Технологическая карта урока по теме "Предложения с обращениями"
Технологическая карта урока по теме "Предложения с обращениями"
Цели урока:
Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.
Уметь: распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Предложения с обращениями"»
Тема урока:«Предложения с обращениями».
Цели урока:
Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.
Уметь: распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи.
Белки готовят на зиму разнообразный корм: орехи, шишки, грибы.
3.Индивидуальнаяработа.
Расставить знаки препинания в предложениях и объяснить.
а ) Декабрь год кончает а зиму начинает.
б ) Пришвин писатель.
Пушкин поэт.
Васнецов художник.
Вывод:
Какие члены предложения называются однородными?
Какова роль обобщающих слов в речи?
Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?
III.Объяснение новой темы. Упр.209 (устно)
Запись на доске.
1.Ребята бережно обращаются с учебниками.
2.Ребята, бережно обращайтесь с учебниками.
Выразительное чтение предложений, соблюдая интонацию. Разбор по членам предложений.
Анализ второго предложения.
Вывод: Второе предложение с обращением.
Запишите предложения. Кто и к кому обращается?(Слайд 3)
Кумушка, мне странно это…
Не оставь меня, кум милый!..
Что такое обращение?
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (слайд 4)
Где стоит обращение? Объяснить знаки препинания.
Прочитайте об обращении на стр.85
Понаблюдайте, где может стоять обращение и как выделяется оно на письме.
Звёздочка на стр.85
Запишите предложения. Найдите обращение. Обратите внимание на знаки препинания. (Слайд 5)
Голубушка, как хороша!...
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица…
Слово учителя: Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
Вывод: Обращение не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого. Следовательно, не является членом предложения. Роль обращения обычно выполняет существительное в Им.п.
Работа с учебником стр. 86.
IY.Физкультминутка.
- А сейчас мы в лес пойдём…
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Y.Закрепление.
Беседа с классом.
Слово учителя. (Слайд 6)
На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.
Это называется звательной интонацией.
СЛАЙД 7. Ребята, часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу говорящего. Очень часто обращение раскрывает героя произведения.
Вспомните отрывки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, где встречаются обращения: «свет мой, зеркальце», «мерзкое стекло».
Закрепление. СЛАЙД 8: В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.
Обращение выделяется запятыми.
Это знаки выделения.
Упр.206(№2)
Упр.208
YI. Словарная работа. Объяснить правописание.
Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю,
извините.
ДОМА. Ситуация в библиотеке. Составить предложения, с которыми вы обратились к библиотекарю. Используйте обращения и записанные вами вежливые слова.
Итог урока.
1.Что такое обращение? Какова роль в предложении?
2.Как выделяются обращения на письме?
Домашнее задание:
Найдите в сказках А.С.Пушкина примеры с обращениями. Ответьте на вопрос: кто и при каких обстоятельствах какие формы выбирает? Как это характеризует говорящего?
Тема урока:«Предложения с обращениями».
Цели урока:
Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.
Уметь: распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Повторение.
Беседа.(ответы проверить . Слайды 3-6)
-Что такое Обращение?
-Чем оно может быть выражено?(сущ или сочетанием слов в И.П.)
-Чем отличается обращение от подлежащего?
-Каковы особенности произношения обращения? Как называется такая интонация?(звательная)
-Какое место оно занимает в предложении?
Проверка д\з:
1. Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю,
извините.
Ситуация в библиотеке. Составить предложения, с которыми вы обратились к библиотекарю. Используйте обращения и записанные вами вежливые слова.
2Найдите в сказках А.С.Пушкина примеры с обращениями. Ответьте на вопрос: кто и при каких обстоятельствах какие формы выбирает? Как это характеризует говорящего?
III. Практическая часть(Слайды 7-11)
Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Приятель дорогой, здорово! Где ты был?
Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!
Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Стой, братцы, стой!
Ты с басом, Мишенька, садись против альта…
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
ВНИМАНИЕ! (Слайд 12)
Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.
IV. Закрепление.
1.Расставьте знаки препинания. (СЛАЙД 16)
Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно…
Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.
2. СЛАЙД 17. Какой член предложения, как и обращение,может быть выражен существительным в
именительном падеже? Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор.
Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.
Тебя мой куманёк век слушать я готова.
3. ПО ВАРИАНТАМ(с одним словом) СЛАЙД 18Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями:
тётушка
Николай Петрович
4.СЛАЙД 18Найдите обращения, расставьте знаки препинания
1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться?
2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена!
3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки.
4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…
5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?
6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.
V.Итог урока.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
VI.Домашнее задание: п.42, упр.210,211 СЛОВАРЬ. Стр 298 на буквы Г,Д,Ж