kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка с использованием платформы Учи.ру

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс»

Технологическая карта урока

Учитель

Плугарева Инна Валерьевна

Образовательное учреждение

МАОУ СОШ №12, Ишим, Тюменская область

Предмет

Русский язык

Класс

3-Г

Программа

Начальная школа 21 век

Автор УМК

Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.

Тема урока

Лексико-грамматические признаки имени существительного.

Дидактические цели

Наблюдение за отличительным грамматическим признаком имен существительных;

познакомить учащихся с новыми оттенками лексического значения этой части речи.

Тип урока

Урок изучения и систематизации материала, а также первичного закрепления

Планируемые результаты

(задачи урока по содержанию)

Личностные (воспитательные)

Метапредметные (развивающие)

Предметные (образовательные)

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности.


Познавательные:

умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос,  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам.

уточнить представления об имени существительном как части речи, закрепить знания о значении имен существительных.


Регулятивные:    

развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу, сравнивать, делать вывод (составлять схему);

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; 

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение работать в группе, оказывать взаимопомощь, принимать правильное решение, т. е. определять конкретные действия, их последовательность и порядок, отстаивать свою точку зрения.

Основные методы обучения

Практический, проблемно-поисковый, словесно-наглядный, самостоятельная работа.

Основные формы обучения

Фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Основные понятия

Грамматический признак имени существительного, лексическое значение слова.

Междисциплинарные связи

Литературное чтение.

Ресурсы

Информационный материал: учебник «Русский язык», авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.

Доска Teach, –презентация, карточки для выполнения групповой работы, Толковый словарь С.И.Ожегова.







Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Этап мотивации

Л: выражать положительное отношение к процессу познания

Р: нацеливание на успешную работу

К: формировать умение слышать и слушать



Ребята, улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную, активную работу!
Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»
– Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?
- Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.


Включаются в ситуацию урока, настраиваются на совместную работу




Записывают дату в тетрадях


2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Предм: получать научную информацию, используя различные источники, УУД:

Л: развитие познавательных интересов,

Р: постановка учебной задачи, развитие мыслительных операций

К: умение вести диалог, работать в группе


Хх

Хлеб – всему голова

Что значит для вас слово хлеб?

Сейчас хлебом никого не удивишь. На магазинных прилавках можно найти самую разную выпечку – на любой вкус и кошелек. Хотя, совсем еще недавно, крестьяне трудились день и ночь в поле, выращивая пшеницу, и считали хлеб – богатством («хлеб – всему голова», «хлеб на стол, и стол – престол», «без хлеба сыт не будешь»). Не побьет ли пшеницу дождь, не сожжет ли солнце, не выклюют ли птицы – забота об урожае волновала селян круглый год.

Доставался хлеб тяжким, ежедневным трудом – отсюда и трепетное, уважительное отношение к нему: «Хлеб – кормилец», «Хлеб в человеке – воин». Пустые закрома считались страшным бедствием: «Без ума проколотишься, а без хлеба – не проживешь», «Нет хлеба – клади зубы на полку».

Ни в коем случае нельзя было выбрасывать недоеденную горбушку – это считалось большим грехом. Народная мудрость учит: «Выкинул хлеб, значит – потерял семейное благополучие и силу».

Хлеб для человека — это важный источник жизни. С ранних лет хлеб был главным блюдом на столе, как один из самых сытных продуктов.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Хлебные изделия являются одним из основных продуктов питания человека. В хлебе содержится многие пищевые вещества, необходимые человеку; среди них белки углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевые волокна.




Записывают чистописание.


Дети высказывают своё мнение.









3.Этап выявления места и причины затруднения

Предм.: определять часть речи, выделять морфологические признаки

УУД:

Л: ориентироваться в своей системе знаний:

К: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: умение слушать, вести диалог, высказывать свою точку зрения

Писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя существительное – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.
- А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью. Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка)
-Какой будет тема урока?
-Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты этой части речи или повторять уже известные?(повторим, откроем)
- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое.




Высказывают своё мнение.





Определяют тему урока.



4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Предм.: классифицировать морфологические признаки существительного, систематизировать имеющиеся знания при создании алгоритма морфологического разбора

УУД:

К: принимать чужое мнение и высказывать своё,

владеть диалогической формой коммуникации;

Р: понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте, устанавливать причинно-следственные

связи в изучаемом круге явлений;

– осуществлять синтез как составление целого из нескольких частей;

П: выделять общие признаки объекта, находить различия, осуществлять классификацию, строить логическое рассуждение как связь простых умозаключений

Приём «Инсерт». У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометы.

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.



Существительное
Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам. Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания. Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название.


Учитель: Но….. вам такая картина наших знаний нравится?

Учитель: Я согласна с вами, что знания представлены в каком-то беспорядке. Их надо систематизировать

Систематизи́ровать

Приводить в систему, располагать в определённом порядке, устанавливать определённую последовательность.


Систематиза́ция — мыслительная деятельность, в ходе которой исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного принципа.



Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? И что?, могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными, иметь род, склонение, быть в числовой форме, и в падежной форме




На постоянные и непостоянные признаки


(группируют на доске)








Знакомятся со значением слова систематизация


5.Этап реализации построенного проекта

Предм.: применять полученный алгоритм на практике

УУД:
Л: умение удерживать учебную задачу, ориентация на анализ соответствия ре

зультатов требованиям конкретной учебной

задачи;

Р: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять пошаговый

контроль по образцу;

– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

1 группа. Одушевлённые и неодушевлённые.

ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник, сестра, кот, птица).

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода, тетрадь, автобус).

  1. группа. Собственные и нарицательные.


СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович). Имена собственные всегда пишутся с прописной (заглавной) буквы.

НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака).


3 группа. Род.

  • МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль).

  • ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля).

  • СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо). 

ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.),  у моря — море (ср. р.).


4 группа. Число.

ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция).

МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы).


5 группа. Падеж.

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ —  это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.

Именительный падеж (есть)  кто? что? 

Родительный падеж (нет) кого? чего? 

Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?

Винительный падеж (вижу) кого? что?

Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?

Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?

ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.

6 группа. Склонение

В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -А, -Я в именительном падеже единственного числа (линейка , земля, мама, папа, дядя).

  • Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркало, поле).

  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метель, морковь, вещь, дочь).

ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.


Работают в группах.

https://uchi.ru/teachers/groups/1828449/subjects/2/course_programs/3/cards/34570
















https://uchi.ru/teachers/groups/1828449/subjects/2/course_programs/3/cards/34574










https://uchi.ru/teachers/groups/1828449/subjects/2/course_programs/3/lessons/10054














https://uchi.ru/teachers/groups/1828449/subjects/2/course_programs/3/lessons/10053












https://uchi.ru/teachers/groups/1828449/subjects/2/course_programs/3/lessons/10179




















https://uchi.ru/teachers/groups/1828449/subjects/2/course_programs/3/lessons/11356


6.Этап самостоятельной работы

Предм.: самостоятельно выполнять морфологический разбор по алгоритму

УУД:

Л: умение выбирать действие по достижению цели

Р: умение работать с опорой на алгоритм

К: умение строить продуктивное взаимодействие в группе

1 группа. Одушевлённые и неодушевлённые.

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик,  д…рога, п…нал, с…ница, ч…йник, к…тёнок.


2 группа. Собственные и нарицательные.

1. (А, а)лександр (С, с)ергеевич (П, п)ушкин родился в (Г, г)ороде (М, м)оскве. 2. Мой любимый (К, композитор — (П, п)ётр (И, и)льич 

(Ч, ч)айковский. 3. Лето мы отдыхали на (О, о)зере (С, с)елигер.

4. Люди дан но мечтали о полёте на (П, п)ланету (В, в)енера.


3 группа. Род.

 Распредели слова в три столбика.

Конь, капуста, лёд, мир, нора, орёл, орлица, осень, кино, остров, чудо, варенье, роза, рыба, сапог, смех желание, море, лето, стена, сосед, сторож, купание, золото, трава, флаг, мнение, звание, шуба, час.

м. р ж.р с.р


4 группа. Число.

Кухня – кухни, эклеры – эклер,

Ветка, губы, ёршик, иголки, ресторан, обруч, взгляд, аккорд, ослик, арбуз, пиджаки, кувшин, индюки, робот, витрина воды, борщ, двигатель, карусель, рубаха, край, салон, зима, овраги, волос флаги, когти, откосы, диск косы, ветер, веник, антенна.


5 группа. Падеж.

Вставить пропущенные окончания, определить падеж:


гулял (……………..) по полю (…...падеж);

рисовал (………..…..) на листе (..….падеж);

смотрел (……..……..) в окно (……..падеж);

платье (………….….) сестры (………падеж);

доволен (…………….) работой (…..падеж);

рассказал (………..…) о храбрости (……падеж).


6 группа. Склонение

Определите и запишите склонение имен существительных:

Альбом герой животное картина квартира столица месяц ель ужин речь календарь дочь дочка завтрак


Работают группами на карточках,










1 человек от группы, защита, другие группы проверяют









Фронтальная работа: учитель собирает алгоритм с помощью детей


7.Этап включения в систему знаний и повторения

с самопроверкой по эталону

Предм: повторение и закрепление составление алгоритма

УУД:

К: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, принимать другое мнение

Р: умение действовать по плану и контролировать свою деятельность

Л: готовность к сотрудничеству, принять на себя роль лидера, оценивание себя на этапе принятия новых знаний

- Вы уже успешно усвоили тему урока и, думаю, можете


 К вечеру поднялся ветер и похолодало.


К вечеру – сущ., неодуш., нариц., м.р., 2 скл., ед. число, Д.п.







8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

УУД:

Р: оценка – осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями, осуществление итогового контроля

Л: оценка собственной учебной деятельности: своих достижений, степени инициативности, активности в групповой деятельности

К: умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми







9. Итог урока домашнее задание

Выполнить тестовое задание


Тест «Род, число, падеж, склонение имен существительных».


1. Имя существительное отвечает на вопросы:

 какой? какая? какие?

 кто? что?

 что делать? что сделать?


2. Имена собственные

 синица, Ваня, собака;

 Москва, Байкал, Татьяна;

 город, остров, девочка;


3. Одушевленные имена существительные отвечают на вопросы:

 кто? что?;

 кто?;

 что?

4 . Имя существительное обозначает

 предмет;

 действие предмета;

 признак предмета;

5. Отметь «х» все существительные мужского рода.

 ладонь

 огонь

 окунь

 ткань

 пень

6. Отметь «х» все существительные среднего рода единственного числа.

 поля

 сравнение

 скорость

 чувство

 санаторий

7. Отметь «х» все вопросы творительного падежа.

 кого?

 чему?

 кем?

 о чём?

 чем?

8. Отметь «х» все существительные в родительном падеже единственного числа.

 к дереву

 около деревьев

 у дерева

 над деревом

 возле дерева

9. Отметь «х» все существительные 3-го склонения.

 молодёжь

 конь

 день

 огонь

 горечь











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс

Автор: Плугарева Инна Валерьевна

Дата: 21.08.2020

Номер свидетельства: 556211

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Правописание ь после шипящих на конце наречий" по УМК "Начальная школа XXI века" "
    ["seo_title"] => string(154) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii-po-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "219948"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434446306"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие»  в свете требований ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(167) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-matieriala-po-tiemie-prichastiie-v-svietie-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "222211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435994113"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по ОС "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(78) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-os-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111993"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408117524"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Технологическая карта урока русского языка по учебнику  «Русский язык.  2 класс».  Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. УМК «Перспектива» "
    ["seo_title"] => string(140) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-uchiebniku-russkii-iazyk-2-klass-avtory-l-f-klimanova-t-v-babushkina-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "161282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422198957"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. По теме: правописание суффиксов -ек; -ик в именах существительных "
    ["seo_title"] => string(136) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-suffiksov-iek-ik-v-imienakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "206988"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430315645"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства