Тема: «А.Плещеев «Осень наступила», А.Фет «Ласточки пропали». Наблюдение за жизнью слов в художественном тексте»
Цель: познакомить детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали», А.Плещеев «Осень наступила»
Тип урока:Открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:обобщат знания об изученных в разделе произведениях и их авторах,научатся читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя, различать стихотворный и прозаический текст, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные в отношении использования средств художественной выразительности выражения в лирическом тексте
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: уметь работать в паре(распределять обязанности; выслушивать товарища по группе, отстаивать своё мнение);проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы.
Личностные: самостоятельно оценивают свои достижения.
Оборудование: Портреты Афанасьевича Фета и А.Плещеева,
Тема: «А.Плещеев «Осень наступила», А.Фет «Ласточки пропали». Наблюдение за жизнью слов в художественном тексте»
Цель: познакомить детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали», А.Плещеев «Осень наступила»
Тип урока:Открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:обобщат знания об изученных в разделе произведениях и их авторах,научатся читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя, различать стихотворный и прозаический текст, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные в отношении использования средств художественной выразительности выражения в лирическом тексте
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: уметь работать в паре(распределять обязанности; выслушивать товарища по группе, отстаивать своё мнение);проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы.
Личностные: самостоятельно оценивают свои достижения.
Оборудование: Портреты Афанасьевича Фета и А.Плещеева,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Лирические стихотворения А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого»
Тема: «А.Плещеев «Осень наступила», А.Фет «Ласточки пропали». Наблюдение за жизнью слов в художественном тексте»
Цель: познакомить детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали», А.Плещеев «Осень наступила»
Тип урока:Открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:обобщат знания об изученных в разделе произведениях и их авторах,научатся читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя, различать стихотворный и прозаический текст, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные в отношении использования средств художественной выразительности выражения в лирическом тексте
Метапредметные:
Познавательные:самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Регулятивные:выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные:уметь работать в паре(распределять обязанности; выслушивать товарища по группе, отстаивать своё мнение);проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы.
Личностные: самостоятельно оценивают свои достижения.
Оборудование: Портреты Афанасьевича Фета и А.Плещеева,
План урока
I.Мотивация к коррекционной деятельности-2 мин
II.Актуализация пробного учебного действия-5 мин
III.Локализация индивидуальных затруднений-3 мин
IV.Построение проекта коррекции выявленных затруднений-3 мин
V.Реализация построенного проекта-5 мин
VI.Обобщение затруднений во внешней речи-5 мин
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону-10 мин
VIII.Включение в систему знаний и повторения-5 мин
IX.Рефлексия-2 мин
Ход урока
I.Мотивация к коррекционной деятельности-2 мин
Здравствуйте, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Зовут меня Марина Николаевна.
II.Актуализация пробного учебного действия-5 мин
Ребята, что изображено на картине? ( лето).
Как лето превратить в осень? ( добавить желтых, оранжевых и т.д листьев)
Ребят, а сейчас я хочу прочитать вам стихотворение, а вы должны будете сказать про что оно.(Бунин И.)
Осень. Чащи леса Осень. Чащи леса. Мох сухих болот. Озеро белесо. Бледен небосвод. Отцвели кувшинки, И шафран отцвел. Выбиты тропинки, Лес и пуст, и гол. Только ты красива, Хоть давно суха, В кочках у залива Старая ольха. Женственно глядишься В воду в полусне – И засеребришься Прежде всех к весне.
Как вы думаете, про что это стихотворение? ( Про осень)
Как описывает осень Бунин?
Какие есть 3 осенних месяца? ( сентябрь, октябрь, ноябрь). Каждому осеннему месяцу соответствует своя пора. Как вы думаете какая сейчас пора? ( ранняя). А какие еще существуют? (золотая, поздняя).
Посмотрите на картинку, подходит ли она к этому стихотворению?
III.Локализация индивидуальных затруднений-3 мин
Посмотрите на картинки. На какой изображена ранняя, на какой поздняя, а на какой золотая?
Ранняя золотая поздняя
Докажите правильность ваших ответов.
Сейчас мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов, темой которых является описание осенних листьев, листопада.
IV.Построение проекта коррекции выявленных затруднений-1 мин
На доске вы видите портрет замечательного русского поэта Алексея Николаевича Плещеева.
Биография Плещеева:
Алексей Николаевич Плещеев - русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик. Он родился 4 декабря в 19 в. 1825 года в Костроме.Мать, Елена Александровна воспитывала сына одна, так как его отец умер, когда мальчику было всего 2 года. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г. напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность. Алексей Плещеев умер в 1893 г. в Париже по пути на французский курорт. Похоронен в Москве
V.Реализация построенного проекта-7 мин
Сейчас мы будем читать стихотворение Алексея Николаевича, а для этого проведем дыхательную гимнастику.
Дуем на листочек. Летела муха возле уха: ж-ж-ж. Летела оса возле носа: с-с-с. Летел комар и звенел: з - з- з. Сел на лоб, а мы его: хлоп и поймали, пусть летит.
У елки иголки остры и колки. Читаем тихо, громко. Читаем, выделяя слова. Читаем грустно, радостно. Прежде чем мы начнем работать дальше. Послушайте сказку: Собрались как-то на лесной полянке птицы и звери и завели спор, кто из них красивее разговаривает. Затараторила сорока: «Я быстрее всех говорю и красивее». Черепаха медленно проговорила: « Не в скорости дело, а в смысле» Грозный лев прорычал: Главное говорить громко, чтобы тебя все слышали. Ежик тихонько возразил: «И спокойный голос тоже хорош». Белка весело проговорила: «Чтобы речь была красивой, надо говорить радостно и весело». Умный филин сказал, подумав: «Не только радостью наполнена наша речь. Кто из них прав, ребята. Давайте разберемся.
Выразительное чтение Стихотворение Плещеева .
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.
Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит..
Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.
– Какие чувства вызывает это стихотворение?( Грусть…)
А по каким словам в стихотворение можно сделать вывод, что оно грустное? (Глядят уныло голые кусты, туча небо кроет)
Как вы думаете подходит ли эта фотография к этому стихотворению?
Акто-нибудь знает значение слова озимь?
Озимь – Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
Физкультминутка
Мы дорожки подметаем (имитация движений) Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение) Чтоб гуляя, малыши Веселились от души! (подскоки на месте) Ох, устали («обтереть пот со лба») Отдохнем (присесть) И домой скорей пойдем (шаги на месте)
VI.Обобщение затруднений во внешней речи-5 мин
А сейчас вы видите еще одного замечательного поэта, который писал стихотворения про осень. Это А.А. Фет
Биография Фета:
Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт и переводчик.
Родился 23 ноября в 19 в. 1820 г. В селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Первые стихотворения Фет пишет еще в юнности, а публикуеся его поэзия в 1840 г, когда поэту было 20 лет. С тех пор его стихотворения постоянно печптпются в журналах. Поэзия Фета в основном 2 темы: любовь и природу.
Умер Афанасий Фет от сердечного присупа 21 ноября 1892 года в Москве.
А сейчас я вам расскажу стихотворение Фета «Ласочки».
Ласточки пропали, А вчера зарёй Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой.
С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.
Выйдешь - поневоле Тяжело - хоть плачь! Смотришь - через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.
Про что это стихотворение?
подходит эта картина для этого стихотворения?
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону-10 мин
Выразительное чтение стихотворения на выбор.
VIII.Включение в систему знаний и повторения-5 мин
Разбор стихотворения Фета « Ласточки» по частям.
Ученик выразительно читает первую часть стихотворения.
- Что вы представили? ( Журавлей, птиц)
- Что сказано о ласточках?
- Что значит «пропали»?
- Про каких еще птицах говорится в этой части?
- Когда же летали грачи?
- Что такое заря? (Вечер)
- С чем автор сравнивает стаю грачей? ( С сетью )
Сравнивая стаю с сетью автор использует прием, который называется – сравнение.
Вот мы и закончили разбор первой части. А сейчас давайте подготовим выразительное чтение 2 части.
В этой части Фет говорит о своих чувствах.
- О чем просит автор? ( Что бы быстрей пришла зима)
- Почему журавли кричат, действительно ли они испугались? ( Нет )
Автор сравнивает. Значит, какой прием использует автор? ( Сравнение)
Ребят, а какие чувства у вас вызывает это стихотворение? ( Радость, восхищение, печаль, удивление, удовольствие, тоска, грусть, безразличие.)
IX.Рефлексия-2 мин
– С какими стихотворениями вы сегодня познакомились?