kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС "Наречие как часть речи" 5 класс (УМК Рыбченковой Л.М.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Тема урока: « Наречие как часть речи» 
  2. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания
  3. УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. «Русский язык 5 класс»  М.,«Просвещение», 2012
  1. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку,CD-диск «Уроки Кирилла и Мефодия», CD-диск «Наречие» с таблицами и тестами для интерактивной доски

 

Педагогические цели (цели урока для учителя):

Обучающие:

- организовать учебную деятельность, направленную на  формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи;

- создать условия для формирования у учащихся практического умения находить в тексте наречия, определять его грамматическое значение и синтаксическую функцию.

Развивающие:

- способствовать формированию у учащихся опыта самостоятельной постановки целей учебной деятельности под руководством учителя                                    (регулятивные УУД).

Воспитательные:

- способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности в организации и осуществлении своей учебной деятельности.

Задачи урока (для учителя):

- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения основных морфологических признаков и значения наречия;

- организовать понимание учащимися последовательности шагов алгоритма по нахождению наречий в тексте;

- организовать тренинг по отработке умения находить в тексте наречия и слова, от которых они зависят, задавать вопросы, определять их значение и роль в предложении и речи;

- организовать контроль действий учащихся;

- организовать рефлексивную оценку.

Учебные цели (цели урока для учащихся):

-освоить определение и значение понятия наречие;

- научиться умению находить наречие в речи и отличать его от других частей речи, определять его синтаксическую роль.

Задачи урока (для ученика):

-учиться ставить учебные цели и задачи;

- учиться самостоятельно формулировать выводы по ходу своей исследовательской работы;

- познакомиться с алгоритмом действий по нахождению наречий в тексте и определению их морфологических признаков и синтаксической роли;

- потренироваться в самостоятельных действиях по данному алгоритму;

-проконтролировать себя;

- проделать рефлексивную оценку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока.

  1. Ф.И.О. учителя: Куланхина Елена Анатольевна

  2. Образовательное учреждение: МБОУ Спасская СОШ

  3. Класс: 5А

  4. Дата: 12.03.2013

  5. Предмет: русский язык

  6. Тема урока: « Наречие как часть речи»

  7. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания

  8. УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. «Русский язык 5 класс» М.,«Просвещение», 2012

  1. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку,CD-диск «Уроки Кирилла и Мефодия», CD-диск «Наречие» с таблицами и тестами для интерактивной доски



Педагогические цели (цели урока для учителя):

Обучающие:

- организовать учебную деятельность, направленную на формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи;

- создать условия для формирования у учащихся практического умения находить в тексте наречия, определять его грамматическое значение и синтаксическую функцию.

Развивающие:

- способствовать формированию у учащихся опыта самостоятельной постановки целей учебной деятельности под руководством учителя (регулятивные УУД).

Воспитательные:

- способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности в организации и осуществлении своей учебной деятельности.

Задачи урока (для учителя):

- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения основных морфологических признаков и значения наречия;

- организовать понимание учащимися последовательности шагов алгоритма по нахождению наречий в тексте;

- организовать тренинг по отработке умения находить в тексте наречия и слова, от которых они зависят, задавать вопросы, определять их значение и роль в предложении и речи;

- организовать контроль действий учащихся;

- организовать рефлексивную оценку.


Учебные цели (цели урока для учащихся):

-освоить определение и значение понятия наречие;

- научиться умению находить наречие в речи и отличать его от других частей речи, определять его синтаксическую роль.


Задачи урока (для ученика):

-учиться ставить учебные цели и задачи;

- учиться самостоятельно формулировать выводы по ходу своей исследовательской работы;

- познакомиться с алгоритмом действий по нахождению наречий в тексте и определению их морфологических признаков и синтаксической роли;

- потренироваться в самостоятельных действиях по данному алгоритму;

-проконтролировать себя;

- проделать рефлексивную оценку



ФОРМИРУЕМЫЕ УУД: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ(П), РЕГУЛЯТИВНЫЕ(Р), ЛИЧНОСТНЫЕ(Л), КОММУНИКАТИВНЫЕ(К)

















ХОД УРОКА









Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

УУД

Деятельность учителя


Деятельность учеников

Время

(в мин.)


1
































2

















































3


















4

















5













































6








































7






















8











9






































Мотивация к деятельности.





























Актуализация знаний и фиксирование

индивидуального

затруднения

в пробном учебном действии







































Выявление места и причины затруднения














Построение проекта выхода из затруднения.













Реализация построенного проекта









































Первичное закрепление






































Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

















Включение в систему знаний и

повторение







Рефлексия учебной деятельности на уроке Домашнее задание.




















Включение учащихся в деятельноть, создание эмоционального настроя на урок

























Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий





































Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).










Постановка учебной цели.















Выработать алгоритм применения полученных знаний








































Организовать тренинг по отработке умения находить в тексте наречия и слова, от которых они зависят, определять их значение и синтаксическую роль.


Способствовать развитию лингвистической компетенции (сообщение на лингвистическую тему)











Самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности















Выявить границы применимости нового знания







Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.




































Выполнение заданий, тренирующих отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки






































Выполнение интерактивных тестов (пробное действие)














Составление диаграммы и преобразование схемы в

план













Групповая

исследовательская работа учащихся по определению основных морфологических признаков и значения наречия.















Работа с определением в учебнике на с.68

Составление алгоритма по применению правила













Выполнение тренировочных упражнений по отработке шагов алгоритма








Подготовка сообщения с помощью компьютера(индивидуальная работа)


Лингвистический эксперимент по выявлению роли наречий в речи













Работа в рабочих тетрадях на печатной основе


















Выполнение заданий по применению новых знаний

































Проблемная ситуация















































Проблемная ситуация.

Пробное действие














Проектирование деятельности














Метод исследования


Анализ-синтез




















Репродуктивный



















Анализ-синтез













Поисковый






Исследовательский



















































Беседа

Вопросно-ответный


Л
































ПРЛ

















































ПР


















ПРЛК

















ПРЛК













































ПР














РП







РП













ПКЛ






ПРЛ






















ПР











РЛК

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Сегодня у нас урок открытия нового знания. Надеюсь, мы хорошо поработаем и добьёмся успехов.


Учитель читает стихотворение А. Плещеева:


Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.


Слайд № 1

- Я недаром начала сегодняшний урок русского языка со стихотворения А. Плещеева о весне. Ведь приход весны улучшает настроение. Готовы работать?







Организует повторение знаний, закрепление умений.

Слайд № 2

На экране

Засвищ…т скоро солов(?)и

И лес оден..тся листвою

-Я предлагаю вам проанализировать это предложение.

Спишите предложение, объясните вставленные буквы,

знаки препинания,

подчёркните члены предложения и укажите все части речи, которыми они выражены., сделайте морфемный разбор слова засвищут.

- Давайте проверим,

правильно ли вы выполнили задание

Организует самопроверку

Слайд № 3



- Какие затруднения у вас возникли?

- Какую часть речи вы не смогли определить?


Почему?



- Попробуйте сформулировать тему

сегодняшнего урока.


- Запишите тему урока в тетрадь. Слайд № 4


- В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю взять слова известного лингвиста А.А.Шахматова: «Эти слова «живописуют» нашу речь, отвечая за удачу общения».

Слайд № 5


Насколько верны эти слова, я думаю, мы сможем узнать в ходе нашего урока.



- Ребята, вы знаете, недавно ученики 7 класса изучали тему «Наречие» и выполняли тесты.

Я предлагаю вам попробовать их выполнить.

На экране интерактивный тест

(CD-диск «Наречие» с таблицами и тестами для интерактивной доски )

- Какие у вас возникли

проблемы? Чего вы не знаете и не умеете?

-Какую цель вы ставите перед собой на уроке?

-Что вы хотите узнать о наречии? Чему хотите научиться?





-Давайте составим план действий и изобразим его схематично в виде диаграммы. (Вспомните, по какому плану вы изучали знакомые вам части речи)

Слайд № 6

Запишите эту схему в виде плана


-Как вы проверите, что цель достигнута?

-Какими способами вы будете достигать цели?





Организует учащихся на исследование проблемной ситуации

-Работая в группах, проведите исследование наречий и решите, кто из вашей группы познакомит нас с теми выводами, которые вы сделаете?


















- Молодцы, работая все вместе, вы сейчас вывели правило. Прочитайте его в учебнике на стр. 68 и таблице на доске

Как вы будете применять полученные вами знания при выполнении тренировочных заданий? Каким алгоритмом вы будете пользоваться?












1)-Выполните упр.410.














Организует индивидуальную работу (2 ученика готовят сообщение о происхождении термина наречие)




2)-А сейчас я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент и выяснить: как изменится текст, если

из него исчезнут наречия?

Материал для наблюдений выбирайте сами: или

сравните пары предложений на экране (Слайд № 7-8)

или опустите наречия в упр.410

-Какую роль играют в нашем языке наречия?


3)Работая в парах,

составьте словосочетания глагол + наречие (1ряд- читать, 2 ряд- говорить, 3 ряд- спать)



- Откройте «Рабочую тетрадь»№ 2 на стр.29

и выполните задание №3



Организует работу с тестами, которые дети не могли выполнить в начале урока


- Вы смогли выполнить тесты для 7 класса. Молодцы!


Организует самопроверку по эталону

Слайд № 9


Демонстрирует на экране образец правильного выполнения задания

№ 3




- Ребята, где могут пригодиться вам полученные на уроке знания?

Предлагает выполнить задание:

замените данные фразеологизмы одним словом, запишите эти слова. Слова какой части речи вы записали? (Слайд№10 - 11)





Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

















- Удалось нам на уроке доказать, что

наречия «живописуют» нашу речь, отвечая за удачу общения», как

считал А.А.Шахматов

Слайд№12

Слайд № 13

- Оцените свою работу на уроке



Выставляет оценки

(совместно с учениками)








Слайд№14

- Запишите задание на дом: § 54 , упр. 422 (разноуровневое задание А или В)

Слайд № 15

Спасибо за урок!

Готовятся к работе








































Списывают предложение, объясняют вставленные буквы,

знаки препинания,

подчёркивают члены предложения и указывают части речи, которыми они

выражены, делают морфемный разбор

слова засвищут.

Объясняют, как выполнили задание.

Проверяют правильность выполнения.






- Скоро


Потому что не изучали эту часть речи подробно.


- Наречие как часть речи.




Записывают тему


















Пробуют выполнить

тесты




Формулируют проблемы.




Формулируют цели:

- Изучить наречие.

-Освоить определение наречия

-Научиться находить наречия в речи и отличать его от других частей речи

Записывают план

1.Значение

2.Вопросы

3.Морф.признаки

4.Роль в предложении




Отвечают



-С помощью тренировочных упражнений, исследований, чтения

теоретических сведений в учебнике


Самостоятельно в группах выполняют

разноуровневые задания


(Задания в Приложении 1)




Ученики из каждой группы делают выводы

1группа - как изменяется наречие по временам,(не изменяется)

2 группа - по падежам,(не изменяется)

3 группа - по лицам,(не изменяется)

4 группа – по числам и родам.(не изменяется)

5 группа – что обозначает наречие

6 группа – на какие вопросы отвечает и чем является в предложении




Читают теоретический материал.









Составляют алгоритм


1. Найду слово, от которого можно поставить вопрос.

2.Вспомню вопросы,

на которые отвечает наречие.

3.Определю, что обозначает слово.

4.Посмотрю, чем является в предложении.


Списывают предложения, находят наречия, задают к ним вопросы, подчёркивают как члены предложения.










2 ученика готовят сообщение о происхождении термина наречие с помощью компьютера(CD-диск «Уроки Кирилла и Мефодия»)


Проводят лингвистический эксперимент















- Помогают более точно описать действие


Работают в парах



Самостоятельно выполняют задание




4 ученика (по желанию) выполняют

тесты









Осуществляют самоконтроль, пользуясь образцом на экране





- При выполнении заданий, при общении…


Записывают:

Идти черепашьим шагом - медленно

Кот наплакал – мало

Встать чуть свет – рано

Рукой подать – близко

Яблоку негде упасть - тесно


Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

  • Какую цель ставили?

  • Удалось достичь поставленной цели?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Что вызвало особые затруднения?

  • Где можно применить новые знания?

  • Называют ключевые слова темы.








Оценивают свою работу с помощью фраз на экране:

Я сегодня на уроке узнал(а)………….

Я сегодня научился ( научилась)………

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне захотелось ещё узнать…………





Записывают задания

2-3































5

















































1-2


















3-4















5-6













































10










































5



















5














5







Просмотр содержимого презентации
«41_hGT»

Уж тает снег, бегут ручьи ,  В окно повеяло весною,  Засвищут скоро соловьи,  И лес оденется листвою,  Чиста небесная лазурь,  Теплей и ярче солнце стало,  Пора метелей злых и бурь  Опять надолго миновала.  А. Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи ,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою,

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

А. Плещеев

ЗАСВИЩ…Т СКОРО СОЛОВ(?) И И ЛЕС ОДЕН…ТСЯ ЛИСТВОЮ

ЗАСВИЩ…Т СКОРО СОЛОВ(?) И

И ЛЕС ОДЕН…ТСЯ ЛИСТВОЮ

ЗАСВИЩУТ СКОРО СОЛОВЬИ, И ЛЕС ОДЕНЕТСЯ ЛИСТВОЮ .

ЗАСВИЩУТ СКОРО СОЛОВЬИ,

И ЛЕС ОДЕНЕТСЯ ЛИСТВОЮ .

Наречие как часть речи

Наречие как часть речи

Эти слова «живописуют» нашу речь, отвечая за удачу общения.  А.А.Шахматов

Эти слова «живописуют» нашу речь, отвечая за удачу общения.

А.А.Шахматов

вопросы значение Морфолог. признаки наречие Роль в предлож .

вопросы

значение

Морфолог.

признаки

наречие

Роль

в

предлож .

Лингвистический эксперимент

Лингвистический эксперимент

Сопоставьте пары предложений Идти по дороге. Идти по дороге медленно К нам приехал знакомый. Вчера к нам приехал знакомый. На небе мерцали звезды. На небе загадочно мерцали звезды

Сопоставьте пары предложений

Идти по дороге.

Идти по дороге медленно

К нам приехал знакомый.

Вчера к нам приехал знакомый.

На небе мерцали звезды.

На небе загадочно мерцали звезды

1.Два братца в одну воду глядятся, а вместе (как?) не сходятся. 2. Днем (когда?) спит, ночью (когда?) летает и прохожих пугает. 3.Всю зиму пролежал, весной (когда?) в речку убежал. 4.Горел в траве росистой фонарик золотистый, потом (когда?) померк, потух и превратился в пух.
  • 1.Два братца в одну воду глядятся, а вместе (как?) не сходятся.
  • 2. Днем (когда?) спит, ночью (когда?) летает и прохожих пугает.
  • 3.Всю зиму пролежал, весной (когда?) в речку убежал.
  • 4.Горел в траве росистой фонарик золотистый, потом (когда?) померк, потух и превратился в пух.
Идти черепашьим шагом - Кот наплакал - Встать чуть свет - Рукой подать - Яблоку негде упасть -
  • Идти черепашьим шагом -
  • Кот наплакал -
  • Встать чуть свет -
  • Рукой подать -
  • Яблоку негде упасть -
Идти черепашьим шагом - медленно Кот наплакал – мало Встать чуть свет – рано Рукой подать – близко Яблоку негде упасть - тесно
  • Идти черепашьим шагом - медленно
  • Кот наплакал – мало
  • Встать чуть свет – рано
  • Рукой подать – близко
  • Яблоку негде упасть - тесно
Эти слова «живописуют» нашу речь, отвечая за удачу общения.  А.А.Шахматов

Эти слова «живописуют» нашу речь, отвечая за удачу общения.

А.А.Шахматов

Я сегодня на уроке узнал(а)…………. Я сегодня научился (научилась)……… Мне было интересно………. Мне было трудно……. Мне захотелось ещё узнать…………
  • Я сегодня на уроке узнал(а)………….
  • Я сегодня научился (научилась)………
  • Мне было интересно……….
  • Мне было трудно…….
  • Мне захотелось ещё узнать…………
задание на дом: § 54 , упр. 422 (разноуровневое задание А или Б)

задание на дом: § 54 , упр. 422 (разноуровневое задание А или Б)

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Куланхина Елена Анатольевна

Дата: 20.07.2015

Номер свидетельства: 223227


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства