kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку "Тема и основная мысль текста"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку»





Русский язык

Тема: Тема и основная мысль текста.

Цель: создание условий для первичного осмысления знаний о теме и основной мысли текста.

Метапредметные УУД:

  • познавательные: формирование  умения  составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

  • коммуникативные: развитие умения  сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение;

  • регулятивные:  умение самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия;

  • личностные: формирование  положительной учебной  мотивации; стимулирование готовности слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; умение адекватно оценивать свою деятельность.

Предметные УУД:

  • знакомство с понятиями  «тема» и «основная мысль текста»;

  • развитие навыка орфографической зоркости, словарного запаса обучающихся, устной и письменной речи; ассоциативного мышления;

  • формирование  потребности грамотного письма.






Этап урока

Цель этапа

Действия педагога

Действия обучающихся

Результат

1. Орг. момент

(самоопределение к деятельности)

Включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Управление оценкой готовности к уроку.

- Проверьте своё рабочее место.

К работе всё готово. Будем работать в группах. А какие качества необходимо проявлять каждому. - -Чтобы работа команды была успешной?

Возьмемся за руки, передадим друг другу хороший, добрый и энергичный настрой на работу. В ходе работы будем следить за осанкой.

Всем удачи, садитесь.


Называют важные командные качества. Оценивают готовность к уроку по алгоритму:

  1. Проверю, все ли принадлежности на своих местах.

  2. Готов ли слушать учителя.

Включение в работу на личностно-значимом уровне.

2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.








Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

- Что вы знаете о предложении?

- Составьте предложение из данных слов.

Запишите. ( слайд 1)

по пушистые заяц поляна прыгал

- Выделите грамматическую основу предложения.

Охарактеризуйте данное предложении:

- по цели;

- по интонации;

- по наличию главных членов;

- по наличию второстепенных членов.










Что вы знаете о тексте? Работа в парах.

Прочитайте записи на экране. (слайд 3) Посоветуйтесь и решите, какая из записей является текстом.

1. Заяц – это небольшой зверек.
Корень- главная часть слова.
Полезные ископаемые добывают из недр Земли.

2. Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая.

Вывод. Текст – это несколько предложений связанных между собой по смыслу.

- А какой это тип текста?










- Какие еще типы текстов вы знаете?



- Ребята, а вы знаете , как появилось слово «заяц»? Прочтите об этом (слайд 4)



Дети составляют и записывают предложение в тетрадь.

Выделяют грамматическую основу предложения.

Дают характеристику предложения

- по цели;

- по интонации;

- по наличию главных членов;

- по наличию второстепенных членов.





Работа в парах.

1. Заяц – это небольшой зверек.
Корень- главная часть слова.
Полезные ископаемые добывают из недр Земли.

2. Заяц – это небольшой зверек. У косого длинные уши и короткий хвост. Зимой шубка у зайца белая, а летом серая.


Обучающиеся делают вывод.

Во второй записи все предложения об одном, иначе говоря – на одну тему. А в первой записи все предложения о разном. В первой записи отдельные предложения, а во второй – текст.

Описание. Рассуждение, повествование.


Заяц – древнерусское, пришедшее к нам из древнелитовского языка, слово зай, от которого в свою очередь произошло современное слово заяц, означает – «прыгун».


Оценивание вы-полнения собст-венной работы Понимание значимости совместной учебно-познавательной деятельности.

Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных признаков;

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.









3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия


Организовать представление о цели, конечном результате и способе деятельности

Организовать формулировку проблемы


Групповая работа.

-Вы повторили, что такое текст. Кто-то узнал. А теперь попробуйте открыть новые сведения о тексте. Это и будет тема нашего урока, которую вы сможете назвать после разгадывания словарного кроссворда. Все слова в нем – словарные. Вы их запишите, подчеркните орфограммы. Картинки-подсказки будут на экране. (слайд 6, 7)

Взаимопроверка. – Проверьте ответы . Для этого поменяйтесь тетрадями по часовой стрелке. Кто найдет ошибку, не исправляйте ее, а поставьте на полях вертикальную черту.

Проверка по ключу. (слайды 8-16)











- Прочитайте, какая тема сегодняшнего урока. (слайд 17)

-Какая цель у нас на уроке будет? Что мы должны будем понять? Чему научиться?

(слайд 18)

Понять что такое тема текста, главная мысль текста.

Научиться определять тему текста, главную мысль текста.

-Тема – о ком или о чем говорится в тексте? Главная мысль – ради чего написан текст?




Работают с кроссвордом. Записывают слова, подчеркивают орфограммы.

  1. Записная книжка или тетрадь, состоящая из отрывных листков.

  2. Особый вид карандаша, внутри которого находится стержень, пропитанный краской.

  3. Несколько листов для рисования, скрепленных между собой.

  4. Садовый цветок, похожий на меч.

  5. Красный овощ.

  6. Год, когда много урожая.(однокоренное слово)

  7. Общение людей.

  8. Его дает корова.

  9. Травянистое растение, имеющее голубой или фиолетовый цветок


Меняются тетрадями, проверяют.


Сверяют ответы по ключу.


Тема. Мысль.

Самостоятельное определение темы и цели урока.

Формулировать учебную задачу.

Осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий.
























Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве.

Осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных признаков; осуществлять поиск не-обходимой информации для вы­полнения учебных заданий с помощью учебной литературы.

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.


Включить обучающихся в практическую деятельность.

Организовать представление о способе деятельности

-Создадим план, по которому мы поста- раемся достичь нашей цели. Можно ли определить тему и мысль, не прочитав текста? На какой вопрос мы должны ответить, чтобы определить тему текста?

Главную мысль? (слайды 19-21)






- Попробуем определить тему и главную мысль у записи № 2 про зайца по нашему плану. (слайд 22)

Прочитайте. Ответьте на вопрос № 1.

Ответьте на вопрос № 2.



- 1. Прочитать внимательно текст.

2. Ответить на вопрос «о ком или о чем говорится в тексте?»

3. Ответить на вопрос «Ради чего написан текст?»








5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.


Организовать предъявление полученных результатов.


- Попробуем определить тему и главную мысль у записи № 2 про зайца по нашему плану. (слайд 22)

Прочитайте. Ответьте на вопрос № 1.

Ответьте на вопрос № 2.



Тема – заяц. Главная мысль – как выглядит заяц.



6. Первичное закрепление нового знания.

Организовать предъявление полученных результатов.


Физминутка















7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.


Организовать выполнение задания по закреплению знаний. Создать условия, в которых каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, в чём затрудняется.



Любопытный малыш

Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбе­жал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать ма­шину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопыт­ный малыш!

 

  • Отметь знаком «+» предложение, в котором наиболее

точно определяется, о чём говорится в тексте (тема текста).

 

1.В тексте говорится о лисёнке.

2. В тексте говорится о машине.

3. В тексте говорится о том, как лисёнок разглядывал  машину.


  • Подчеркни карандашом предложение, в котором заключена главная мысль текста.


  • Проверь свою работу по образцу. Оцени.

- Ответьте на 3 вопрос таблицы что такое мысль, тема текста


Любопытный малыш.
Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбежал лисёнок. Он стал внимательно разглядывать машину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопытный малыш!

В тексте говорится о лисенке.



8. Включение в систему знаний и умений.

Уметь обобщать, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

-Еще раз повторим. Какой вопрос нужно задать, чтобы определить тему текста? Главную мысль текста?

С. 32 упр. 73



Отвечают, опираясь на таблицу.




9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной дея- тельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.


-Какая цель была на уроке? Достигли мы ее? Поняли? Научились?

Какой момент на уроке вам больше всего понравился? Какое было настроение?

- Что же такое текст?

- Какие типы текстов вам известны?



Отвечают на вопросы. Настроение показывают двусторонним смайликом. (С одной стороны – улыбка, с другой – грусть).


Умение провести рефлексию своих действий на уроке.

  1. Домашнее задание.




С. 33 упр. 77






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по русскому языку

Автор: Биушова Наталья Сергеевна

Дата: 02.09.2022

Номер свидетельства: 612549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Правописание ь после шипящих на конце наречий" по УМК "Начальная школа XXI века" "
    ["seo_title"] => string(154) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-po-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "219948"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434446306"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие»  в свете требований ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(167) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-matieriala-po-tiemie-prichastiie-v-svietie-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "222211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435994113"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Технологическая карта урока русского языка. Тема: прошедшее время глагола."
    ["seo_title"] => string(89) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-tiema-proshiedshieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "278203"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453045317"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "тЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС "
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologichieskaia-karta-uroka-russkogo-iazyka-v-svietie-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116930"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412659760"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. По теме: правописание суффиксов -ек; -ик в именах существительных "
    ["seo_title"] => string(136) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-suffiksov-iek-ik-v-imienakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "206988"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430315645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства