Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Организа-ционный момент | – Проверим готовность к уроку. – Ребята, прочитайте девиз нашего урока. – Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания | Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности | Л – владеют умением эмоционально и психологически настраиваться на урок |
II. Постановка учебной задачи | – Откройте учебник на с. 26. Прочитайте название темы урока. – Скажите, что будем изучать, повторять, закреплять в рамках данной темы. – Проверим ваши предположения. Рассмотрите схему на с. 27. – В ходе урока обсудим, что составляет предложение, какие члены предложения выделяют, почему члены предложения получили такое название, какие выделяют главные члены предложения, какова их роль, какова роль второстепенных членов предложения | Выполняют задание. Ответы учащихся. Выполняют задание. Внимательно слушают | П – извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, учебника. Р – осознают и принимают учебную задачу. К – слушают друг друга, строят понятные высказывания. Л – осознают границы своего знания и «незнания» |
III. Изучение нового мате-риала. 1. Работа со схемой, с. 27, упр. 38 | – Вернемся к схеме в учебнике на с. 27. Опираясь на сведения схемы, ответьте на вопросы. Каков состав предложения? – Какие члены предложения выделяют? – Как вы думаете, почему они получили такие названия? – Какие выделяют главные члены предложения? – Какова роль главных членов предложения? – Какова роль второстепенных членов предложения? – На какие вопросы отвечает подлежащее? – На какие вопросы отвечает сказуемое? – На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения? | – Предложение состоит из главных и второстепенных членов. – Главные и второстепенные члены предложения. Ответы учащихся. – Подлежащее и сказуемое. – Они составляют основу предложения. Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, а сказуемое – что говорится о подлежащем. – Они поясняют главные и другие второстепенные члены предложения. – Кто? Что? – Что делает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? Что сделает? – Кого? Чего? Какой? Какая? Где? Куда? и др. | П – ориентируются на страницах учебника, используют различные способы поиска информации, владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Р – осознают и принимают учебную задачу. К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания |
2. Работа по учебнику, с. 27, упр. 39 | – Найдите в учебнике упр. 39. Прочитайте и сравните первое и второе предложения. – Определите основу предложений. – Какое предложение является распространенным? Почему распространенное предложение получило такое название? – Спишите распространенное предложение. Подчеркните подлежащее и сказуемое. – Соотнесите распространенное предложение со схемой и ответьте на вопросы: какой из второстепенных членов указывает на признак предмета? на время действия? на направление действия? Стрижи что сделали? улетели ↓ ↓ ↓ какие? когда? куда? ↓ ↓ ↓ быстрокрылые давно на юг Физкультминутка | Выполняют задания. – В первом и во втором предложениях основа одинакова – стрижи улетели. – Второе предложение является распространенным. Выполняют задание. Отвечают на вопросы | П – используют знаково-символические средства предоставления информации, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, планируют, контролируют, оценивают учебные действия. |
3. Работа по учебнику, с. 28, упр. 40 | – Откройте в учебнике с. 28, найдите упр. 40. Прочитайте слова первой группы. – Можно ли считать это предложением? Объясните, почему. – Составьте из данных слов предложение так, чтобы сначала были слова, которые будут в предложении главными членами, потом – слова, которые будут их пояснять. – Обратите внимание, что в составленном предложении слова не связаны по смыслу. Правильнее составить такое предложение: «Уже прошло красное лето». – Запишите предложение в тетради. Подчеркните главные члены предложения. Аналогично проводится работа с остальными предложениями. – Какой темой можно объединить предложения? | – Лето, уже, красное, пришло. – Нет. В предложении заключена мысль, слова связаны по смыслу. – Прошло лето уже красное. Выполняют задания. – Подготовка животных и птиц к зиме | П – используют знаково-символические средства предоставления информации, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности, планируют, контролируют, оценивают учебные действия. К – слушают, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения |
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности | – Над какой темой работали на уроке? – Как различить главные и второстепенные члены предложения? – Почему члены предложения получили названия главные и второстепенные? – Какова роль главных членов в предложении? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. |
V. Домашнее задание | Учебник, с. 28, упр. 41; рабочая тетрадь, с. 13, упр. 28 | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Р – принимают учебную задачу, планируют ее выполнение |