I. Орг. момент | Здравствуйте, ребята. У нас сегодня на уроке гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Все готовы. Мы начинаем урок. Начать я бы хотела с поговорки, которая, надеюсь, станет девизом сегодняшнего урока: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение». Хочется верить, что настроение у нас сегодня отличное и именно с ним мы начнем работу. Сели все правильно. Положите тетради под наклоном. Подпишите сегодняшнее число. Начните от начала строки, т.к. числительное большое. Обратите внимание на орфограммы. | Создание положительного настроя учащихся на урок. (слайд 1) Проверка готовности рабочих мест. Записывают в тетради число, классная работа. |
II. Актуализация знаний | -Какие части речи вы знаете? На какие две группы можно разделить части речи в русском языке? Правильно. Почему мы их называем самостоятельными? Служебными? А сейчас послушайте список слов и подумайте, на сколько групп можно разделить эти слова по частям речи. Мягкий, берёза, спешит, местный, осень, морозит. Какие части речи вы услышали? - Сейчас вы распределите эти слова в тетради, в колонки. В первую колонку запишите имена, существительные, во вторую имена прилагательные и в третью глаголы. Всем всё понятно, приступаем к работе. - Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, а к частям речи мы сейчас вернёмся. - Посмотрите на экран и сравните написание в тетради. Почему вы отнесли эти слова к именам существительным? - Какие орфограммы вы увидели? Проверяем второй столбик. Докажите, что это имена прилагательные. Назовите орфограммы. Проверяем третий столбик. Докажите что это глагол. Назовите орфограммы. Кто выполнил эту работу без ошибок? Кто допустил ошибки? Кто не справился с заданием? Молодцы. | (слайд 2) (слайд 3) Выполняют задание в тетради. (слайд 4) Самопроверка. Самооценка. Называют орфограммы и подбирают проверочные слова. |
III. Самоопределение к деятельности | - Посмотрите на экран, прочитайте слова. Хорошо и плохо, Мягко и тепло, Впереди и позади, Вчера, сейчас, давно. - В какой из трёх колонок вы бы поместили эти слова? Поставьте вопросы к этим словам. Какие вопросы вы подобрали? Почему не подходят вопросы? Попробуйте определить, что обозначают эти слова – признак или действие. - Знакома ли вам эта часть речи? - Хотелось бы вам узнать, что это за часть речи? - Откройте учебник на стр.73 и прочитайте, как она называется. О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Правильно. - Что мы должны узнать сегодня о наречии? На какие вопросы отвечает. Что обозначает. С какой частью речи связано. Какую роль играет в предложении. Каким членом предложения является. Самостоятельная или служебная. Как изменяется. Это и будет планом нашего сегодняшнего урока. | Читают слова (слайд 5 ) Подбирают вопросы к словам. - На вопрос: Как? Кто-то относит слова к действиям, кто-то – к признакам. Наречие. Название новой части речи. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. Познакомиться с новой частью речи, узнать: как она называется; что обозначает; на какие вопросы отвечает; как изменяется. (слайд 6) Составляют план изучения наречия как части речи: На какие вопросы отвечает. Что обозначает. С какой частью речи связано. Какую роль играет в предложении. Каким членом предложения является. Самостоятельная или служебная. Как изменяется. |
IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику. 2. Наблюдения над наречиями. | - Выполнить план урока нам поможет учебник. - Откройте учебник на странице 73, найдите упр. 124. Прочитайте выразительно это стихотворение. Кто его автор? - Рассмотрите иллюстрацию. Какую картину рисует поэт? - Сколько предложений в этом стихотворении? Какие знаки препинания стоят в этом предложении? Почему? Докажите, что это сложное предложение. - Прочитайте первое простое предложение, которое входит в состав сложного. Как определили это предложение? О чём говорится в первом предложении? - Прочитайте второе простое предложение. О чём говорится во втором предложении? - Запишите второе простое предложение, которое входит в состав сложного. - Проверьте написанное, подчеркните грамматическую основу этого предложения. Сейчас мы будем определять второстепенные члены предложения. - У меня на экране такое же предложение. Какие слова выделены жирным шрифтом? - Назовите первое выделенное слово. - На какой отвечает вопрос? - С каким словом оно согласуется в предложении? Какой частью речи является? -Выпишите словосочетание, графически обозначьте связь главного и зависимого слов. Какой это второстепенный член предложения? Как будем подчёркивать? - Назовите второе выделенное слово. От какого слова будем ставить вопрос? Как вы думаете, какая это часть речи? Как вы догадались? Подпишите над словом печально название части речи (нар). - Выпишите это словосочетание, графически обозначьте главное и зависимое слово. - С какой частью речи дружит наречие? Почему вы решили, что с глаголом? Что же обозначает наречие, если оно относится к глаголу? Что обозначает глагол? Наречие обозначает признак действия. Если прилагательное обозначает признак предмета, т.к. связано с существительным, то наречие обозначает признак действия, т.к. связано с глаголом. Почему? Это какой второстепенный член предложения? Это обстоятельство и подчёркивать пунктир с точкой. - Что мы уже знаем о наречии? Какие вопросы? Какое лексическое значение имеет наречие? В какую группу отнесём наречие? Почему? - Давайте попробуем собрать высказывание о наречии. Что же такое наречие? - Молодцы. Откройте стр. 74 и сравните вывод в учебнике о наречии с выводом, который сделали мы. Что мы сказали так же? А заучить вопросы, на которые отвечает наречие, нам поможет стихотворение: Семь вопросов – просто чудо. Их запомнить можно так: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? - Что мы не сказали о наречии? - Правильно. Давайте попробуем изменить наречие, доказать, что это неизменяемая часть речи. Вернёмся к наречию, скажите с каким глаголом связано наречие? Давайте попробуем изменить глагол. - Что изменилось у глагола? Почему? Изменилось ли по числам наречие? А вопрос? Какой вывод можно сделать? Давайте соберём всю информацию о наречии и составим ещё раз высказывание. | Выполняют упр. 124 (слайд 7 ) (слайд 8) Называют слова Печальные. Поляны (какие?) печальные. Это прилагательное С именем существительным. (слайд 9) Определение. Подчеркнём волнистой линией. (слайд 10) Печально. Льёт (как?) печально. (хором) Ставим вопрос от глагола Наречие обозначает признак действия. Проговаривают хором. Поясняет глагол. Подчёркивают вт.члены предложения. Льёт (куда? На что?) Наречие – часть речи, отвечает на вопрос как?, дружит с глаголом и обозначает признак действия, вт. член предложения – обстоятельство. Самостоятельная часть речи. (слайд 11) (слайд 12) Наречие – неизменяемая часть речи. Льёт (как?) печально, Льют (как?) печально, лили (как?) печально. Изменилось число глагола. Оно не изменяется. Наречие - неизменяемая часть речи. |
VI. Закрепление изученного материала. | Работа в рабочей тетради. - Сейчас мы уточним грамматические признаки наречия. Для этого откройте тетради на печатной основе на стр.50, найдите упр. №115. Прочитайте задание. Что мы должны сделать? - Первое словосочетание выполним по образцу, а остальные сделаете самостоятельно. - Где здесь наречие? Что обозначает наречие? Какие орфограммы в наречии вы увидели? Подпишите, что это наречие (нар.) - Продолжите выполнять задание самостоятельно. - Внимание на экран. Проверьте, правильно ли вы подобрали вопросы. Проверьте орфограммы. Написание наречий: здесь, вчера, теперь, завтра, нужно запомнить. Кто сделал всё правильно? Кто допустил ошибки? - Какие знания помогли нам выполнить это упражнение? На какие вопросы отвечает наречие? С какой частью речи дружит? Что обозначает? - Посмотрите сколько орфограмм в этой части речи, о них мы поговорим на следующем уроке. | (слайд 14) Отвечают на вопросы. Выполняют задание в тетради на печатной основе. (слайд 15) Самопроверка. Самооценка. Отвечают на вопросы. |
VII. Рефлексия | Работа в парах. - А сейчас возьмите карточки и прочитайте фразы, которые там записаны. Кот наплакал – Как по маслу – Рукой подать – Встать чуть свет – Черепашьим шагом – - Что вы прочитали? Рядом запишите наречия с таким же значением. - Сравните свою работу с образцом. - Выпишите наречие медленно и разберите его по составу. - С какой части слова начнём работу? Изменилось окончание? Почему? От какого прилагательного образовано наречие медленно? Здесь уже есть суффикс енн и добавился суффикс о. | Читают фразы. - Фразеологизмы. - Записывают наречия ( мало, хорошо, близко, рано, медленно). Самопроверка. (слайд 16 ) (слайд 17) |
. Итог урока | - С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке? - Выполнили ли мы план урока? На какие вопросы отвечает. Что обозначает. С какой частью речи связано. Какую роль играет в предложении. Каким членом предложения является. Самостоятельная или служебная. Как изменяется. - Почему у наречия нет окончаний? - Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно, легко выполнял все задания? Поднимите зеленую карточку. - Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема, он ошибался, но ошибки понял и исправил? Поднимите желтую карточку. -У кого была тревога на уроке, не мог справиться с заданиями? Поднимите красную карточку. | (слайд 18) |