kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме «Размножение и развитие растений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит ребят с размножением и развитием растений, формирует представление об опылении растений. Ребята знакомятся с разнообразием плодов и семян. Рзвивается умение практического исследования природных объектов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Размножение и развитие растений»»

Технологическая карта урока по теме

«Размножение и развитие растений» 3 класс.

Цель

Познакомить с размножением и развитием растений; формировать представление об опылении растений; познакомить с разнообразием плодов и семян; развивать умения практического исследования природных объектов

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты (УУД)


Задачи урока:

Образовательные: обеспечить полноценное восприятие учебного материала урока через формирование представления об опылении растений, различных способах распространения семян растений, и развитии растения из семени.

Развивающие: способствовать развитию концентрации внимания через организацию учебного диалога, способствовать пополнению и активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся; развивать логическое мышление, интеллект, память.

Воспитательные: воспитывать умение слушать других, принимать другую точку зрения, высказывать свою и пытаться её обосновать; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к одноклассникам при работе в паре.

Планируемые результаты: Универсальные учебные действия



  • Метапредметные результаты: 


  • Регулятивные УУД

Формировать умение:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-удерживать цель деятельности до получения её результата;

-отвечать на предлагаемые вопросы;

-извлекать информацию из текстов, иллюстраций;

-оценивать свои достижения на уроке. 

  • Познавательные УУД

Формирующие умственные операции:

-сравнивать различные объекты: выявлять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

-сопоставлять объекты по нескольким признакам;

-устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами.


Формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

-высказывать предположения;

-приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых предположений;

-обсуждать проблемные вопросы;

-выявлять известное и неизвестное;

Отражающие методы познания окружающего мира:

-выявлять признаки объектов в процессе рассматривания;

-воспроизводить по памяти информацию.

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя


  • Коммуникативные УУД

Формировать умение:

- выражать и оформлять свои мысли в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- работать в паре: обсуждать, сравнивать


  • Личностные УУД

-понимать и иметь желание учиться,

-выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

-положительно отзываться о школе, одноклассниках;

-правильно оценивать себя с позиции школьника.



Методы и формы обучения

фронтальная, индивидуальный, работа в парах

Образовательные ресурсы

Презентация на тему «Размножение и развитие растений»

Для практической работы плоды и семена растений














Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД





1.Организационный

момент

.

Эмоциональная , психологическая и мотивационная подготовка учащихся.


Прозвенел звонок. Начался урок. Проверьте всё ли приготовили к уроку? И  встали ровно. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями, которые пришли посмотреть, как вы сегодня будете работать на уроке.


    На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

    Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

    Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

    Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.


Теперь можно начинать работу.


Слушают, настраиваются на урок













Личностные: понимают и имеют желание учиться, положительно отзываются о школе, одноклассниках; правильно оценивают себя с позиции школьника.

2. Актуализация знаний.























3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.




Беседа.



Отгадайте загадку:

Дышит, растёт,

А ходить не может. (Растение)


Сегодня на уроке мы будем продолжать изучение растений.


Какие признаки жизни растений вы знаете?


( Дети называют, а учитель открывает на доске , названные слова).


С некоторыми из признаков мы уже познакомились на прошлых уроках.


С какими новыми признаками жизни растений познакомимся сегодня?



Назовите тему урока.


Слайд 1

Растения - живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться


- Что же мы должны узнать сегодня на уроке?

-Какова цель нашего урока?






Прежде , чем мы приступим к изучению новой темы, вспомните о каких процессах, происходящих в организме растения мы узнали на прошлом уроке?



Вспомним материал прошлого урока.



Слайд 2


На экране вы видите текст с пропущенными словами.

Вставьте пожалуйста пропущенные слова в тексте.


Закончите предложения:

Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются …

Растения дышат и …

Вода в листья поступает из …

Для дыхания живых существ растения выделяют …







.







Растения дышат, питаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.







На доске красным шрифтом выделены слова размножение и развитие.


Тема урока : Размножение и развитие растений.





Отвечают на вопросы

…узнать, как происходит размножение и развитие у растений.


Выдвигают свои предположения

( с помощью семян, листьев, черенков)


На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями. Мы узнали, как растения дышат и питаются.










…сахар и крахмал

…питаются

…корня

…кислород

























Регулятивные понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить

Познавательные:

осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме


Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию


Личностные: проявляют интерес к учебному материалу






Познавательные:осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о процессах дыхания и питания растений, воспроизводят по памяти информацию






4.Первичное усвоение новых знаний.

Вспомните тему сегодняшнего урока.

Начнем с отгадывания загадок.


Загадывает загадки и сопровождает ответы учеников вопросами .

Почему?

По каким признакам догадались?

Отгадайте загадки.


Летит –гудит,

Сядет- молчит.

Целый день в трудах,

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг-

Тот всегда с медком.

А кто ей не люб-

Спасайся бегом!


Картинку пчелы на доску вывешивает учитель.


Червяком она была,

Только ела и спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь - по небу летит.


Картинку бабочки на доску вывешивает учитель.


Его фигура подвела-

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски словно у осы,

На брюшке капельки росы.

Смотри, он плюхнулся на хмель,

Большой мохнатый толстый.



Картинку шмеля на доску вывешивает учитель.



-Что объединяет пчелу, бабочку, и шмеля?


Загадки про насекомых, а тема нашего урока про растения. Какая связь между насекомых и растений?


В какое время года мы можем видеть пчёл, шмелей, бабочек в нашей природе?


Слайд 3

Давайте и мы с вами переместимся на цветочную поляну. Послушайте как жужжит шмель, собирая нектар с цветов.

Размножение и развитие растений.





Разгадывают загадки, отвечают на вопросы









-пчела





-бабочка














- шмель









- насекомые



Насекомые опыляют растения.




Ответы учеников

(С весны и до осени. Пока есть цветущие растения и на улице теплая погода.)






Познавательные:осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, по каким словам догадались;


Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию


Личностные: проявляют интерес к учебному материалу









Познавательные:выявляют известное и неизвестное устанавливают причинно-следственные связи и зависимость между объектами



























5. Первичная проверка понимания














































6.Первичное закрепление.


Работа по р.т.

















































7. Работа с учебником. Стр.79.




















8.Практическая работа. «Рассматривание плодов и семян растений» .











































9.Получение первичной информации о развитии растений.



























10. Подведение итогов.


Однажды в теплую весеннюю погоду , когда цвели в саду яблони, стали прилетать к цветочкам насекомые. Но один садовник не захотел пускать насекомых к цветочкам ,накрыл их и спрятал от насекомых. А другой садовник не стал этого делать и над его яблонькой долго порхали пчелы и шмели. Когда пришла пора собирать урожай, смотрите , что получилось. Яблонька , которую прятали от насекомых , была без плодов. А на другой созрело много вкусных и сочных яблок.


Почему так получилось . ребята?


Над цветками растений всегда летают пчёлы, шмели и бабочки.

Что же так привлекает насекомых в растениях?



Давайте, послушаем ответ пчёлки Майи.


Слайд 4 (видео)


Что же такое опыление?


Слайд 5


Опыление – это перенос пыльцы с одного растения на другое.



Посмотрите на модель цветка.

Пыльца, которую переносят насекомые находиться на тычинках цветка. При опылении она попадает на пестик цветка. Только из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами.




Что еще делают пчелы на цветках?


Все ли цветущие растения опыляются насекомыми?


Как опыляются цветки остальных растений?


В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свой клювик вглубь цветка.


Слайд 6 ( видео)


Многие цветы раскрываются и источают ароматы только к вечеру. Обычно это цветы белые : белый цвет в сумерках заметнее.

Кого же приманивают они?


Только теперь уже не дневных , а ночных.







Кто же помогает растению в образовании плода?



Закрепим полученные знания

Работа в тетради №2.с.45)



Прочитайте задание. Назовите слова в левом столбике. Выберите из правого столбика пояснение каждому слову.

( После выполнения задания проводится взаимопроверка)







Итак, произошло опыление, и на месте цветка образовался плод.

Что такое плод? (Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.)

Показывает образцы плодов ( яблоко, каштан, семя подсолнуха, грецкий орех)


-Что находится внутри каждого плода?


Плод защищает семя от повреждения.


Вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами?

« Принцесса на горошине», «Петушок и бобовое зёрнышко», « Три орешка для Золушки».



Плоды растений - настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.


Рассмотрите рисунок на стр. 79 учебника.


Назовите знакомые вам плоды с семенами.

Как они распространяются, мы узнаем из текста на стр. 79


Прочитаем текст на стр . 79.о способах путешествия растений.


Какими же способами распространяются растения?


На столе лежат плоды и картинки некоторых плодов.

Даша выберет из предложенных плодов те, которые распространяются ветром.

Интересные факты о липе расскажет Даша.

Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далёкие края. Многие семена крылаты. У клена и липы семена снабжены тонкими крылышками.


Настя выберет плоды, которые распространяют человек и животные.

Интересные факты про лопух расскажет Настя.

Слайд 7 . Подорожник.

Есть растения – зайцы, которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных, и переносятся с одного места на другое.

Слайд 8

Водные растения тоже приспособились. Семена кувшинок и водокраса прилипают к липким лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоема на водоем.


А Матвей расскажет нам о растениях и об очень интересных способах их размножения. ( Рассказ о бешеном огурце ).



Слайд 9. Видео.

Учитель:

Есть на юге России очень интересный цветок. Называется недотрога. А вы знаете почему он так называется?


Растение недотрога мелкоцветковая найдем в атласе « От земли до неба» на стр.66-67.

Зачитайте информацию об этом растении.



-Подумайте, почему плодам с семенами необходимо путешествовать?


Проверим свои ответы на страничке для самопроверки.


Выполним практическую работу в тетради.



Практическая работа в рабочей тетради.









Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян.

Мы с вами проживаем в сельской местности и у каждой семьи есть сад, огород, а весной мама или бабушка высевают семена на рассаду. И что происходит с семенем?


-Какие условия необходимы для прорастания семян?


Найдите ответ на этот вопрос на стр. 80 учебника.


Дети читают.

Какие условия необходимы для развития семени? (Тепло , вода, воздух)



Покажите на модели процесс развития растения из семени.


Проверим себя по тексту на стр. 80 и рисунку в учебнике.

Вы верно справились с заданием?


Ребята на стр. 80. У нас есть 3 утверждения. Каждый из вас выберет одно и объяснит его.


Обсудим!

  1. Семя- это живое или неживое тело?

  2. Семена обычно хранятся в пакетиках, почему они не прорастают?


  1. Весной часто в цветущие сады выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?


















Пчелы шмели бабочки опыляют растения.










Опыление – это перенос пыльцы с одного растения на другое.




















Пчелы питаются сладким цветочным соком -.нектаром

Только яркие цветки с нектаром и ароматом.


Ветром.




















Бабочек.






Насекомые












Работа в рабочей тетради.




















Семена








« Принцесса на горошине», «Петушок и бобовое зёрнышко», « Три орешка для Золушки».













Читают вслух по очереди.









Ветром, человеком , животными.






Дети выбирают одуванчик, липу, клен.










Дети выбирают плоды репейника, череды.


Рассказы о растениях подготовленными обучающимися.

























Работа в атласе « От земли до неба» на стр.66-67.



Зачитывают текст. Объясняют прочитанное. Стр.172 уч.



Выполняют задания в рабочей тетради.







Дети зачитывают тему , цели практической работы и выполняют на местах.


Рассматривание плодов с семенами












Отвечают на поставленный вопрос

(плод защищает семя от повреждения)




Ответы детей






Тепло , вода, воздух.




Расставляют карточки в нужном порядке.


Дети зачитывают текст.









Настя читает первое и объясняет.

Даша читает второе и объясняет его.

Матвей читает третье и объясняет его.














Познавательные:

осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме







































Регулятивные понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить

Познавательные:

осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме


Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию


Личностные: проявляют интерес к учебному материалу








Познавательные: извлечение необходимой информации из учебной литературы; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений.








Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимость между объектами


Личностные: проявляют интерес к учебному материалу



Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию


Личностные: проявляют интерес к учебному материалу











Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем заданий, адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу


Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.


Личностные: проявляют интерес к учебному материалу



Познавательные:

осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме


Познавательные:

выявляют признаки объектов в процессе рассматривания


Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем заданий, адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу

Познавательные:

осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форм

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из просмотренной презентации, дополнение и расширение имеющихся знаний, осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме


Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем заданий



































Познавательные:

Извлечение необходимой информации из просмотренной презентации, дополнение и расширение имеющихся знаний, осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме


Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимость между объектами



Познавательные:

осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме



Ну вот, ребята, и заканчивается наш урок, давайте подведем итоги:


- Какую цель мы поставили в начале урока?


- С помощью какого процесса из цветка растения образуется плод?


- Что такое опыление?


- Кто способствует опылению?

- Приведите примеры насекомых - опылителей

- Какие условия необходимы для прорастания семени?

Зачитаем вывод на стр.81.


Ответы детей


…узнать как происходит размножении и развитии растений.

… опыления


… перенос пыльцы с одного цветка на другой


… насекомые-опылители

…пчелы, шмели, бабочки

… тепло, вода, воздух.



Дети зачитывают вывод.

Познавательные:

осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

воспроизводят по памяти информацию

11.Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке

( лужайка, цветы, бутоны)

• Раскрытый цветок - я всё сегодня на уроке понял, мне было интересно.

Бутон (не раскрытый цветок)- мне было интересно, но я не всё сегодня понял .


Выберите и продолжите любое предложение.


На сегодняшнем уроке я узнал…


Мне было интересно…



Было трудно…





Оценивают свою работу





Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

12.Домашнее задание


Прочитать материал учебника с. 78-81 Проверь себя. Узнать еще способы размножения растений.

Записывают домашнее задание.

Личностные: понимают значение знаний для человека.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме «Размножение и развитие растений»

Автор: Жигалова Наталья Николаевна

Дата: 18.12.2019

Номер свидетельства: 532649

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Технологическая карта урока "Способы размножения растений""
    ["seo_title"] => string(61) "tiekhnologhichieskaiakartaurokasposobyrazmnozhieniiarastienii"
    ["file_id"] => string(6) "270038"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450974482"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Охрана растений""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_na_tiemu_okhrana_rasti"
    ["file_id"] => string(6) "380327"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484635235"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Цветок-орган полового размножения" "
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-biologhii-v-6-klassie-tsvietok-orghan-polovogho-razmnozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "222473"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436343079"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Технологическая карта урока по окружающему миру "Маленькие рыцари" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(87) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-malien-kiie-rytsari-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "175416"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424269764"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Методическая разработка к уроку биологии "Свойства живого" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-k-uroku-biologhii-svoistva-zhivogho-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412841280"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства