Урок "Способы размножения растений"
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением и контролем знаний
Цель урока: познакомить учащихся со способами размножения растений, сформировать признаки отличия полового размножения от бесполого (формирование УУД)
Задачи урока:
- Образовательная. Расширить знания о размножении и его способах.
- Развивающая. Развивать умения работать с понятиями, с рисунками, схемами, сравнивая анализируя.
- Воспитательная. Воспитывать любовь, ответственность и бережное отношение к природе.
Формируемые УУД:
1. Личностные:
– Развитие высших чувств – эстетических чувств (чувство прекрасного), интеллектуальных чувств (радость познания).
– Формирование чувства сопричастности ответственности человека за благосостояния общества.
2. Регулятивные:
– Целеполагание как постановка учебной задачи.
– Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка – оценивание качества и уровня усвоения.
– Коррекция
3. Познавательные:
– Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать собственные знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
– Логические: подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.
4. Коммуникативные:
– Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– Развитие инициативного сотрудничества в поиске и обработке информации;
– Умение выражать свои мысли, используя монологическую и диалогическую форму речи.
Оборудование и материалы к уроку:
– для учителя: ПК, мультимедийный проектор, презентация, термины «размножение, половое, бесполое, зигота, гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, спермий), таблица «Органы растений»
– для учащихся: учебник, маршрутные листы, технологические карты, шаблоны, цветные карандаши, ножницы, клей
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент (2 мин.)
У: Добрый день дорогие ребята!
Кто такие альпинисты? (слайд 1)
А какая гора самая высокая? (слайд 2)
Джомолунгма, Эверест (Гималаи) находится на границе Китая и Непала высотой 8848 м впервые покорена Эдмундом Хилари в 1953 году
Какая связь между вами и альпинистами?
Да, вы на каждом уроке покоряете новые вершины. Сегодня мы с вами пойдем в вверх, в горы. И я уверена покорим новую вершину. У вас на столах маршрутные листы нашего подъема. С ними сегодня вы работаете.
- Для покорения вершин нужна сноровка
- Уменье, выдержка, бесстрашие и труд.
- Ведь только сильных, смелых и отважных
- Горы допускают и к себе зовут
Сегодня наш девиз: «Все выше и выше, и ни за что назад не повернуть»
Люди, поднимающиеся в горы и покоряющие горные вершины
Ответы детей
Ответы детей
Актуализация знаний
Назовите свойства живых организмов.
Многие процессы мы с вами изучили. Как вы их усвоили, проверим тестированием «Светофор». Вы читаете вопрос и поднимаете цветной значок с правильным ответом. За правильный ответ 1 плюсик.
Мы покорили первую вершину. Поставьте себе оценку по количеству плюсов.
Дышат, питаются, размножаются, растут, умирают.
Выполняют тестирование.
Определение темы урока (2 мин.)
У: А сейчас посмотрите на слайд, что вы здесь видите? (Слайд № 3)
Д: Цветок один – клумба цветов; одно животное – группа животных
У: Какое понятие (процесс) объединяет эти рисунки?
Как можно увеличить организмы
Д: Увеличение количества организмов
Размножение.
У: Что вы понимаете под размножением? (Слайд № 4)
К доске прикрепляется слово РАЗМНОЖЕНИЕ.
А для чего надо увеличивать количество растений (слайд 5)
На доске заранее вывешивается таблица «Органы растений»
Д: Увеличение чего-либо.
Чтобы получать от них больше продукции: строительный материал, пища, ткани, масла и др.
У: Назовите органы растений?
Д: Органы растений: цветок, корень, плод, побег (стебель, лист)
У: Какие органы принимают участие в размножении?
Назовите главные части цветка?
Значит, цветок отвечает за какое размножение?
А другие органы (вегетативные) могут участвовать в размножении? (вспомните, как размножается картофель). Значит, существует несколько способов размножения
Д: цветок, плод
Пестик – созревают женские клетки, Тычинки – мужские клетки
Половое
(да, нет)
Сформулируйте тему нашего урока (слайд № ). Запишите дату и тему урока в маршрутный лист
Способы размножения растений.(Записывают тему)
Как происходит размножение?
Можно в домашних условиях размножать растения.?
Целеполагание
У: У вас на столах лежат технологические карты.
Следуя, этой карте вы должны, выполнить задания, оформить маршрутные листы (Вершина 2) и рассказать о проделанной работе. На работу отводится 8 минут. Работаете в парах 1 и 2 вариант
У: Сейчас посмотрите на технологические карты и сформулируйте свою цель каждый вариант, начиная со слов: Изучить…
У: В конце урока как итог нашей работы мы с вами должны составить общую схему размножения растений.
Д: Цели:1 вариант изучить половое размножение растений (технологическая карта № 1)
Вариант 2.изучить бесполое размножение (технологическая карта №2).
Изучение нового материала.
Самостоятельная практическая работа учащихся
Сопровождение работы.
Устали? Отдохнем?
Физкультминутка : Летит по небу шар, летит, и знаю я, что это шар до небе долетит
Распределение заданий. Работа в парах по вариантам
У: А сейчас проверим правильность выполнения заданий по эталону. Вы можете заработать бонус, отвечая у доски. Учащиеся дают свои ответы. Кто работает у доски – ставит себе звездочку на полях. Другие внимательно сравнивают ответы ребят с эталоном на слайде (слайды № 6-10). Вносят исправления в свои листы.
Если у вас все выполнено верно – ставите себе оценку «5»
У: Похвалить ребят о проделанной работе.
У: О каких способах размножения мы узнали на уроке?
(на доске прикрепляются слова бесполое и половое).
Поставьте себе оценку за покорение 2 вершины
Ответы учащихся.
Трансляция полученных знаний.
Сравнение с образцом, исправление.
Самооценка.
Д: О половом и бесполом размножении
Первичное закрепление материала
Домашнее задание
У: А сейчас вы поработаете в группах.(4 человека)
На листах А4 вы должны с помощью шаблонов (кружков), клея, цветных карандашей сделать общую схему размножения.
Поставьте себе «пять» за верное выполнение схемы
А сейчас я вам предлагаю выполнить задание на соответствие. Это индивидуальная работа
Проверяем (по шаблону). Количество верных ответов – ваша оценка за этот этап работы
Те, кто справились, четко знают отличие полового размножения и бесполого. Каковы они? Молодцы!
А кто допустил ошибки, поработаете над материалом еще дома.
Все группы выполняют задание
У: Демонстрация схем (прикрепляем к доске) сравнение, выбор правильной схемы и ее размещение на доске. При обнаружении ошибок найти и их исправить.
Выполняют задание. Проверка
Ребята меня мучает один вопрос.
“Что произойдет с растениями в природе, если они будут размножаться только бесполым способом?!
Назовите плюсы бесполого размножения?
Каковы плюсы полового размножения?
Молодцы. А теперь суммируйте свои оценки, разделите на 3 (4) и получите итоговую оценку за урок. Поднимите руки у кого «5». Маршрутные листы сдаете, за работу на уроке я выставлю положительные оценки.
Домашнее задание: §40,домашняя практическая работа с.190 (вегетативное размножение растений)
Биологические задачи ( по желанию)
однообразие растений, не будет видового разнообразия, а значит и развития (эволюции) растительного мира.
Быстрота размножения. Сохранение признаков родителей.
Потомство приобретает новые признаки, что позволяет выживать, приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Рефлексия
Рефлексия:
Я предлагаю оценить свою работу на уроке, поставить любой значок
Итоги урока
Знаю
Могу объяснить
Нужно повторить
Способы размножения
Признаки отличия полового размножения от бесполого
Что такое гамета и оплодотворение
Что такое спора
Возьмите флажок и прикрепите его на гору. Те, у кого значки в 1-2 колонке на вершине, если у вас заполнена 3-я – то в середине горы.
Вы сегодня молодцы поработали все от души!
- НЕ НАДЕЙСЯ НА ЛЁГКИЙ ПОДЪЁМ.
- НА ПРОГУЛКУ НЕ ХОДЯТ В ГОРЫ.
- ПЛОТНЫЙ СНЕГ БОТИНКАМИ БЬЁМ,
- ОСТАВЛЯЯ СЛЕДОВ УЗОРЫ.
- ВРЕМЯ ВДРУГ ПРЕКРАТИЛО БЕГ.
- ВСЁ КОРОЧЕ ШАГИ И ВДОХИ.
- НЕБА НЕТ-ТОЛЬКО СНЕГ И СНЕГ,
- И В НЕГО МЫ ВБИВАЕМ НОГИ.
- «НЕ ДОЙТИ!" - ХОЛОДИТ ВИСОК.
- МОЖЕТ, НЕТУ ВЕРШИНЫ ВОВСЕ?!
- «НУ, РЕБЯТА, ЕЩЁ ЧАСОК!"-
- ПРОВОДНИК, УТЕШАЯ, БРОСИЛ.
- И КАЗАЛОСЬ, ДОЙТИ - НЕЛЬЗЯ!
- ЧЕЛОВЕК ЗДЕСЬ НИ РАЗУ НЕ БЫЛ!
- ТОЛЬКО ВДРУГ-СИНИЙ СВЕТ В ГЛАЗА.
- ВЫШЕ - НЕКУДА. ДАЛЬШЕ - НЕБО!
Вы поднялись на вершину горы. Чтобы вы на ней прокричали?
Заполняют таблицу.
Проговаривают отдельные учащиеся.
Я знаю, что такое….
Я могу объяснить….
Прикрепляют флажки
Ответы детей