Урок литературного чтения А.Фет «Ласточки пропали»
Урок литературного чтения А.Фет «Ласточки пропали»
Урок литературного чтения.
Учитель: Терентьева Т.Н.
Тема: "Люблю природу русскую. Осень.
А.Фет «Ласточки пропали»".
(2 класс. Учебник Л.Ф. Клемановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой
«Литературное чтение» )
Цели:
Деятельностная цель:
формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
Образовательная цель:
познакомить детей с новым автором и его произведениями
(самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме)
Коммуникативные действия:
(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения А.Фет «Ласточки пропали»»
Урок литературного чтения.
Учитель : Терентьева Т.Н.
Тема: "Люблю природу русскую. Осень.
А.Фет «Ласточки пропали»".
(2 класс. Учебник Л.Ф. Клемановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой
«Литературное чтение» )
Цели:
Деятельностная цель:
формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
Образовательная цель:
познакомить детей с новым автором и его произведениями
(самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме)
Коммуникативные действия:
(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Ход урока
1.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинаем литературного чтения урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Будем отвечать активно.
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа.
2. Мастерская «Пробуем перо»
- Ребята, сегодня в нашей мастерской «Пробуем перо» новое произведение.
Я предоставляю слово Оксане. ( Автор читает сказку «Осенняя сказка»)
-К какому жанру отнесем это произведение?
- Где мы оказались, слушая сказку?
- Какая осень в этой сказке?
- Какое настроение было у сказки?
-Мы благодарим Оксану и ждём новых интересных творений.
3. Постановка учебной задачи
- Сегодня я предлагаю продолжить разговор об осени. Для этого мы отправимся в страну, в которой бываем на каждом уроке чтения. Догадались, куда мы отправляемся? ( Страна Литературия)
- Наш путь лежит в город, в котором рождаются прекрасные стихи. Как называется этот город? (город Поэзии)
- Кто живёт в этом городе?
- Предположите, почему на сегодняшнем уроке чтения мы попадаем в город Поэзии?
- Правильно. На уроках чтения мы убедились, что многие поэты говорили об осени стихами.
4. Подготовительная работа (продолжение)
Сегодня картину осени нам поможет нарисовать поэт – Афанасий Афанасьевич Фет.
-Почему я сказала нарисовать, ведь мы говорим о поэте?
-Действительно, поэтов называют художниками слова.
- Прочитаем вместе имя ,отчество и фамилию поэта.
- Прочитайте имя, прочитайте отчество, прочитайте фамилию. Что заметили? (Имя и отчество похожи)
- Предлагаю вам узнать ещё больше об этом замечательном поэте.
Рассказ учащихся
А.А. Фет родился и жил в 19 веке. Первая его книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем же нравились стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки.
С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:
Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какой она была в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали».
5.Первоначальное знакомство с произведением
6.Краткая последующая беседа.
- О какой осени рассказывает автор?
- Что представили, слушая стихотворение?
-Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.
7. Перечитывание и анализ.
1). Чтение детьми стихотворения.
Чем дополните картину?
Как об этом сказал автор? Найдите в тексте.
- На уроке изобразительного искусства мы учимся рассматривать картины художников. Сначала рассматриваем передний план, крупные предметы, потом – задний план, мелкие детали и создаётся полный образ картины. Для того, чтобы не только увидеть, но и понять картину, которую создал А. Фет в своём стихотворении нужно проанализировать каждое слово в стихотворении поэта.
2) Анализ по частям
- Прочитаем стихотворение по частям
Чтение 1 части.
Дети читают 1 часть вслух.
- Что представили?
- Что сказано о ласточках?
- Что значит «пропали»?
- О каких ещё птицах говорится в этой части?
- Когда грачи летали?
- Что такое заря?
- В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. ( Слайд)
- Почему следующая строчка начинается со слова «всё» (Значит, только грачи летали.)
-С чем сравнивает автор стаю грачей? ( С сетью)
- Почему используется такое сравнение? (показ слайда)
- Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.
- Как летала стая, похожая на сеть?
- Что значит «мелькала»?( Работа со словарём) ( Показ действия на слайде)
- Где мелькала стая?
- Для чего автор использует слово «вон»?
- Как прочитаете это слово?
- Мы закончили разбор первой части стихотворения. Теперь нужно подготовить
- Ребята, мы вместе поработали над выразительностью первой части, поэтому чтение было похоже, но чтение вы можете наполнять своими чувствами, т.к. вы можете увидеть картину по-своему.
Чтение 2 части.
- Прочитаем 2 часть вслух.
- Какую картину увидели?
- Что услышали?
- Прочитайте 1 и 2 строчки.
- О каком явлении природы говорит автор?
- Как автор сказал об этом?
- Что значит спится?
- Прочитайте 3 строчку.
- Почему лист, а не листья?
- Почему лист сухой?
- Что значит валится?
- Обратите внимание на ударение в этом слове.
- Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.
- Что услышали? ( Повторяется звук [с])
- Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.
- Прочитайте последние строчки этой части.
- Какой образ появился? ( Образ ветра)
- Что сказано о ветре?
- О ком можно так сказать?
- Ветер, как человек – злится. Здесь автор использует приём – олицетворение.
-Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?
- Как ветер может стучать в окно?
- Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно.
- Кто попробует прочитать?
- Почему прозвучало по-разному?
Чтение 3 части.
- Прочитаем 3 часть вслух.
- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.
- Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.
- О чём просит автор?
- Почему?
- Какой знак стоит в конце предложения?
- Для чего автор использует этот знак?
- Автор просит зиму поскорее наступить.
- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли)
- Как они летят?
- Почему они кричат?
- Они, действительно, испугались?
- Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение)
- Почему журавли кричат?
- Куда летят птицы?
- Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему?
- Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.
- Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется
(Многоточие)
- Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?
- Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.
Попробуйте узнать это самостоятельно дома.
8. Работа над настроением.
- Интересно было бы узнать, как вы почувствовали настроение стихотворения Фета, Поможет нам в этом словарь настроений (на доске: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, тоска, грусть, безразличие и т.п).
- Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.
Выбирая слова, дети объясняют свой выбор.
- Какой была осень в стихотворении « Ласточки пропали…»
- Теперь у каждого из вас появилось собственное отношение к осени Фета, каждый по-своему почувствовал это стихотворение и увидел свои картины.
-Предлагаю провести литературные чтения стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»
(Выразительное чтение стихотворения учениками)
- В литературных чтениях приняли участие ____ .Они читала одно стихотворение, но оно звучало каждый раз по-разному. Кому лучше удалось передать настроение стихотворения? Почему вы так решили?
9. Работа в группах. Самоанализ и самоконтроль
- В городе Поэзии сегодня открывается выставка, которая называется « Осень в стихотворении Фета». - Я предлагаю вам тоже поучаствовать в этой работе.
- Перед вами картинки, а вы должны их дополнить деталями, опираясь на строчки из стихотворения
« Ласточки пропали…», которыми можно подписать эти картины.
10. Рефлексия деятельности.
- Вспомните, какое произведения звучало на нашем сегодняшнем уроке?
- К какой осени ближе стихотворение А. Фета? Докажите.
- Наше сегодняшнее путешествие в страну Литературию подходит к концу.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Что осталось непонятным?
11.Домашнее задание.
Выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» наизусть.
По выбору:
Творческая мастерская «Пробуем перо»: Сочинить четверостишие об осени