Конспект урока
Аннотация
1) Автор урока:
преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Попова С. В.
2) Описание урока
- Тема: Стихотворения А. А. Фета.
- Предметная область: литературное чтение в начальных классах.
- Участники урока: учащиеся 1 класса
- Цель: формирование представления о личности писателя и его произведении.
Дидактические и методические задачи:
- Создать условия
- для формирования необходимого уровня читательской компетентности;
- овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладения приёмами интерпретации текста (составление монологического высказывания – характеристики поэтического образа, выразительное чтение);
- формирования умения высказывать и пояснять свою точку зрения;
- восприятия поэтического произведения как особого вида искусства;
- знакомства с культурно-историческим наследием, общечеловеческими ценностями.
Время работы –1 час.
Источники информации:
1. http://www dic.academic.ru;
2. www.wikipedia.org.;
3. Детская литература. Учебник под ред. Е. О. Путиловой.- М., «Академия», 2008.
4. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Детская книга и детское чтение. - М., «Академия», 1999.
Ход урока
1. Актуализация изученного. Целеполагание.
- Сегодняшний урок – продолжение разговора о поэзии. В центре нашего внимания сегодня – стихотворения русского поэта А. А. Фета.
- Внимание к словам на доске. Прочитайте молча, скажите, какая загадка спряталась?
ПРОПАЛИ
ЗАРЁЙ
ЛЕТАЛИ
МЕЛЬКАЛИ
ГОРОЙ
СПИТСЯ
ТЕМНО
ВАЛИТСЯ
ЗЛИТСЯ
ОКНО
- Правильно, это конечные слова стихотворных строк (стиха).
-Как вы догадались?
Одинаково звучат окончания слов – это создаёт музыку, мелодию стихотворения:
- али - ица
- ой - но
- али - ица
- али - ица
- ой - но
- Как называется созвучие, одинаковое звучание в конце стиха? (Рифма)
- Стихотворение А. Фета «спряталось» за этими рифмами. Попробуем его открыть.
- «Пропали», «летали», «мелькали» - о ком поэт говорит этими словами-действиями?
2. Этап усвоения и отработки новых знаний.
-А теперь прочитаем стихотворение «Ласточки пропали» и убедимся, кто из нас прав.
- Какое выражение – яркое, образное встретилось вам в стихотворении? («Как сеть мелькали»)
- Как называется это выражение? (Сравнение - сравнивается мелькание грачей с сетью).
- При сравнении, мы говорим, есть слова, называющие то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается.
- Сравнение делает произведение особенно выразительным («грачи … как сеть мелькали»).
- Сеть – мы знаем – это переплетение множества перекрещивающихся линий. Слово «сеть» поэт употребил для того, чтобы показать, что грачей было великое множество; их мельканье и напоминало колышущуюся на ветру сеть: грачи закрывали собой небо…
- Какое настроение автора передадите при чтении? Почему?
- Настроение грусти, печали – ушло лето, его краски; многое в осени вызывает тоску, сеет в душе мрак. Что же это? (Ветер злится, стучит в окно; испуганные, кричат журавли, покидают родные края - «Тяжело, хоть плачь!»).
- Знаете, ребята, многие из нас осень любят за свежесть утра, прохладный ветерок, а многие даже и за первые морозы…
- Но в этом стихотворении А. А. Фет, видимо, передал свои личные чувства: иногда нелегко бывает человеку в жизни, и это передаётся им в отношении к окружающему, у поэта – в его стихотворении при описании природы.
- Старайтесь грусть автора почувствовать и передать при чтении. Скажите, кому это удалось больше.
2-3 ученика читают. Оценка учителя.
- Приготовьтесь к чтению второго стихотворения этого поэта – «Чудная картина».
- Определим чувства автора, которыми наполнено стихотворение. Какими словами назовём их?
УДОВОЛЬСТВИЕ РАДОСТЬ
НАСЛАЖДЕНИЕ ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ
ВОСХИЩЕНИЕ ВЫСОКИЕ ЧУВСТВА
- Чем же вызваны эти чувства? (красотой равнины белоснежной, высоким небом, луной, разливающимся светом – чудной картиной).
- Какими словами можно уточнить слово «чудная»? (удивительная, прекрасная, волшебная, чудесная, сказочная).
- Готовимся к чтению. Я читаю – вы вслед за мной обозначаете словесное ударение – выделение голосом слов, важных для понимания смысла стихотворения.
-Чтение учащимися.
3. Итог урока. Рефлексия.
- Конкурс на лучшие заголовки (например, «Люблю русскую зиму», «Сказка зимы» и т.д.)
- Конкурс рисунков. Оценка работы.
- Созвучно ли со стихотворением «Чудная картина…» произведение «Ласточки пропали»? (Созвучно, так как несмотря на грусть, тревогу, в нём чувствуется любовь к природе, желание поделиться с ней своими эмоциями, переживаниями).