Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме " Н и НН в наречиях. Закрепление".»
Дата.
25.01.19
Учитель:
Цахоева И.Т.
Тип урока
Урок-закрепление.
Класс, тема
7 класс, «Н и НН в наречиях»
Цель:
Задачи:
Закрепить правила правописания н-нн в наречиях на –о,-е; научить различать сходные по форме части речи ( краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия, наречия);
развивать, память, наблюдательность, воспитывать у любовь к русскому языку.
Оборудование
Компьютер, интерактивная доска, материал для проекта
Знать правило правописания н-нн в наречиях на –о,-е;
Уметь различать сходные по форме части речи ( краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия, наречия);
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи;
-учиться критично относиться к собственному мнению.
Личностные УУД:
- формулировать и аргументировать собственное мнение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
- находить нужную информацию;
- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;
- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Добрый день,ребята! Давайте сегодняшнее занятие начнем с улыбки! И тогда наш урок пройдет удачно! Сегодня мы вспомним многое из того , что знаем уже, приобретем новые знания, на чуточку станем лучше, чем были вчера; почувствуем вкус победы и успеха. Но для этого вы должны быть внимательными, активными, находчивыми, а главное -трудолюбивыми.
2.Проверка домашнего задания
- Дома вы должны были придумать предложения со словосочетаниями, которые мы записали на уроке.
3. Актуализация знаний.
-Обратите внимание на высказывание великого человека Леонардо да Винчи. (Слайд 1)
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.
-Как вы понимаете это высказывание?
-Я хочу пожелать вам, чтобы вы терпеливо относились к тому, что у вас не получается, и старались сделать это лучше. Тогда, все усилия непременно дадут хороший результат, то есть вы получите желаемое. У всех бывают взлеты и падения, главное не останавливаться и продолжать усердно идти к намеченной цели.
-Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Запишите это высказывание в тетрадь.
-Найдите в этом предложении слово, которое образовано от прилагательного, но в предложении подчеркивается как обстоятельство.
-Непременно
Определите часть речи.
-Давайте, вспомним, что такое наречие?
Почему это слово с не пишется слитно?
Давайте, выполним упражнение , и вспомним правописание не с наречиями.
Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
1. Вдали проиграли (не)громко(тихо) трубы. 2. Но, увы, ни то ни другое было совсем (не)долго.3. Речь Виктора звучала (не)быстро, а медленно. 4. Он (не)уклюже подошел к столу.
А какое еще правило мы с вами вспомнили? Правописание в приставках Не и Ни отрицательных наречий .
Запишите слова негде,нигде,некуда,никуда,неоткуда,ниоткуда.
4) Постановка учебной задачи.
Кто нам напомнит , о чем мы говорили на прошлом уроке?
Но для того чтобы правильно написать наречие, мы должны вспомнить как пишется прилагательное или причастие.
Давайте еще раз вспомним правописание н и нн в прилагательных и причастиях.
(Слайд6-8)
Работа c опорной таблицей -н и –нн, составленной дома
в прилагательных:
-н
1) в суффиксах –ин гусиный, тополиный
2) в суффиксах –ан, -ян кожаный, глиняный
Исключения:стеклянный,
оловянный,
деревянный
3) в прилагательных, не имеющих суффиксов юный, румяный
-нн
1) в прилагательных, образованных от
существительных с основой на -нсон - сонный
2) в суффиксах -онн, -енн авиационный,
невежественный
Исключения:ветреный
3) в кратком прилагательном, если в полном -нн ценная вещь – вещь
ценна
Итак, возвращаемся к нашему слову из высказывания.
Что мы можем сказать о наречии Непременно?
А от какого слово образовано данное наречие?
-От прилагательного Непременный.
Как пишется это прилагательное? –с нн,и поэтому наречие тоже пишется с нн.
А есть еще одна маленькая хитрость ,как определить сколько Н нужно писать в наречии, и мы вчера об этом говорили. Кто напомнит?
Если основа заканчивается на гласную,то мы почти всегда пишем нн,но есть слова –исключения:рвано,ветрено,пряно,бешено,багряно,едино.
Какова тема нашего урока? Сформулируйте цели нашего урока.
Мы должны закрепить правила правописания Н и НН в наречиях.
5) Первичное закрепление.
Образуйте от данных слов наречия.(Работа у доски)
Торжественный (прилаг.) торжественно (нареч.)
Пустынный (прилаг.) пустынно (нареч.)
Заслуженный (прич.) заслуженно (нареч.)
Обдуманный (прич.) обдуманно (нареч.)
Упражнение (в парах)
Замените прилагательное наречием, а существительное – глаголом
Медленный ход-
ходить медленно
Активное участие -
Активно учавствовать
Интересный рассказ -
Интересно рассказывать
Уверенный ответ -
Уверенно отвечать
Мгновенная реакция
Мгновенно реагировать
Бешеная скачка -
Бешено скакать
Путаный рассказ -
Путано рассказывать
Искреннее раскаяние -
Искренне раскаиваться
Отчаянное сопротивление -
Отчаянно сопротивляться
Искусный мастер -
Искусно мастерить
Бе..чувственный поступок -
Бесчувственно поступать
Проверка: поставьте себе 5 баллов,если вы все выполнили правильно.
Физминутка: А теперь отдохнем.
Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели.
6) Работа со сходными конструкциями.
На интерактивной доске спроецированы 3 предложения (слайд 9). - Определите, какими членами предложения являются выделенные слова, с каким членом предложения они связаны, к какой части речи относятся? Объясните написание Н, НН.
Он слушал сосредоточенно.
Лица у всех были сосредоточенны.
Войска были сосредоточены на равнине.
Скажите, чем отличаются друг от друга выделенные слова?
Он слушал (как?) сосредоточенно (от сосредоточенный – наречие).
Лица у всех были (каковы?) сосредоточенны (сосредоточенные – внимательные-кр.прилаг.).
Войска были (каковы?) сосредоточены на равнине (сосредоточились-есть зависимые слова-краткое причастие).
Давайте рассмотрим таблицу, она есть у каждого на парте и на слайде.
Таблица отличия наречий на –о от кратких прилагательных и причастий.
Наречие на -о
Краткое причастие
Краткое прилагательное
1.Зависит от глагола
1.Относится к существительному
2.отвечает на вопросы как? каким образом?
2. отвечает на вопрос каков?
3.Синтаксическая роль-обстоятельство
3.Синтаксическая роль-именная часть составного именного сказуемого
4.Можно заменить наречием
4.Можно заменить глаголом
4.Можно заменить прилагательным
5.Пишется столько н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано
5.Пишется одно н.
5.Пишется столько н, сколько в полном прилагательном.
Пользуясь таблицей, выполним устно следующее задание (Определить, к какой части речи относится выделенное слово, объяснить написание в нем Н или НН. 1. Ученик отвечал запута(н, нн)о. 2. Ученик отвечал сбивчиво и пута(н, нн)о. 3. Моё дело запута(н, нн)о следствием. 4. Моё дело сложно и запута(н, нн)о.
Ученики под руководством учителя объясняют выбор Н или НН, определяю, к какой части речи относятся выделенные слова. 1. Ученик отвечал (как?, каким образом?) запутанно. - Наречие, образовалось от причастия запутанный 2. Ученик отвечал (как?, каким образом?) сбивчиво и путано. - Наречие, образовалось от отглагольного прилагательного путаный 3. Моё дело (каково?) запутано (чем?) следствием. - Краткое причастие: есть зависимое слово 4. Моё дело (каково?) сложно и запутанно. - Краткое отглагольное прилагательное: нет зависимых слов и не подразумевается производитель действия - существительное или местоимение в творительном падеже
7) Рефлексия деятельности(итог урока)
Итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что было для вас сложном, а что далось вам легко?
У вас на столах лежат листочки, оцените, пожалуйста свою работу на уроке
Домашнее задание: 1. Параграф 40 (правило). 2. Упр. 258 (по заданию) или составить тест из 5-ти заданий на правописание Н, НН в наречиях на -о, -е.