I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно Обучение грамоте у нас. Поздоровайтесь сейчас! Вы к соседу повернитесь И друг другу улыбнитесь, Выпрямитесь, подтянитесь, Теперь за парты все садитесь. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! | Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место. Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе. |
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | Учитель: К какому уроку приготовились? Какие наказы давали вам родители, когда отправляли в школу? (хорошо учись) Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать, Должен научиться. Зачем надо хорошо читать? Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем? Вспомним, чему учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко» Наша устная речь состоит из … Звуки бывают… Когда произносим гласный звук…. При произнесении согласного звука… Согласные бывают… Гласные буквы а, о, у, ы, э указывают на… Гласные буквы я, ё, и, е указывают на… Буквы е, ё, я в начале слова… а где ещё обозначают 2 звука? - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Определить тему урока помогут загадки. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад- Ищет в речке лягушат. (Цапля). Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выскочило чудо. ( Цыплёнок). Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете. (Цифры). - Что заметили общего в словах-отгадках? ( Во всех отгадках есть буква «ц»). - Кто может назвать тему нашего урока? (Буква «Ц»). - Давайте поставим перед собой цели. Чему мы должны научиться на уроке? - Познакомиться…. с новой буквой. - Узнать какие звуки….. она обозначает. - Научиться читать…… слова и слоги с этой буквой. | Познавательное УУД (логическое). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным) Регулятивные УУД: планируют своё высказывание (продумывают, что сказать вначале, а что потом). Познавательные УУД: устанавливают закономерность. Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения. Познавательные УУД: строят рассуждение, доказательство своей точки зрения; решают возникшую проблему Регулятивные УУД: умение определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. |
3. Работа по теме урока | 1) Знакомство с буквой «ц» - А кто уже знает эту букву? (Показываю букву «ц»). А на что она похожа? (Ответы детей). (Учитель читает стихи о букве «ц») 1) Стул чинил сегодня мастер. Клеил он его и красил. Мастер стул перевернул - Стал на «Ц» похожим стул. (Демонстрирую превращение стула в букву «ц»). 2)Вот какая буква «Ц» С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка. ( Рисунок кошки). - А зачем нам две буквы «Ц, ц»? (Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой). 2) Знакомство со звуком [ц]. - Ребята, как вы думаете, а какой звук она обозначает? (Ответы детей). - Давайте проверим ваши предположения. Предлагаю выявить это в процессе исследования. - А что такое «исследование»? Где мы можем узнать, что означает это слово? - Давайте заглянем с «Толковый словарь». Исследование -научный труд. Исследовать, т. е . подвергнуть изучению, изучить. - Итак, предлагаю исследовать эту букву. Работа в парах. -Какое открытие сделали о букве? Какой звук она обозначает? (Буква «ц» обозначает звук [ц], Звук согласный, потому что при произнесении встречает преграду, твёрдый, глухой). Физминутка. Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках) Распускают лепестки (Начинают медленно вставать) Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой) Лепестки колышет (раскачиваются) Наши чудные цветки Закрывают лепестки Головой качают (раскачиваются) Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение) Оцените по второму критерию свои успехи. Я знаю букву Ц Чему еще научимся на уроке? | Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней). Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков. Регулятивные УУД (мыслительные операции): решаются путём привлечения интриги. Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие. Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации. Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей. Познавательные УУД (логические): подведение под понятие. |
4. Первичное закрепление. | 1) Работа с ноутбуком и электронным приложением к «Азбуке». - Посмотрите м/ф, прослушайте внимательно текст и постарайтесь запомнить слова, в которых есть звук «ц». - Придумайте свои слова со звуком [ц], где в слове стоит этот звук? 2)Чтение слогов с новой буквой. - Посмотрите на задачи урока. Первую задачу мы выполнили. - Вторую цель достигли. - Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать. - Почитаем слоги в учебнике. Игра «Эхо». - Я читаю, вы повторяете. Следите внимательно. | Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД |
5. Включение нового знания в систему знаний. | Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками. - Прочитайте слова, написанные в учебнике. - Кто такой кузнец? (Кузнец - это человек, который работает в кузнице.) А есть ли другое значение у этого слова? (Это такое насекомое). - Что такое кузница? (Кузница – это то место, где работает кузнец). - А какую работу выполняют кузнецы? (Они выковывают из металла различные издели Работа с картинкой «Работа в кузнице - старый мастер». -А раньше ещё кузнецы подковывали лошадей. Давайте прочитаем об этом в стихотворении. Первичное чтение стихотворения. - С какой просьбой автор обратился к кузнецу? (Подковать жеребца). - Что случилось с жеребцом? Подтвердите свой ответ строчками стихотворения. (Захромал мой жеребец) - А почему это могло произойти? (Свободное высказывание детей). 4) Повторное чтение стихотворения «по ролям» 5) Находят в стихотворении слова с буквой «ц», проводят звуко - буквенный анализ, составляют звуковые схемы. Физминутка Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками - то одной, то другой) Я лошадка - серый бок! (Повороты, ручки на талии ) Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.) Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте.) Посмотри, как я красива, Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону - показывают какая красивая лошадка) Цок, цок, цок, цок, Я лошадка - серый бок! (Детки кружатся на месте) 6) Работа с ноутбуком и электронным приложением к «Азбуке». ( Буква «Ц»). - Распределите слоги по группам (твёрдые и мягкие согласные звуки). | Активизация словаря. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество. Познавательные УУД (информационные). Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие. Познавательные УУД (логические): анализ объектов целью выделения в них существенных признаков. |
6. Подведение итогов. Оценочно-рефлексивный этап | - Мы с вами хорошо потрудились сегодня. - Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока. - Что вы сегодня нового узнали на уроке? - Чему научились? – Какие задания вы выполняли с удовольствием? – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? Оцените свою работу по критериям. (На столах шаблон цветка) Раскрасьте букву цветы. У кого всё получалось, кто доволен своей работой – красным цветом, кто испытывал трудности – жёлтым, кто ничего не понял-голубым - Спасибо за урок! | Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; фиксировать удовлетворённость (неудовлетворённость) своей работой. Регулятивные УУД: -оценивать свою работу - оцениваем работу соседа в паре |