Конспект урока по теме "Предложения с обращениями" 5 класс
Конспект урока по теме "Предложения с обращениями" 5 класс
Автор конспекта урока предлагает технологическую карту и ход урока по русскому языку по теме "Предложения с обращениями". Урок разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.Технологическая карта урока представляет собой планирование каждого этапа деятельности, указание последовательности действий, направленных на достижение необходимых результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Предложения с обращениями" 5 класс »
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема: Предложения с обращениями.
Цели: познакомить учащихся с понятием «обращение»; с использованием обращения в речи;
формирование умений: находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; обосновывать постановку знаков препинания при обращении;
создание положительной мотивации к учению, благоприятного психологического климата в классе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Доброе утро, ребята и уважаемые взрослые! Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Желаю всем вам успешного дня, а вам, ребята, успешной работы на уроке и хороших оценок. Не расстраивайтесь, если сегодня у кого-то что-то не получится, помните слова героя сказки «Золушка»: «Я не волшебник, я еще только учусь». Не получится сегодня, обязательно получится завтра. Главное- верить в себя и все у вас будет хорошо!
II. Наш урок мы начнем со схематического диктанта.
Схематический диктант.
-Постройте схемы однородных членов предложения.
Длинные, висячие ветки берез едва шевелились. (И. Тургенев)
Лист в лесу сочен, густ и зелен. (Л. Толстой)
Бор глухо и сонно гудит в отдаленье. (И. Бунин)
От сада веяло свежестью и тишиной. (И. Тургенев)
III. Изучение нового материала.
1. Формулирование темы и целей урока.
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему и цели урока:
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
(А. Косоговский)
2 .Наблюдения на с. 85, чтение правила учебника. (При анализе материала следует обратить внимание учащихся на то, что местоимения ты, вы на письме запятыми не выделяются.)
Учитель сообщает, что местоимения ты, вы не являются обращениями, так как не называют того, к кому обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, поэтому выделяется знаками препинания.
3. Закрепление материала. Упражнение 205. (При анализе материала следует обратить внимание учащихся на то, что обращение произносится с определенной интонацией: сначала тон повышается, затем понижается. Эта интонация называется звательная.)
4. Наблюдения на с. 86, чтение правила учебника.
-Составьте схемы предложений с обращениями (материал для наблюдений. При составлении схемы учитываем: О- обращение, а …- остальное предложение ):
1)…, О!
2)О, ..!
3)…,О!
4)…,О, ..!
5)…,О!
6)О! ..!
5. Физкультминутка.
Учитель: Все встали.
У реки росла рябина
У реки росла рябина (из положения упор-присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх).
А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (приседы).
Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
Называется – пескарь (ходьба на месте).
IV. Закрепление материала.
1. Самостоятельная работа.
Расставьте знаки препинания. Найдите обращения.
1)Я вам друзья открою тайны здешних мест.
2)Братцы что он про меня сочиняет?
3)Цветик становись на бочку и читай свои стихи.
4)Вы нас очень напугали своим воздушным шаром.
5)Ты Пилюлькин все трудишься, все другим помогаешь.(Н. Носов)
Самостоятельная работа.
Расставьте знаки препинания. Найдите обращения.
1)Я вам, друзья, открою тайны здешних мест.
2)Братцы, что он про меня сочиняет?
3)Цветик, становись на бочку и читай свои стихи.
4)Вы нас очень напугали своим воздушным шаром.
5)Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь.(Н. Носов)
Выполняя задание, учащиеся должны закрепить знания о знаках препинания при обращении, о том, что обращение не является членом предложения, а местоимения ты, вы на письме запятыми не выделяются. В последнем предложении после ты стоит запятая, так как дальше идет обращение.
2. Упражнение 209 (устно)
3. Беседа с классом.
Учитель сообщает школьникам, что часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения. Предлагается вспомнить те отрывки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, где встречаются обращения.
- В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу?
Как характеризуют царицу эти разные обращения:свет мой зеркальце и мерзкое стекло?
-С какими словами обращается царевна? Елисей? Как это характеризует их? (Бабушка; братцы вы мои родные; свет наш Солнышко.)
4. Запись в «Словарь трудных слов».
Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините.
-Как назвать того, к кому обращаешься? Мама, папа, бабушка, дедушка – это привычные обращения. Взрослых знакомых и незнакомых людей мы называем по имени и отчеству. Но сколько вокруг нас незнакомых!
-Составьте предложения, с которыми вы обратитесь к продавцу, врачу, прохожему.
Постарайтесь использовать записанные выше «слова вежливости».
V. Итоги урока.
Что называется обращением?
Что надо знать о знаках препинания при обращении?
Почему личные местоимения не являются обращениями?
Является ли обращение членом предложения?
Домашнее задание: §42, с.85-87 (выучить правило); (по выбору учащихся) упражнение 211; найти в других сказках А.С. Пушкина примеры с обращениями. Ответить на вопрос: кто и при каких обстоятельствах какие формы обращения выбирает? Как это характеризует говорящего?