Урок русского языка для 4 класса по теме Имя существительное Три склонения имён существительных.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОДНОМУ ПРЕДМЕТУ
(ПО ВЫБОРУ СЛУШАТЕЛЯ) С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛИ, ТИПА И ЭТАПОВ УРОКА
Заполнить таблицы:
Таблица 1.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
1.
ФИО (полностью)
Василенко Татьяна Анатольевна
2.
Место работы
Истринская СОШ№3
3.
Должность
Учитель начальных классов
4.
Предмет
Русский язык
5.
Класс
4
6.
Раздел и номер урока в разделе
Имя существительное №45 Три склонения имён существительных.
7.
Предметная программа и её автор
«Школа России» УМК В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение»
8.
Цель (и) урока
- формировать понятие о трёх типах склонения имён существительных в
единственном числе;
- познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и
- по роду имени существительного;
- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
- учить учащихся обнаруживать и формулировать проблему, искать пути решения;
- развитие слуховой и оперативной памяти;
- развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- формирование познавательной мотивации;
- воспитание культуры умственного труда, самоконтроля;
- воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
- воспитание аккуратности при работе;
9.
Тип урока
Формирование новых знаний
10.
Модель организации УПД младших школьников
Автоматизированное место учителя
11.
Необходимое оборудование
Проектор,компьютер,интерактивная доска, принтер, ксерокс, школьная доска
12.
Структура и ход урока
Таблица 2
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 2.
№
Этап
урока
Решаемая задача
Деятельность ученика
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Название используемых ЭОР, гиперссылка
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
1.
Адаптационный этап
1.Настрой учеников на работу
Настраивается на активную работу на уроке.
Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.
У вас на столах лежат три облачка: серое, белое, голубое. Какое настроение вам больше нравится то и оставте на столе, а другие уберите на край стола. И если до конца урока оно не изменится можете оставить его. А я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.
Слайд №1
10 мин.
2. Повторение знанй о падежах имен существительных
В единственном числе
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
- У вас на столах лежат листы, на которых написаны номера вопросов. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-»,если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.
. Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?
. Верите ли вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
. Верите ли вы, что род это непостоянный признак?
. Верите ли Вы,что в русском языке пять падежей?
. Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
. Верите ли Вы.что предложный падеж без предлога не употребляется?
. Верите ли Вы,что в русском языке три типа склонения?
. Верите ли Вы, что склонение- это постоянный признак имени существительного?
- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?
Значит мы с вами ещё не всё знаем об имени существительном. К этим высказываниям мы вернёмся позже.
2.
Основной
этап
1. Почему в одном и том же падеже окончания разные?
Книги учат нас смелости и дружбе.
Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?
- Значение, какого слова вам не совсем понятно?
- Попробуйте подобрать однокоренные слова.
- Значит имя существительное может склоняться. Что это значит?
Попробуем сегодня ответить на эти вопросы. Сформулируйте тему урока.
Прочитайте предложение, записанное на доске.
Книги учат нас смелост… и дружб….
- Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род и падеж.
Что можно сказать об окончаниях? Какие они?
Теперь прочитайте предложение без пропусков.
- Что заметили?
- Какие вопросы возникают?
-Чтобы ответить на этот вопрос проведем небольшую исследовательскую работу.
Склонение имён существительных. слайд №2
15 мин.
2. - алгоритм определения склонения;
- родовые окончания склонений;
- падежи и падежные вопросы;
1. Поиск решения. 2.Открытие нового знания. 3.Работа в группах.
Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы
Ж.р. –а –я -ь
М. р. –а- я – ь
Ср. р. –о –е
Ученики выполняют действия согласно тексту песенки. Ученики читают правило, отвечают на вопросы после правила.
Потому что эти существительные разного склонения.
Чтобы правильно писать окончания.
-Переверните листочек с цифрами. На нём во всех падежах написаны слова: река, земля,Юра, дядя, стол, конь,окно, поле, степь.
- Назовите, существительные женского рода и подпишите над ними. Одинаковые ли у них окончания в И.п.? Выделите их.
- Отделите вертикальной чертой существительное степь.
- Назовите существительные мужского рода. Какие окончания имеют существительные мужского рода. Подпишите род и выделите окончание. Сравните как они склоняются? На какие две группы можно разделить существительные мужского рода? Разделите чертой эти слова.
И остались существительные среднего рода. Пометьте их и выделите окончания. Все существительные мы разделили на три группы
Итак, что надо сделать,чтобы определить к какому склонению относится существительноеСравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 99
- Сколько склонений у имён существительных?
-Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока?
Поему в словах смелости и дружбе разные окончания?
- С какой целью необходимо научиться определять окончания существительных?
слайд с проверкой №3
алгоритм на слайде №4
3.
Творческий этап
1. - уметь распознавать тип склонения по окончанию и по роду имени
существительного;
-уметь правильно писать окончания существительных;
Работают в парах по определению склонений согласно составленному алгоритму. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания
Ученики называют слова и получают оценку.
- Запишите данные на слайде слова в три столбика по склонениям: улица, класс, дерево, яблоня, яблоко, вьюга, ночь, берег, осень, дождь, ключ, помощь, Володя, Аркадий, Самара, Волгоград, Рязань.
Прочитайте слова 1скл., 2скл, 3скл.
Я буду щёлкать мышкой на указанные вами слова:
а) назвать слова первого склонения.
б) назвать слова второго склонения.
в) назвать слова третьего склонения.
Слайд №5
20 мин.
2. - уметь распознавать тип склонения по окончанию и по роду имени
существительного;
-уметь правильно писать окончания существительных;
Ученики отгадывают загадки и определяют склонение,доказывая свой ответ согласно правилу.
Ученики выполняют самостоятельную работу упр.№171
-3
-Да
Ученики читают стихотворение со слайда, показывают облачко.
Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практик
Отгадать загадки и определить склонение.
- Семь одёжек, все без застёжек. (капуста)
- Белая вата плыла, куда-то.(облако)
- Зимой спит, летом ульи ворошит.(медведь)
- Что же это за девица-
Не швея,не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.(ель)
* И железные рога
И железная нога,
На цепи на дно пойдёт-
Остановит пароход. (якорь)
1.«Верные и неверные утверждения»
-А сейчас вернёмся к нашему первому заданию и проверим всё ли верно.
- В каких высказываниях у вас возник спор?
-Узнали ответы на эти вопросы?
-Что такое склонение?
-Сколько склонений у имён существительных?
- Склонение это постоянный признак?
- Вот и подошла наша исследовательская работа к концу.
2. «Выставление оценок»
Наш урок подошёл к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Вы все милы и симпатичны
И отвечали на «отлично»!
3. Покажите своё облачко.
домашнее задание :стр. 99-100 выучить правило. Упр.№179
Слайд « И умный вид вам всем к лицу,
Вы все милы и симпатичны
И отвечали на «отлично»!»