Мотивация к учебной деятельности. | Прозвенел звонок веселый Мы начнем урок готовый, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Урок литературного чтения. Чтобы урок прошел замечательно, давайте подарим друг другу улыбку. Проверьте, все ли готово к уроку и тихо сядьте. Ребята, послушайте внимательно стихотворение. Приготовьтесь ответить на мои вопросы. Листьям - время опадать, Птицам - время улетать, Грибникам - блуждать в тумане, Ветру - в трубах завывать. Солнцу - стынуть, Тучам - злиться, Нам с тобой - идти учиться. -О каком времени года идёт речь? Правильно. -Ребята, назовите признаки осени. (1 слайд) | Самоконтроль готовности Настрой на работу Слушают стихотворение - об осени - листья опадают, урожай созревает, птицы улетают на юг |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Познавательные УУД 1. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
| -Прежде чем говорить об осени, давайте вспомним название раздела, который мы сейчас изучаем. Как вы понимайте значение слова «очи». (словарь нам говорит, что это множественное устаревшее слово, означающее глаза) - А в конце урока мы с вами должны будем ответить на вопрос: Осень – это унылая пора или очей очарование? -Поднимите руку, кому нравится осень. Почему? Чем? - Мне тоже нравится осень! Потому осень делает все вокруг разноцветным, ярким и порой очень приятно пройтись в теплый день осени по парку и полюбоваться природой. - скажите, что такого особенного происходит осенью, чего не бывает в другое время года? (2 слайд ) - Да, ребята. Осенью, действительно, листья на деревьях желтеют и падают на землю. И это очень красивое зрелище! А как называется такое явление, когда листья опадают? Кто из вас видел листопад? Поделитесь впечатлениями - Хорошо. - Ребята, сегодня на урок к нам пришла гостья ОСЕНЬ и за правильные ответы и правильно выполненные задания осень будет нам дарить осенние листочки … - На прошлом уроке вы изучали стихотворение Константина Бальмонта «Осень» Кто подготовил выразительное чтение наизусть? (спросить нескольких человек. Оценить: самооценка, оценка класса, моя оценка, подарить листочек) - Ребята, как выдумайте, листья хотят менять свой цвет и падать с деревьев? -Сейчас мы с вами и узнаем, прочитав стихотворение Федора Тютчева «Листья» | - Унылая пора! Очей очарованье! Ответы детей Поднимают руки, отвечают на вопрос - опадают листья - листопад Делятся впечатлениями слушают Ответы детей Отвечают на вопрос |
Решение проблемы Личностные результаты. 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
| - Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте и постарайтесь увидеть, понять и почувствовать, как поэт изобразил жизнь листьев, которых мы часто не замечаем? - Поднимите руку, кому понравилось стихотворение? - Чем понравилось? - Какие чувства вы испытывали при прослушивании? - От чьего имени написано стихотворение? - Напомните, а кто же написал это стихотворение? Я с вами согласна. (слайд 3) - Теперь откройте учебник по закладке. Найдите стр.94. - Прочитайте стихотворение для себя. (слежу) - Итак, ребята, начинаем со словарной работы. Нам встретились несколько незнакомых слов. Они даны в сносках. Найдите строчку с 1 непонятным словом (ввек), Со вторым (зефир). С третьим (племя). (докучный- наводящий скуку) Как вы их понимаете? (прочитайте в учебнике ссылку) - Давайте, ребята, прочитаем стихотворение по строфам. Работаем на местах. - Кто прочитает 1 строфу? - О чем 1 строфа? - Как вы понимаете выражение “как иглы ежа”? Как листья говорят о соснах и елях? С каким чувством? -С каким чувством надо читать? -Кто прочитает 2 строфу? - О чем говорится во 2 строфе? Какое настроение у листьев? - А здесь с каким настроением стоит читать? - Кто прочитает 3 строфу? Чем недовольны листья? Хорошо. А здесь что изменится в настроении листьев? - И 4 строфа. Кто желает? Листья рады осени? Рады, что меняют свою окраску и падают с деревьев? -Прочитаем стихотворение выразительно по строфам. НЕ ЗАБУДЬТЕ ПЕРЕДАТЬ НАСТРОЕНИЕ. (ВЫЗВАТЬ 4 УЧЕНИКОВ) (самооценка, оценка класса, оцениваю чтение. Подарить листики, каждому и похвала и пожелание) - Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. (физминутка) Мы листики осенние, на ветках мы сидим. (покачивание руками над головой) Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели (руки в стороны) И на землю тихо сели (присели) Ветер снова набежал и листочки все поднял (покачивание руками над головой) Закружились, полетели и на землю снова сели. (покружились, спокойно сели на место). | Поднимают руки, отвечают - Веселье, радость, восторг, гордость. - От имени листьев. - Федор Тютчев открывают учебник читают стихотворение Работают с непонятными словами читают - О соснах и елях, об иголках, которые всегда зелёные и скучные, однообразные. - Боль, неприятие, что-то, что таит в себе опасность. Этим нельзя любоваться. - Заносчиво, гордясь собой, зазнаются. - с неприятным Чтение учеником - о листьях -веселее Читает 1 ученик -они не хотят просто висеть на дереве. - они с грустью вспоминают о лете Читает 1 ученик -да, они сами просят, чтобы ветра их забрали с собой Чтение учениками Отдыхают |
Первичное закрепление Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
| - Ребята, а вы когда-нибудь замечали, что некоторые птицы осенью исчезают, а весной снова появляются? - Почему так происходит? Да, они улетаю в теплые края, чтобы не замерзнуть зимой. Как называются такие птицы, одним словом? Назовите перелетных птиц. - Об этих птицах мы и узнаем, прочитав стихотворение Афанасия Фета «Ласточки пропали» (слайд 4) - Прослушайте произведение в исполнении мастера художественного слова и определите, какое настроение передает автор.(аудиозапись) (Прослушали. Пауза.) Итак, какое настроение передает автор? Что вы представили, слушая стихотворение? - Теперь прочитайте стихотворение для себя. - О каком периоде осени рассказывает автор? | - да - холодно, нет пищи. - перелетные - ласточки, журавли… Внимательно слушают -спокойствие, грусть, тоска по уходящему лету -о поздней осени |
Организация самостоятельной работы | Ребята, вы прослушали запись стихотворения. (оцениваю. отметка. листик) — Что сказано о ласточках? — Что значит «пропали»? — О каких еще птицах говорится в этой части? — Когда грачи летали? — Что такое заря? — С чем сравнивает автор стаю грачей? Прочитайте в тексте. — Почему делается такое сравнение? - Что сказано о листьях? - Почему лист сухой? - Что значит «валится» замените другим словом. Обратите внимание на ударение в этом слове. - Еще раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе. Какой звук повторяется в этой строчке (Повторяется звук [с].) Как вы думаете, почему именно этот звук повторяется? Ребята, автор, подобрав такие слова, передает шорох листьев звуками. Название такого приема — звукопись. — Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? Найдите строчку, где написано как они летят - а почему они кричат? - ребята что надо передать в голосе при чтении. Какое чувство надо передать? - Прочитайте стихотворение выразительно, передавая его настроение и ритм (2 ученика. Оценить ) | - пропали - улетели в теплые края -о грачах - вчера зарей - раннее утро - «да как сеть, мелькали..) - когда их много и они летают стаей, они похожи на сеть. - листья опадают - пожелтел, нет питания. - опадает Смотрят на ударение Читают строчку - чтобы изобразить шорох листьев журавли - раскричавшись, к югу - испугались, прощаются с Родиной. - тоску, печаль, грусть |
Рефлексия учебной деятельности | - А теперь давайте вернемся к вопросу, который был вначале урока. Ребята, для вас осень – унылая пора или очей очарованье? - А мне осень нравится, поэтому она для меня очей очарованье!!! - Теперь 1 ряд выйдите к доске и приклейте на 1 дерево все листочки, которые вы накопили за урок. Молодцы. Давайте похлопаем. Какой ряд больше собрал? Ребята, вы все большие молодцы, осень вами довольна и дарит вам красивый осенний листопад! | Беседуют приклеивают листья |