kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения А.Фет «Ласточки пропали»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  литературного чтения.

Учитель: Терентьева Т.Н.

Тема: "Люблю природу русскую. Осень.

А.Фет «Ласточки пропали»".

(2 класс. Учебник Л.Ф. Клемановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой

«Литературное чтение» )

Цели:

Деятельностная цель:

формирование  у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Образовательная цель:

познакомить детей с новым  автором  и  его произведениями

Формирование УУД:

Личностные действия:

(самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия:

(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия:

(самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме)

Коммуникативные действия:

 (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения А.Фет «Ласточки пропали»»

Урок литературного чтения.

Учитель : Терентьева Т.Н.

Тема: "Люблю природу русскую. Осень.

А.Фет «Ласточки пропали»".

(2 класс. Учебник Л.Ф. Клемановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой

«Литературное чтение» )

Цели:

Деятельностная цель:

формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Образовательная цель:

познакомить детей с новым автором и его произведениями

Формирование УУД:

Личностные действия:

(самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия:

(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия:

(самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме)

Коммуникативные действия:

(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)












     Ход урока

1.Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинаем литературного чтения урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.


Будем отвечать активно.

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа.


2. Мастерская «Пробуем перо»

- Ребята, сегодня в нашей мастерской «Пробуем перо» новое произведение.

Я предоставляю слово Оксане. ( Автор читает сказку «Осенняя сказка»)

-К какому жанру отнесем это произведение?

- Где мы оказались, слушая сказку?

- Какая осень в этой сказке?

- Какое настроение было у сказки?

-Мы благодарим Оксану и ждём новых интересных творений.

3. Постановка учебной задачи

 - Сегодня я предлагаю продолжить разговор об осени. Для этого мы отправимся в страну, в которой бываем на каждом уроке чтения. Догадались, куда мы отправляемся? ( Страна Литературия)

- Наш путь лежит в город, в котором рождаются прекрасные стихи. Как называется этот город? (город Поэзии)

- Кто живёт в этом городе?

- Предположите, почему на сегодняшнем уроке чтения мы попадаем в город Поэзии?

- Правильно. На уроках чтения мы убедились, что многие поэты говорили об осени стихами.

4. Подготовительная работа (продолжение)

Сегодня картину осени нам поможет нарисовать поэт – Афанасий Афанасьевич Фет.

-Почему я сказала нарисовать, ведь мы говорим о поэте?

-Действительно, поэтов называют художниками слова.

- Прочитаем вместе имя ,отчество и фамилию поэта.

- Прочитайте имя, прочитайте отчество, прочитайте фамилию. Что заметили? (Имя и отчество похожи)

- Предлагаю вам узнать ещё больше об этом замечательном поэте.

Рассказ учащихся

А.А. Фет родился и жил в 19 веке. Первая его книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем же нравились стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки.

С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какой она была в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали».

5.Первоначальное знакомство с произведением

6.Краткая последующая беседа.

- О какой осени рассказывает автор?

- Что представили, слушая стихотворение?

-Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.

7. Перечитывание и анализ.

1). Чтение детьми стихотворения.

  • Чем дополните картину?

  • Как об этом сказал автор? Найдите в тексте.

- На уроке изобразительного искусства мы учимся рассматривать картины художников. Сначала рассматриваем передний план, крупные предметы, потом – задний план, мелкие детали и создаётся полный образ картины. Для того, чтобы не только увидеть, но и понять картину, которую создал А. Фет в своём стихотворении нужно проанализировать каждое слово в стихотворении поэта.

2) Анализ по частям

- Прочитаем стихотворение по частям

Чтение 1 части.

Дети читают 1 часть вслух.

- Что представили?

- Что сказано о ласточках?

- Что значит «пропали»?

- О каких ещё птицах говорится в этой части?

- Когда грачи летали?

- Что такое заря?

- В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. ( Слайд)

- Почему следующая строчка начинается со слова «всё» (Значит, только грачи летали.)

-С чем сравнивает автор стаю грачей? ( С сетью)

- Почему используется такое сравнение? (показ слайда)

- Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.

- Как летала стая, похожая на сеть?

- Что значит «мелькала»?( Работа со словарём) ( Показ действия на слайде)

- Где мелькала стая?

- Для чего автор использует слово «вон»?

- Как прочитаете это слово?

- Мы закончили разбор первой части стихотворения. Теперь нужно подготовить

выразительное чтение этой части.

Работаем по плану.

План:

  1. Темп (медленный, средний, быстрый).

  2. Паузы (/ - короткая, // - средняя, /// - длинная).

  3. Сила голоса.

  4. Логическое ударение (выделение главного слова).

- Кто попробует прочитать? (+ анализ)

- Ребята, мы вместе поработали над выразительностью первой части, поэтому чтение было похоже, но чтение вы можете наполнять своими чувствами, т.к. вы можете увидеть картину по-своему.

Чтение 2 части.

- Прочитаем 2 часть вслух.

- Какую картину увидели?

- Что услышали?

- Прочитайте 1 и 2 строчки.

- О каком явлении природы говорит автор?

- Как автор сказал об этом?

- Что значит спится?

- Прочитайте 3 строчку.

- Почему лист, а не листья?

- Почему лист сухой?

- Что значит валится?

- Обратите внимание на ударение в этом слове.

- Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

- Что услышали? ( Повторяется звук [с])

- Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.

- Прочитайте последние строчки этой части.

- Какой образ появился? ( Образ ветра)

- Что сказано о ветре?

- О ком можно так сказать?

- Ветер, как человек – злится. Здесь автор использует приём – олицетворение.

-Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

- Как ветер может стучать в окно?

- Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно.

- Кто попробует прочитать?

- Почему прозвучало по-разному?

Чтение 3 части.

- Прочитаем 3 часть вслух.

- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

- Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.

- О чём просит автор?

- Почему?

- Какой знак стоит в конце предложения?

- Для чего автор использует этот знак?

- Автор просит зиму поскорее наступить.

- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли)

- Как они летят?

- Почему они кричат?

- Они, действительно, испугались?

- Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение)

- Почему журавли кричат?

- Куда летят птицы?

- Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему?

- Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.

- Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется

(Многоточие)

- Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?

- Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.

Попробуйте узнать это самостоятельно дома.


8. Работа над настроением.

- Интересно было бы узнать, как вы почувствовали настроение стихотворения Фета, Поможет нам в этом словарь настроений (на доске: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, тоска, грусть, безразличие и т.п).

- Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.

Выбирая слова, дети объясняют свой выбор.

- Какой была осень в стихотворении « Ласточки пропали…»

- Теперь у каждого из вас появилось собственное отношение к осени Фета, каждый по-своему почувствовал это стихотворение и увидел свои картины.

-Предлагаю провести литературные чтения стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»

(Выразительное чтение стихотворения учениками)

- В литературных чтениях приняли участие ____ .Они читала одно стихотворение, но оно звучало каждый раз по-разному. Кому лучше удалось передать настроение стихотворения? Почему вы так решили?


9. Работа в группах. Самоанализ и самоконтроль


- В городе Поэзии сегодня открывается выставка, которая называется « Осень в стихотворении Фета». - Я предлагаю вам тоже поучаствовать в этой работе.

- Перед вами картинки, а вы должны их дополнить деталями, опираясь на строчки из стихотворения

« Ласточки пропали…», которыми можно подписать эти картины.

10. Рефлексия деятельности.     

- Вспомните, какое произведения звучало на нашем сегодняшнем уроке?

- К какой осени ближе стихотворение А. Фета? Докажите.

- Наше сегодняшнее путешествие в страну Литературию подходит к концу.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Что осталось непонятным?


11.Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» наизусть.

  2. По выбору:

Творческая мастерская «Пробуем перо»: Сочинить четверостишие об осени


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения А.Фет «Ласточки пропали»

Автор: Терентьева Татьяна Николаевна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291093


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства