kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению на тему "Листья. Ф. Тютчев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема раздела: «Унылая пора! Очей очарованье!….».

Тема: «Листья» Ф.Тютчев., «Ласточки пропали» А.Фет.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Цель: Формирование читательской компетенции обучающихся в процессе изучения лирических произведений Ф. Тютчева и А.Фета.

Задачи:

  1. Познакомить детей со стихотворениями Ф.Тютчева «Листья» и А.Фета «Ласточки пропали» учить анализировать лирические произведения;
  2. Формировать навыки выразительного чтения стихотворений о природе, анализа и самоанализа исполнения лирических произведений.(регулятивные, коммуникативные УУД) 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему "Листья. Ф. Тютчев"»

Конструкт урока по литературному чтению.

Тема раздела: «Унылая пора! Очей очарованье!….».

Тема: «Листья» Ф.Тютчев., «Ласточки пропали» А.Фет.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Цель: Формирование читательской компетенции обучающихся в процессе изучения лирических произведений Ф. Тютчева и А.Фета.

Задачи:

  1. Познакомить детей со стихотворениями Ф.Тютчева «Листья» и А.Фета «Ласточки пропали» учить анализировать лирические произведения;

  2. Формировать навыки выразительного чтения стихотворений о природе, анализа и самоанализа исполнения лирических произведений.(регулятивные, коммуникативные УУД)

  3. Воспитывать эмоционально-личностное отношение к предмету.

Планируемый результат:

  1. Дети знакомы со стихотворениями Ф. Тютчева «Листья» и А. Фета «Ласточки пропали» умеют анализировать лирические произведения;

  2. Проявляют навыки выразительного чтения стихотворений о природе, анализа и самоанализа исполнения лирических произведений;

  3. Выражают эмоционально-личностное отношение к предмету;

Оснащение: презентация к уроку, аудиозапись, картинки осенних пейзажей.


Ход урока.

Этапы. Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности.


Прозвенел звонок веселый

Мы начнем урок готовый,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.


Урок литературного чтения. Чтобы урок прошел замечательно, давайте подарим друг другу улыбку.

Проверьте, все ли готово к уроку и тихо сядьте.



Ребята, послушайте внимательно стихотворение. Приготовьтесь ответить на мои вопросы.

Листьям - время опадать,

Птицам - время улетать,

Грибникам - блуждать в тумане,

Ветру - в трубах завывать.

Солнцу - стынуть,

Тучам - злиться,

Нам с тобой - идти учиться.

-О каком времени года идёт речь?

Правильно.

-Ребята, назовите признаки осени.

(1 слайд)

Самоконтроль готовности



Настрой на работу















Слушают стихотворение











- об осени


- листья опадают, урожай созревает, птицы улетают на юг

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.


Познавательные УУД

1. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.




-Прежде чем говорить об осени, давайте вспомним название раздела, который мы сейчас изучаем.

Как вы понимайте значение слова «очи».

(словарь нам говорит, что это множественное устаревшее слово, означающее глаза)


- А в конце урока мы с вами должны будем ответить на вопрос: Осень – это унылая пора или очей очарование?


-Поднимите руку, кому нравится осень. Почему? Чем?


- Мне тоже нравится осень! Потому осень делает все вокруг разноцветным, ярким и порой очень приятно пройтись в теплый день осени по парку и полюбоваться природой.


- скажите, что такого особенного происходит осенью, чего не бывает в другое время года?

(2 слайд )


- Да, ребята. Осенью, действительно, листья на деревьях желтеют и падают на землю.

И это очень красивое зрелище! А как называется такое явление, когда листья опадают?

Кто из вас видел листопад? Поделитесь впечатлениями

- Хорошо.


- Ребята, сегодня на урок к нам пришла гостья ОСЕНЬ и за правильные ответы и правильно выполненные задания осень будет нам дарить осенние листочки …


- На прошлом уроке вы изучали стихотворение Константина Бальмонта «Осень»

Кто подготовил выразительное чтение наизусть? (спросить нескольких человек. Оценить: самооценка, оценка класса, моя оценка, подарить листочек)


- Ребята, как выдумайте, листья хотят менять свой цвет и падать с деревьев?


-Сейчас мы с вами и узнаем, прочитав стихотворение Федора Тютчева «Листья»

- Унылая пора! Очей очарованье!



Ответы детей











Поднимают руки, отвечают на вопрос








- опадают листья












- листопад



Делятся впечатлениями





слушают












Ответы детей






Отвечают на вопрос

Решение проблемы


Личностные результаты.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.




- Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте и постарайтесь увидеть, понять и почувствовать, как поэт изобразил жизнь листьев, которых мы часто не замечаем?

- Поднимите руку, кому понравилось стихотворение?

- Чем понравилось?

- Какие чувства вы испытывали при прослушивании?

- От чьего имени написано стихотворение?

- Напомните, а кто же написал это стихотворение?

Я с вами согласна.

(слайд 3)


- Теперь откройте учебник по закладке. Найдите стр.94.

- Прочитайте стихотворение для себя. (слежу)


- Итак, ребята, начинаем со словарной работы.

Нам встретились несколько незнакомых слов. Они даны в сносках. Найдите строчку с 1 непонятным словом (ввек),

Со вторым (зефир). С третьим (племя). (докучный- наводящий скуку)

Как вы их понимаете? (прочитайте в учебнике ссылку)


- Давайте, ребята, прочитаем стихотворение по строфам. Работаем на местах.

- Кто прочитает 1 строфу?


- О чем 1 строфа?



- Как вы понимаете выражение “как иглы ежа”?



Как листья говорят о соснах и елях? С каким чувством?

-С каким чувством надо читать?


-Кто прочитает 2 строфу?

- О чем говорится во 2 строфе?

Какое настроение у листьев?

- А здесь с каким настроением стоит читать?


- Кто прочитает 3 строфу?

Чем недовольны листья?

Хорошо.

А здесь что изменится в настроении листьев?


- И 4 строфа. Кто желает?

Листья рады осени? Рады, что меняют свою окраску и падают с деревьев?


-Прочитаем стихотворение выразительно по строфам. НЕ ЗАБУДЬТЕ ПЕРЕДАТЬ НАСТРОЕНИЕ. (ВЫЗВАТЬ 4 УЧЕНИКОВ) (самооценка, оценка класса, оцениваю чтение. Подарить листики, каждому и похвала и пожелание)

- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

(физминутка)

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

(покачивание руками над головой)

Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели

(руки в стороны)

И на землю тихо сели (присели)

Ветер снова набежал и листочки все поднял

(покачивание руками над головой)

Закружились, полетели и на землю снова сели.

(покружились, спокойно сели на место).









Поднимают руки,

отвечают


- Веселье, радость, восторг, гордость.

- От имени листьев.



- Федор Тютчев





открывают учебник



читают стихотворение







Работают с непонятными словами









читают


- О соснах и елях, об иголках, которые всегда зелёные и скучные, однообразные.


- Боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться.

- Заносчиво, гордясь собой, зазнаются.

- с неприятным



Чтение учеником

- о листьях



-веселее



Читает 1 ученик

-они не хотят просто висеть на дереве.

- они с грустью вспоминают о лете


Читает 1 ученик

-да, они сами просят, чтобы ветра их забрали с собой




Чтение учениками











Отдыхают

Первичное закрепление


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.




- Ребята, а вы когда-нибудь замечали, что некоторые птицы осенью исчезают, а весной снова появляются? - Почему так происходит?

Да, они улетаю в теплые края, чтобы не замерзнуть зимой.

Как называются такие птицы, одним словом?

Назовите перелетных птиц.

