У обучающихся будет сформирован интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), делать выводы на основе сравнения;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;
- стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные | Познава-тельные | Коммуни-кативные |
Мотивирование к учебной деятельности | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Включение в деловой ритм урока. - Внимание, друзья! Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе, всем ребятам на планете. Выдохнули! Готовы работать? Слайд 1. - Ваш любимый Смайлик желает вам удачи и даёт слова-напутствия. Прочитайте их хором. «Надо в дорогу нам торопиться, чтобы узнать, как успешно учиться!» - Какими качествами должен ученик обладать? Слайд 2. Слайд 3. - Нужно верить в себя и всё у вас получиться. Предлагаю исполнить отрывок песни «Не бойся быть отважным». | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Хором проговаривают слова-напутствия Смайлика. Ответы обучающихся: доброжелательность, целеустремлённость, любознательность, самостоятельность, честность, активность, терпение, вера в себя. Исполняют отрывок песни «Не бойся быть отважным». | Целеполагание. | Знание личностных качеств ученика. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. - Приготовьтесь работать на нетбуках. Выполните калибровку. Подключитесь к учителю. Войдите в программу «Заметки», возьмите чистый лист. - Мы с вами работаем по разделу «Как из слов образуются предложения». Каждое отдельное слово – это часть речи. - Вспомните на какие группы делятся части речи? - В нетбуках заполните схему «Части речи». Перечислите названия частей речи каждой группы. Для слабых учащихся даются карточки-помощники со словами: части речи, служебные, самостоятельные, имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, местоимение, частицы, союзы, предлоги. - Проверим. На доске учитель открывает результат работы одного учащегося. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Ответы обучающих. Обучающие в нетбуках составляют схему «Части речи». Слабоуспевающие при составлении схемы пользуются карточкой-помощницей. Дети проверяют по образцу свои работы. Самооценка. | Планирование своих действий в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя. | Логические - анализ объекта с целью выделения признаков | Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Слайд 4. «частица» «союз» «предлог» - Подумайте, какая связь существует между этими понятиями? - Над какой частью речи мы работали на прошлом уроке? - Какое открытие мы сделали по этой теме? - Мы узнали функцию союзов в предложении. - Сегодня мы продолжим открывать новые знания. - Сформулируйте тему урока. Слайд 5. - Тема урока «Роль союзов в предложении». - Выясним, что знаем о союзах и поставим задачи, которые нужно решить на уроке. Слайд 6. Что вы знаете о союзах: - какая это часть речи; - для чего союз служит; - какими союзы бывают по значению; - как союзы пишутся с другими словами; - что соединяют союзы. Слайд 7. - На уроке вы узнаете ещё одну функцию союзов в предложении, а также познакомитесь с новыми понятиями. | Ответы учащихся. Это служебные части речи. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Выяснили роль союзов в предложении. Ответы учащихся. Ставят задачи урока. Составляют план достижения цели и определяют средства. Ответы учащихся. Выяснить, какими союзы бывают по значению, и что могут соединять союзы. | Целеполагание. Планирование, прогнозирование | Постановка вопросов. Общеучеб-ные: самостоя-тельное выделение – формулиро-вание поставлен-ной цели; логические – формули-рование проблемы. | Понимание содержания вопросов и воспроизведение вопросов. Инициативное сотрудничество |
Реализация построенного проекта | 1. Работа с учебником. - Прочитайте задание в №207 (задание акцентирует внимание на том, какие используются служебные части речи). - Прочитайте отрывок и назовите служебные части речи. - Одинаковое ли значение имеют союзы в этом отрывке? Порассуждайте в парах. Вывод. Значение союзов А и И разное. Слайд 8. Единый, соединить, соединительный, против, противник, противительный. - В начале урока я вам говорила, что вы познакомитесь с новыми понятиями. Слова на слайде вам помогут дать название каждому союзу. - Какими союзы бывают по значению? Вывод. Слайд 9. - Союзы по значению могут быть противительными и соединительными. ФИЗМИНУТКА Слайд 10. - На каждом уроке мы находим время для отдыха. Вы любите быть артистами. Сейчас с помощью мимики и жестов вы объясните значение некоторых фразеологизмов. Бить баклуши – бездельничать. Вилами на воде писано – очень всё сомнительно, неясно. Не выноси сор из избы – не разглашать ссоры, тайны; молчи. Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко. Как вкопанный – стоять неподвижно, замерев. Чучело гороховое – как пугало (человек несуразно и безвкусно одетый). На седьмом небе – безграничное счастье и глубокое удовольствие. Задирать нос - воображать, заноситься. Ловить ворон – отвлекаться. - Продолжаем работать. На уроке не бейте баклуши, не ловите ворон, новые открытия зарубите на носу. Продолжайте верить в себя, чтобы от своих успехов были на седьмом небе. | Спишите отрывок. Работа в парах. Ответы учащихся. Работа в парах. Ответы учащихся. Ответы обучающихся. (Соединительными и противительными) Проверяют по эталону. Учащиеся с помощью мимики и жестов показывают значение фразеологизмов. | Планирование, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). Выполнение учебного задания в соответствии с целью. | Проведение сравнения (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), формулиро-вание выводов на основе сравнения. Выдвижение гипотез и их обоснование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказатель-ство | Умение формулировать высказывание, вести диалог, сотрудничество в поиске и выборе информации (допускать существование различных точек зрения). |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 1. Работа по учебнику. - После отдыха мы продолжаем работать с хорошим настроением. Но вот у одной из мартышек настроение противоположное. Если у нас хорошее, то у неё …. (плохое). - Прочитайте текст в упражнении №208. - Какие союзы встретились? - Какую роль они выполняют? - Какой союз можно назвать противительным, какой – соединительным? 2. Работа в тетради. - Запишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы. - Проверка вставленных орфограмм. 3. Работа в группе. - Замените союз НО союзом А, затем замените союз НО союзом И. В каком случае смысл в целом не меняется, в каком замена совершенно недопустима? - Для чего союзы служат, какие функции они могут выполнять? Вывод. - Союзы выполняют функцию связи и функцию выражения смысловых отношений. - Продолжим эксперимент. Во втором предложении выделите грамматическую основу. Какие члены предложения соединяет союз И? - Третье предложение разделите на части. Найдите главные члены. Определите, что соединяют союзы. Вывод. - Союзы соединяют слова и части предложения. Слайд 11. Общий вывод. | Обучающиеся выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух в форме коммуникации (фронтально, в парах). Ответы учащихся. (Союзы: а, и, но) Исправляют ошибки зелёным стержнем. Ответы учащихся. Ответы учащихся. (Союз И соединяет слова - сказуемые) Ответы учащихся. (Союз НО соединяет части предложения) | Выполнение учебного задания в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом; осознание качества и уровня усвоения. | Умение структури-ровать знания, умение осознанно и непринуж-денно строить речевое высказыва-ние; рефлексия способов и условий действий. | Формулировать высказывание. Управление поведением партнёра -контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организовывает соотнесение работы с эталоном для самопроверки. По результатам выполнения самостоятельной работы организовывает рефлексию деятельности по применению нового способа действия. - Наш урок подходит к концу. Выполните тест и определите, на каком уровне находятся ваши знания и умения. Слайд 12. Тест. Выбери правильный ответ. Союз – это (самостоятельная, служебная) часть речи. Союз служит для связи слов (в предложении, в тексте). Союз соединяет (слова, слоги, абзацы, части предложения). По значению союзы бывают (соединяющие, противительные, соединительные). Союзы со словами пишутся (слитно, раздельно). Союзы (имеют, не имеют) лексическое значение. | Выполнение теста по теме. Проверка по эталону. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказы-вание | Контроль, коррекция, оценка своих действий. |
Включение в систему знаний и повторение | Организовывает выявление границ применимости нового знания, где используется новый способ действия. Организовывает повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Выполняют учебное задание в соответствии с целью, используя новое правило. Анализ способов употребления союзов в предложении. | Прогнози-рование Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка процесса и результатов деятельности. | Умение структури-ровать знания. | Умение выражать свои мысли. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Слайд 13. Итог урока. - В «копилке достижений» отметьте крестиком на шкале на каком уровне вы знаете тему. - Что каждый из вас может сказать о союзах? Дом. зад. Упр.209 или 210. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Ответы обучающихся. Союз - служебная часть речи; соединяет слова и части предложения; с другими словами пишутся раздельно; по значению бывают противительные и соединительные. | Волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. | Умение формули-ровать высказы-вание | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |