Цели: познакомить учащихся со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали.»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: А. Фет «Ласточки пропали.»»
Тема. А. Фет «Ласточки пропали...»
Цели: познакомить учащихся со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали...»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Оборудование: портрет А. Фета, сборники его стихов; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка
Прочитайте стихотворение.
Осенью
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
А. Фет
Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.
Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
(Дети делятся своими впечатлениями.)
Проверка домашнего задания
Вспомните имена поэтов, произведения которых мы изучали.
Стихи каких поэтов похожи по настроению?
Какое из них вы выучили? Прочитайте.
Работа по теме урока
Подготовительная работа
Еще одно стихотворение, с которым мы познакомимся, — «Ласточки пропали...». Его написал Афанасий Фет.
Материал для учителя
Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892) — замечательный русский поэт. Он родился в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Когда мальчик подрос, он воспитывался в пансионе Крюммера и Погодинском пансионе в Москве. В 1838 г. он поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник под инициалами А.Ф.
С детства поэт любил природу родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается.
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед.
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А за весной — лето с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях.
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые приходят облака...
Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко-далеко, за синие горы. И наступала осень. Какая она в стихах Фета? Прекрасная!..
Чтение и обсуждение стихотворения
(Учитель читает стихотворение «Ласточки пропали...» на с. 71.)
Что вы представили, слушая стихотворение?
(Дети отвечают на вопрос, затем читают стихотворение выразительно.)
По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?
Найдите строки, в которых изображается осеннее замирание природы.
О какой осени рассказывает автор?
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
А сейчас мы будем анализировать стихотворение по частям. Часть 1
(Дети читают вслух 1 -ю часть.)
Что вы представили?
Что сказано о ласточках?
Часть 2
Какую картину вы увидели?
Что вы услышали?
Прочитайте первые две строчки. О каком явлении природы говорит автор?
Часть 3
В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах. О чем просит автор? Почему?
Какой знак стоит в конце предложения? Для чего автор использует этот знак? (Автор просит зиму поскорее наступить.)
Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли.)
(После анализа дети читают все стихотворение выразительно.)
Рефлексия
Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Подведение итогов урока
Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали.
Какое настроение вы почувствовали? Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.
Знаете ли вы, что у этого стихотворения есть продолжение? Попробуйте его найти, принесите на следующий урок.