- Об этих птицах мы и узнаем, прочитав стихотворение Афанасия Фета «Ласточки пропали»

(слайд 4)

- Прослушайте произведение в исполнении мастера художественного слова и определите, какое настроение передает автор.(аудиозапись)

(Прослушали. Пауза.)


Итак, какое настроение передает автор?

Что вы представили, слушая стихотворение?

- Теперь прочитайте стихотворение для себя.

- О каком периоде осени рассказывает автор?

- да




- холодно, нет пищи.



- перелетные


- ласточки, журавли…







Внимательно слушают







-спокойствие, грусть, тоска по уходящему лету




-о поздней осени

Организация самостоятельной работы

Ребята, вы прослушали запись стихотворения.

(оцениваю. отметка. листик)

— Что сказано о ласточках?

— Что значит «пропали»?

— О каких еще птицах говорится в этой части?

— Когда грачи летали?

— Что такое заря?

— С чем сравнивает автор стаю грачей? Прочитайте в тексте.

— Почему делается такое сравнение?

- Что сказано о листьях?

- Почему лист сухой?

- Что значит «валится» замените другим словом.

Обратите внимание на ударение в этом слове.

- Еще раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

Какой звук повторяется в этой строчке (Повторяется звук [с].) Как вы думаете, почему именно этот звук повторяется?

Ребята, автор, подобрав такие слова, передает шорох листьев звуками. Название такого приема — звукопись.

— Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени?

Найдите строчку, где написано как они летят

- а почему они кричат?

- ребята что надо передать в голосе при чтении. Какое чувство надо передать?

- Прочитайте стихотворение выразительно, передавая его настроение и ритм (2 ученика. Оценить )




- пропали

- улетели в теплые края


-о грачах

- вчера зарей

- раннее утро


- «да как сеть, мелькали..)


- когда их много и они летают стаей, они похожи на сеть.

- листья опадают

- пожелтел, нет питания.

- опадает



Смотрят на ударение



Читают строчку


- чтобы изобразить шорох листьев






журавли

- раскричавшись, к югу


- испугались, прощаются с Родиной.


- тоску, печаль, грусть

Информация о домашнем задании

Стр. 94. Выр чт. Рис. Выуч. Стих по желанию.





Рефлексия учебной деятельности

- А теперь давайте вернемся к вопросу, который был вначале урока. Ребята, для вас осень – унылая пора или очей очарованье?

- А мне осень нравится, поэтому она для меня очей очарованье!!!

- Теперь 1 ряд выйдите к доске и приклейте на 1 дерево все листочки, которые вы накопили за урок. Молодцы. Давайте похлопаем. Какой ряд больше собрал?

Ребята, вы все большие молодцы, осень вами довольна и дарит вам красивый осенний листопад!


Беседуют









приклеивают листья




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению на тему "Листья. Ф. Тютчев"

Автор: Омелькова Галина Ивановна

Дата: 15.12.2016

Номер свидетельства: 370096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "конспект урока Литературного чтения К Паустовский "Мой дом" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-k-paustovskii-moi-dom"
    ["file_id"] => string(6) "154918"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421227090"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока по чтению  в 3 классе Ф.И. Тютчев "Майская гроза" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-chtieniiu-v-3-klassie-f-i-tiutchiev-maiskaia-ghroza"
    ["file_id"] => string(6) "125486"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415003537"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект урока по литературному чтению по теме "Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»" (3 класс)"
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-po-tiemie-f-i-tiutchiev-list-ia-sochinieniie-miniatiura-o-chiem-rasskazhut-osienniie-list-ia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "272331"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451942372"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Ф.И. Тютчев «Листья»»"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-3-klassie-tiema-f-i-tiutchiev-list-ia"
    ["file_id"] => string(6) "278844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453136690"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему: Ф. И. Тютчев. "Весенняя гроза""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-f-i-tiutchiev-viesienniaia-ghroza"
    ["file_id"] => string(6) "273140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452161582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства