1.Постановка задач урока | 1.Организует наблюдение, с помощью каких частей образованы однокоренные слова. Упр. 1 (стр. 86).Прочитайте слова: школа, школьник,школьный,дошкольник. -Что вы о них можете сказать? Какой корень в этих словах? (школ-, школь-.) Что такое корень? Мы знакомы только с одной значимой частью слова — с корнем. Но в словах бывают и другие значимые части. - Какая ещё значимая часть есть в слове школьник? (-ник-). Поясните значение этого слова. - Какая ещё значимая часть есть в слове школьный? (-н-). Поясните значение этого слова. -Какие ещё значимые части есть в слове дошкольник? (до-, -ник-.) Поясните значение этого слова. Включает учащихся в постановку задач урока. Как вы думаете, над чем нам предстоит поработать сегодня на уроке? 2.Вводит понятие «суффикс», «приставка». «Ключик» (с. 86). Какую дополнительную информацию сообщает нам «Ключик»? Значимые части слова называются морфемами. С помощью наименьших значимых частей суффиксов и приставок образуются однокоренные слова. Учит уточнять задачи с помощью информации «Ключика». -Как можем уточнить задачи урока? | Определяют однокоренные слова. Выделяют корень слова. Находят новые части слова. Определяют значение слов. Ставят задачи урока. Работают с дополнительной информацией. Уточняют задачи урока, используя термины: «суффикс» и «приставка». | Предметные: умение находить и решать орфографические задачи; подбирать группы однокоренных слов, выделять корень. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению Познавательные: построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование. |
2. Открытие нового знания. | 1.Организуется наблюдение над ролью суффиксов и их местом нахождения в слове. Упр. 2 (с. 86). Прочитайте задание. С какой значимой частью слова будем работать? Что будем определять? Запись слов, выделение знаками корня и суффикса. Определение места нахождения суффикса в слове. Определение оттенков значения, которые вносят в слова суффиксы. Дом – домик (уменьшительно-ласкательное значение). Дом – домище (значение увеличения размеров предмета). Камень – каменщик (значение профессии). Камень – каменный (дом) (значение признака). − Выделите корень в этих словах. Где находятся части слова -ик-, -ищ-, -щик-, -н-?(После корня.) Развивает учебно-деловую речь. -Где в слове находится суффикс? Почему он является значимой частью слова? Какую роль он выполняет? 2.Организует выведение определения детьми, его корректировку с помощью информации в рамке. Коллективная работа над формулировкой определения суффикса. -Попробуйте сами сформулировать определение, что же такое суффикс. Сравним с определением в рамке (с. 86). Что можно добавить? | Наблюдают за местом нахождения и ролью суффикса в слове. Определяют оттенки значения, вносимые суффиксами. Делают выводы. Формулируют определение суффикса. Уточняют, дополняют с помощью информации в рамке. | Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результат Коммуникативные:уметь слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении Познавательные:уметь анализировать, классифицировать, делать выводы Личностные УУД: действие смыслообразования, включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач |
4.Применение знаний и способов действий | 1. Упражняет в образовании слов с помощью заданных суффиксов. С. 87, Упр 3 (1 столбик). Образование однокоренных слов с помощью заданных суффиксов и запись этих слов. -Как вы думаете, почему эти суффиксы называют уменьшительно-ласкательными? 2. Вводит понятие «уменьшительно-ласкательные суффиксы». Упр. 4. Работа по заданиям учебника. -Какие правила мы должны помнить при записи этих слов? Комментированное письмо от имени Аня до имени Дима. Самостоятельное письмо от имени Коля до имени Света. 3. Организует попутное повторение изученных правил. Учит работать самостоятельно и в паре. Предоставляет возможность выбора задания. Упр. 5. Работа в паре. Образование слов (названия детёнышей) и их запись. Задание по выбору: 1 или 2. Взаимопроверка. | Образуют однокоренные слова. Выделяют корень и суффикс. Применяют правила письма: -чк-, -чн-, Большая буква в именах. Работают в паре. Выбирают задание. Проверяют результаты работы. | Познавательные: - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - обобщать; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения Познавательные: - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты - произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи Предметные: уметь образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов. Коммуникативные: -уметь слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении; -учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию |
5.Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует рефлексию и самооценку работы на уроке. -Все ли задачи урока мы выполнили? -Какие задачи остались невыполненными? (Узнать о приставках, научиться их определять.) Значит, над этим мы будем работать на следующем уроке. -Что нового вы узнали? -Почему суффиксы называются значимой частью? - Какие суффиксы называют уменьшительно-ласкательными? -Кто понял и может сказать определение, что такое суффикс? -Как эти знания могут пригодиться вам? | Осуществляют рефлексию и самооценку работы. | Регулятивные: - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; |