Тема урока | Правописание суффиксов -ек, - ик. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цели урока | Создать условия для ознакомления обучающихся с правописанием суффиксов -ек, -ик в именах существительных. |
Задачи урока (планируемый результат) | Предметные умения | УУД |
Обучающиеся научатся: находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами: окончание, основу, корень, приставку, суффикс; образовывать слова с помощью суффикса -ек, -ик.; получат возможность научиться: осознавать значение, вносимое в слово суффиксами (-ек, -ик) подбирать слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм | Р.: формулировать и удерживать учебную задачу (целеполагание); составлять план и последовательность действий; осуществлять пошаговый контроль; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. П.: применять правила и умение пользоваться инструкциями; осуществлять смысловое чтение (общеучебные); поиск и выделение необходимой информации, анализ информации (информационные); построение рассуждения, обобщения (логические). К.: предлагать помощь и сотрудничество (инициативное сотрудничество); формулировать собственное мнение, слушать собеседника, осуществлять взаимоконтроль; аргументация своего мнения. |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Индивидуальная, парная, фронтальная | В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций, 3 класс. М.: «Просвещение», 2017; Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.М.: «Просвещение»,2017. Рабочая программа Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. М.: «Просвещение», 2014; презентация, раздаточный материал, веер с буквами |
Мотивационно-целевой этап |
Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес | Приветствие детей учителем Итак, друзья, внимание Прозвенел звонок Садитесь поудобнее Начнем скорей урок | Подготовка класса к работе. Организация внимания. Самопроверка готовности к уроку. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия | Предлагает прочитать предложение для развития оперативной памяти У ёжика в домике на дверях висел маленький звоночек. Организует работу над предложением: предлагает записать его по памяти, осуществить взаимопроверку, оценить работу соседа по парте, выделить изученные орфограммы, найти основу предложения, дать характеристику предложения Организует актуализацию изученных способов действий. Разбор слов по составу: ёжика, домике, звоночек) Помогает зафиксировать учебное затруднение ( в каких случаях в именах существительных пишется суффиксы -ек, -ик) | Прочитывают предложение, записывают его по памяти в тетрадь; осуществляют взаимопроверку, оценивают, находят орфограммы в словах, подчеркивают главные и второстепенные члены предложения, дают характеристику предложению. Разбирают слова по составу: ёжика, домике, звоночек. Ёжика ( окончание – а, основа слова – ёжик, корень – ёж, суффикс -ик). Домике (окончание – е, основа слова – домик, корень – дом, суффикс -ик). Звоночек –(окончание- нулевое, основа слова – звоночек, корень – звон, суффиксы – оч, - ек) | П: (общеучебные) умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (логические) анализ, синтез, сравнение |
3.Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели | - Сформулируйте тему и задачу урока Организует детей на построение исследования Предлагает прочитать по учебнику задание к упражнению 242 и составить план исследования, работая в парах. Проверка плана исследования на слайде: 1.Прочитайте. 2.Произнесите каждую пару слов. В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук выпадает? 3.Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ек, а когда суффикс -ик. | Формулируют тему урока: Правописание суффиксов – ек и -ик Задача урока: Научимся писать в именах существительных суффикс – ек и -ик Находят в учебнике задание к упр. 242 и составляют план исследования, работая в парах. 1. Прочитать слова 2. Произнести каждую пару слов. 3.Выяснить, в каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук выпадает 4. Сделать вывод, когда в слове пишется суффикс -ек, а когда суффикс -ик. | Р: формулируют и удерживают учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: самостоятельное формулирование познавательной цели, проблемы |
Физминутка . - Как ты в Солнечном живёшь? - Вот так! (Дети встают, показывают большой палец) - Как из школы ты идёшь? - Вот так! (Шаги на месте) -Как бежишь на физкультуре? - Вот так! ( Бег на месте) - Как в Москву ты полетишь? - Вот так! (Взмахи кистями) - Как плывёшь в реке Амур? - Вот так! (Взмахи руками) - Как на празднике шалишь? -Вот так! (Прыжки с поворотами) - Как сидишь за партой в школе? - Вот так! (Садятся за парты) Процессуальный этап |
4.Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта. Задачи этапа: Апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование | Организует реализацию построенного исследования в соответствии с планом при работе в парах с раздаточным материалом. Орешек – орешки птенчик – птенчики Овражек – овражки ёжик – ёжики Чулочек – чулочки кирпичик – кирпичики ( на слайде) Прочитайте. Произнесите каждую пару слов. В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук выпадает? - Сделайте вывод, в каких случаях в именах существительных пишется суффикс -ек, а когда суффикс - ик Рассказывает сказку о суффиксах «Чудесные превращения» В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них школа, где они учились строить новые слова. Одно правило в этой школе выполнялось обязательно: суффиксам разрешалось стоять только за корнем. Остальные правила считались не очень строгими и позволяли каждому делать слова на свой лад и вкус. А так как все суффиксы были друг на друга не похожи, то и слова у них получались разные. Суффикс -ик учился прилежно, а вот его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком: вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е убежал, учитель – суффикс - -тель- решил с того дня считать е в суффиксе -ек – беглым гласным. И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек, нет чего? замочка, подошёл к чему? К замочку. | Выполняют задание по плану исследования, зафиксированного на слайде, комментируют, обсуждают (в парах) Проверяют, комментируют, рассуждают Орешек – орешки птенчик – птенчики Овражек – овражки ёжик – ёжики Чулочек – чулочки кирпичик – кирпичики Делают вывод о правописании суффиксов -ек, -ик. Сравнивают его с выводом по учебнику стр.125. Правописание суффиксов -ик , -ек. В суффиксе – ик при изменении формы гласная буква сохраняется: билетик – билетики, билетика. В суффиксе -ек при изменении формы гласная буква исчезает: горошек – горошка, горошки | Р: удерживать учебную задачу, осуществление пошагового контроля. П: использование приемов при решении задач К: Планирование учебного сотрудничества. |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1. Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания | Организует первичное закрепление новых знаний - Запишите слова так: сначала с суффиксом -ек, затем с суффиксом -ик.) Организует проверку. Орешек, овражек, чулочек. Птенчик, ёжик, кирпичик | Записывают слова так: сначала с суффиксом -ек, затем с суффиксом -ик. Орешек, овражек, чулочек. Птенчик, ёжик, кирпичик Проверяют, объясняют, почему в словах: орешек, овражек, чулочек, написали суффикс -ек, а в словах: птенчик, ёжик, кирпичик – суффикс -ик. | Р: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном |
6.Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера | Организует самостоятельную работу по закреплению ранее изученных знаний ( упр. 243, стр.126) Организует проверку по эталону Коврик, замочек, клубочек, прутик, лучик, барашек, веночек, кармашек, ключик, внучек. - Какой оттенок значения вносят эти суффиксы в слово? | Читают задание к упражнению 243, вырабатывают план действий: - Прочитать слова. - обсуждить, какие из записанных слов имеют суффикс -ек, -ик. - записать слова, вставляя пропущенные буквы. Самопроверка согласно эталону Отвечают на вопрос (уменьшительно-ласкательное значение) | Р: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном |
Рефлексивно-оценочный этап |
7. Информация о домашнем задании Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Обеспечить понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Организует обсуждение и запись домашнего задания. (упр. 244, стр. 126) Обеспечивает понимание детьми цели, содержания и способов выполнения дом. задания | Наличие домашнего задания (упр. 244, стр.126): составить из слов предложения, придумать заголовок к тексту, выучить правило стр.125. Дополнительное задание по желанию: найти слова с частью -ик. В каких словах это суффикс, а в каких – часть корня? | П: поиск и выделение необходимой информации |
8. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности Зафиксировать новое изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности | Организует рефлексию Работа с веерами букв. (обратная связь) - Покажи гласную в суффиксе (е или и) Дубочек, домик, звоночек садик, столик, носочек, карандашик Оцени свою работу на уроке (самооценка) Оцените свою работу на «Оценочном листе» Оценочный лист № п/п | Фамилия, имя | Отметка за работу на уроке (самооценка) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Показывают нужную букву с помощью веера Осуществляют самооценку своей деятельности на уроке, соотносят цель и результаты: Я знаю Я научился Я научилась За что я себя могу похвалить Кого я могу похвалить за работу на уроке из своих одноклассников Оценивают себя за работу на уроке в «Оценочном листе» (самооценка) | К: умение выражать свои мысли оценивать качество своей работы и общей учебной деятельности. Р: владение основами самоконтроля; П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |