2. Актуализация знаний. 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Беседа. Отгадайте загадку: Дышит, растёт, А ходить не может. (Растение) Сегодня на уроке мы будем продолжать изучение растений. Какие признаки жизни растений вы знаете? ( Дети называют, а учитель открывает на доске , названные слова). С некоторыми из признаков мы уже познакомились на прошлых уроках. С какими новыми признаками жизни растений познакомимся сегодня? Назовите тему урока. Слайд 1 Растения - живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться - Что же мы должны узнать сегодня на уроке? -Какова цель нашего урока? Прежде , чем мы приступим к изучению новой темы, вспомните о каких процессах, происходящих в организме растения мы узнали на прошлом уроке? Вспомним материал прошлого урока. Слайд 2 На экране вы видите текст с пропущенными словами. Вставьте пожалуйста пропущенные слова в тексте. Закончите предложения: Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются … Растения дышат и … Вода в листья поступает из … Для дыхания живых существ растения выделяют … | . Растения дышат, питаются, растут, размножаются, развиваются, умирают. На доске красным шрифтом выделены слова размножение и развитие. Тема урока : Размножение и развитие растений. Отвечают на вопросы …узнать, как происходит размножение и развитие у растений. Выдвигают свои предположения ( с помощью семян, листьев, черенков) На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали, как растения дышат и питаются. …сахар и крахмал …питаются …корня …кислород | Регулятивные понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию Личностные: проявляют интерес к учебному материалу Познавательные:осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о процессах дыхания и питания растений, воспроизводят по памяти информацию |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Вспомните тему сегодняшнего урока. Начнем с отгадывания загадок. Загадывает загадки и сопровождает ответы учеников вопросами . Почему? По каким признакам догадались? Отгадайте загадки. Летит –гудит, Сядет- молчит. Целый день в трудах, То в лугах, то в садах. И кто ей друг- Тот всегда с медком. А кто ей не люб- Спасайся бегом! Картинку пчелы на доску вывешивает учитель. Червяком она была, Только ела и спала. Потеряла аппетит, Смотришь - по небу летит. Картинку бабочки на доску вывешивает учитель. Его фигура подвела- Гораздо толще, чем пчела. Полоски словно у осы, На брюшке капельки росы. Смотри, он плюхнулся на хмель, Большой мохнатый толстый. Картинку шмеля на доску вывешивает учитель. -Что объединяет пчелу, бабочку, и шмеля? Загадки про насекомых, а тема нашего урока про растения. Какая связь между насекомых и растений? В какое время года мы можем видеть пчёл, шмелей, бабочек в нашей природе? Слайд 3 Давайте и мы с вами переместимся на цветочную поляну. Послушайте как жужжит шмель, собирая нектар с цветов. | Размножение и развитие растений. Разгадывают загадки, отвечают на вопросы -пчела -бабочка - шмель - насекомые Насекомые опыляют растения. Ответы учеников (С весны и до осени. Пока есть цветущие растения и на улице теплая погода.) | Познавательные:осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, по каким словам догадались; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию Личностные: проявляют интерес к учебному материалу Познавательные:выявляют известное и неизвестное устанавливают причинно-следственные связи и зависимость между объектами |
5. Первичная проверка понимания 6.Первичное закрепление. Работа по р.т. 7. Работа с учебником. Стр.79. 8.Практическая работа. «Рассматривание плодов и семян растений» . 9.Получение первичной информации о развитии растений. 10. Подведение итогов. | Однажды в теплую весеннюю погоду , когда цвели в саду яблони, стали прилетать к цветочкам насекомые. Но один садовник не захотел пускать насекомых к цветочкам ,накрыл их и спрятал от насекомых. А другой садовник не стал этого делать и над его яблонькой долго порхали пчелы и шмели. Когда пришла пора собирать урожай, смотрите , что получилось. Яблонька , которую прятали от насекомых , была без плодов. А на другой созрело много вкусных и сочных яблок. Почему так получилось . ребята? Над цветками растений всегда летают пчёлы, шмели и бабочки. Что же так привлекает насекомых в растениях? Давайте, послушаем ответ пчёлки Майи. Слайд 4 (видео) Что же такое опыление? Слайд 5 Опыление – это перенос пыльцы с одного растения на другое. Посмотрите на модель цветка. Пыльца, которую переносят насекомые находиться на тычинках цветка. При опылении она попадает на пестик цветка. Только из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. Что еще делают пчелы на цветках? Все ли цветущие растения опыляются насекомыми? Как опыляются цветки остальных растений? В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка. Слайд 6 ( видео) Многие цветы раскрываются и источают ароматы только к вечеру. Обычно это цветы белые : белый цвет в сумерках заметнее. Кого же приманивают они? Только теперь уже не дневных , а ночных. Кто же помогает растению в образовании плода? Закрепим полученные знания Работа в тетради №2.с.45) Прочитайте задание. Назовите слова в левом столбике. Выберите из правого столбика пояснение каждому слову. ( После выполнения задания проводится взаимопроверка) Итак, произошло опыление, и на месте цветка образовался плод. Что такое плод? (Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.) Показывает образцы плодов ( яблоко, каштан, семя подсолнуха, грецкий орех) -Что находится внутри каждого плода? Плод защищает семя от повреждения. Вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами? « Принцесса на горошине», «Петушок и бобовое зёрнышко», « Три орешка для Золушки». Плоды растений - настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Рассмотрите рисунок на стр. 79 учебника. Назовите знакомые вам плоды с семенами. Как они распространяются, мы узнаем из текста на стр. 79 Прочитаем текст на стр . 79.о способах путешествия растений. Какими же способами распространяются растения? На столе лежат плоды и картинки некоторых плодов. Даша выберет из предложенных плодов те, которые распространяются ветром. Интересные факты о липе расскажет Даша. Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками. Настя выберет плоды, которые распространяют человек и животные. Интересные факты про лопух расскажет Настя. Слайд 7 . Подорожник. Есть растения – зайцы, которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое. Слайд 8 Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем. А Матвей расскажет нам о растениях и об очень интересных способах их размножения. ( Рассказ о бешеном огурце ). Слайд 9. Видео. Учитель: Есть на юге России очень интересный цветок. Называется недотрога. А вы знаете почему он так называется? Растение недотрога мелкоцветковая найдем в атласе « От земли до неба» на стр.66-67. Зачитайте информацию об этом растении. -Подумайте, почему плодам с семенами необходимо путешествовать? Проверим свои ответы на страничке для самопроверки. Выполним практическую работу в тетради. Практическая работа в рабочей тетради. Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Мы с вами проживаем в сельской местности и у каждой семьи есть сад, огород, а весной мама или бабушка высевают семена на рассаду. И что происходит с семенем? -Какие условия необходимы для прорастания семян? Найдите ответ на этот вопрос на стр. 80 учебника. Дети читают. Какие условия необходимы для развития семени? (Тепло , вода, воздух) Покажите на модели процесс развития растения из семени. Проверим себя по тексту на стр. 80 и рисунку в учебнике. Вы верно справились с заданием? Ребята на стр. 80. У нас есть 3 утверждения. Каждый из вас выберет одно и объяснит его. Обсудим! Семя- это живое или неживое тело? Семена обычно хранятся в пакетиках, почему они не прорастают? Весной часто в цветущие сады выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают? | Пчелы шмели бабочки опыляют растения. Опыление – это перенос пыльцы с одного растения на другое. Пчелы питаются сладким цветочным соком -.нектаром Только яркие цветки с нектаром и ароматом. Ветром. Бабочек. Насекомые Работа в рабочей тетради. Семена « Принцесса на горошине», «Петушок и бобовое зёрнышко», « Три орешка для Золушки». Читают вслух по очереди. Ветром, человеком , животными. Дети выбирают одуванчик, липу, клен. Дети выбирают плоды репейника, череды. Рассказы о растениях подготовленными обучающимися. Работа в атласе « От земли до неба» на стр.66-67. Зачитывают текст. Объясняют прочитанное. Стр.172 уч. Выполняют задания в рабочей тетради. Дети зачитывают тему , цели практической работы и выполняют на местах. Рассматривание плодов с семенами Отвечают на поставленный вопрос (плод защищает семя от повреждения) Ответы детей Тепло , вода, воздух. Расставляют карточки в нужном порядке. Дети зачитывают текст. Настя читает первое и объясняет. Даша читает второе и объясняет его. Матвей читает третье и объясняет его. | Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме Регулятивные понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию Личностные: проявляют интерес к учебному материалу Познавательные: извлечение необходимой информации из учебной литературы; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимость между объектами Личностные: проявляют интерес к учебному материалу Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию Личностные: проявляют интерес к учебному материалу Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем заданий, адекватно воспринимают оценку учителя. Личностные: проявляют интерес к учебному материалу Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к учебному материалу Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме Познавательные: выявляют признаки объектов в процессе рассматривания Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем заданий, адекватно воспринимают оценку учителя. Личностные: проявляют интерес к учебному материалу Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форм Познавательные: Извлечение необходимой информации из просмотренной презентации, дополнение и расширение имеющихся знаний, осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем заданий Познавательные: Извлечение необходимой информации из просмотренной презентации, дополнение и расширение имеющихся знаний, осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимость между объектами Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме |