
Потому,что у него нет признаков насекомых: колец-насечек, брюшка и у него не шесть лапок, а восемь ног.
Маша и Миша тоже увидели жука. Откройте учебник на стр.58
(Выполняется задание №1, где идет восприятие числа 6 как совокупности предметов пяти и одного.) Основной акцент ставится на то, что у жука 6 ног.
- Проверьте на своих пальцах, верно ли сосчитал количество ног у жука Миша?
- А как еще можно показать 5 пальцев и 1? А ёще как? Ёще? (Идет различные варианты подбора пальцев)
- Как ёще можно было посчитать количество ног у жука (3+3)
(Рассматриваются варианты: 5 и 1, 3 и 3, 4 и 2)
Одновременно на доску выставляются «домино» и выполняется задание «Засели жильцов» в тетрадях для самостоятельной работы детей на стр.65
V. Применение на практике полученных знаний.
1) – Как еще можно набрать число 6. (Дети пытаются по разному найти ответ на вопрос и приходят к выводу, что есть 6 и 0)
3) Задание № 3 (Раскрась тот рисунок, на котором изображено 6 предметов.)
VI.Физкультминутка.(Оздоровительно-гигиеническая для глаз. Движения зрачков влево - вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
VII. Письмо цифры 6.
- Приготовимся писать цифру 6
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
VIII. Самопроверка.
- Задание № 5. Вспомните, сказку «Про Козлёнка, который умел считать до десяти»: Кого шестым сосчитал Козленок? Как он это сделал? Сколько теперь животных сосчитал Козленок? Запишите в клеточку.
IX. Работа над развитием логического мышления.
Задание № 6. (Раскрасьте шестую слева доску на заборе коричневым цветом, а справа 6 досок раскрась желтым цветом.)
Х. Рефлексия
Наш урок заканчивается- пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось (УСТАНОВКА НА УСПЕХ). И пусть каждый из Вас выберет себе значок, который нарисует в тетради.
Хi 9. Подведение итогов
- С каким числом мы сегодня познакомились?
- Как можно получить число 6? ( 6-это 4 и 2, 2 и 4, 1 и5, 5 и 1,3и3)