Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | | |
Предметные | УУД | |
| I. Организация класса на работу | | | | |
Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | Вводное слово учителя – Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы. Постановка проблемы и организация короткой дискуссии относительно её | Слушают учителя, отвечают на его вопросы; высказывают свою точку зрения на проблему. | Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. | Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД). | |
| II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. | | | | |
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | Учитель просит учащихся выдвинуть предположение о теме урока, используя стихотворение, записанное на доске. Люди, оглянитесь-ка вокруг! Как природа истинно прекрасна! Ей нужна забота Ваших рук, Чтобы красота ее не гасла. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года - Это всё вокруг... (природа). Учитель подводит итог беседы и формулирует тему урока, чётко определяет задачи Правильно, тема нашего урока «Природа». (СЛАЙД 1). Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы, рассмотрим взаимосвязи в природе и значение её для человека. А поможет нам в этом наш новый учебник. Назовите автора учебника (Андрей Анатольевич Плешаков). Какие разделы вошли в данный учебник? Как называется первый раздел? | Выдвигают предположение о теме урока, вставляя пропущенное слово в стихотворение; отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. | Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу. | Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих заданий, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | |
| III. Изучение нового материала | | | | |
Задачи: Создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотрения взаимосвязей в природе; расширить представление учащихся о разнообразии животного и растительного мира; обучать формулировать выводы и обобщения. | Беседа о природе и её объектах. Учитель проводит беседу по теме урока, раскрывает лексическое значение природоведческих понятий; создаёт игровую ситуацию. На доске картинки: машина, река, дождь, солнце, лиса, роза, дом, книга, берёза, телевизор. Учитель предлагает убрать картинки с изображениями рукотворных объектов. Назовите оставшиеся объекты (река,дождь, солнце, лиса, роза, берёза). На какие две группы их можно разделить? (На объекты живой и неживой природы). Учащиеся распределяют картинки по группам. По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (Всё, что дышит, питается, размножается, растёт). (СЛАЙДЫ 2-5) | Отвечают на вопросы учителя; участвуют в игре, учатся классифицировать объекты окружающего мира. | Знакомятся с природоведческими понятиями; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) | |
Задача: Обеспечить понимание учащимися, по каким признакам делятся объекты природы на группы; формировать первичные исследовательские умения, создать условия для активной работы учащихся на уроке. | Индивидуальная работа по карточкам. Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камень, песок, комнатные растения. - Определите, к какой группе живой природы относятся данные объекты, дополните таблицу своими примерами. (СЛАЙД 5) - Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы? (Живые существа, или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают. ) - Прочитайте, какие объекты живой и неживой природы вы записали. - Определите, к какой группе относятся данные предметы. (СЛАЙД 6) - Проверьте у товарища по парте, как он справился с заданием. У кого возникли затруднения? | Выполняют задание по карточкам, объясняют правильность своих выводов, отвечают на вопросы учителя, выполняют взаимопроверку выполненного задания. | Учатся по результатам наблюдений делать выводы; происходит осмысление окружающей нас действительности. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) | |
Задача: Создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотрения взаимосвязей в природе и значения природы для человека; расширить представление учащихся о разнообразии животного и растительного мира; обучать формулировать выводы и обобщения. | Беседа о царствах, на которые разделяются объекты природы Учитель ведёт диалог с учащимися; организует дискуссию; предлагает учащимся моделировать вопросы друг к другу ; оценивает умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод. -Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука). (СЛАЙД 7) Посмотрите на доску (демонстрируются картинки). Как красива природа! В природе всё живое учёные-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые не могут обойтись друг без друга. Они живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных, царство растений, царство грибов. Но всё-таки они отличаются друг от друга. Чем же? (у них разный внешний вид, растения не двигаются, а только раскачиваются, а животные ходят). Но есть главное отличие растений от животных. Растения вырабатывают кислород, а животные его потребляют. Поэтому растения называют «лёгкие планеты». Учитель демонстрирует схему (СЛАЙД 8) Царства животные растения грибы ? -Придумайте и назовите объекты данных царств.(Ответы учащихся) Но это не всё. Как вы думаете, какое ещё царство может существовать? (Ответы учащихся) Крошечные организмы живут везде и повсюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. Их можно разглядеть только при помощи микроскопа — увеличительного прибора, с которым вы будете работать в 5 классе. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы. Учащиеся дополняют схему царством бактерий. (СЛАЙД 9) | Учащиеся размышляют, читают, отвечают на вопросы учителя и учащихся; анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, обосновывают её. | Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью полученных знаний. | Уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; (познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | |
| IV. Закрепление изученного материала. | | | | |
Задача: Применить полученные школьниками знания в физминутке. Формировать у школьников первичные исследовательские умения; создать условия для активной работы учащихся на уроке. | 1.Физминутка. Игра «Живое -неживое». Учитель называет слова. Если оно обозначает объект живой природы, учащиеся подпрыгивают на месте, если слово обозначает объект неживой природы - делают хлопок в ладоши. (Вода, дуб, воробей, капуста, радуга, облако, медведь, песок, обезьяна, липа, камень, комар, бактерия, почва, мухомор) Беседа о взаимосвязях в природе. - Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые. Связаны ли между собой эти группы? Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику.) (СЛАЙД 10) Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения. Растения служат животным пищей. Живая и неживая природа связаны между собой. Работа в группах. Учитель делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости, подводит итоги работы. - Приведите свои примеры взаимосвязей в природе. Изобразите связи при помощи рисунка или схемы. - Подумайте и скажите, может ли человек обойтись без природы? Докажите свою мысль. (Учащиеся используют учебник , стр. 7 ) | Учащиеся выполняют физминутку в соответствии с заданием. Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют, обобщают полученные знания. Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы. | Учатся внимательно слушать задание, чётко его выполнять. Учатся по результатам наблюдений делать выводы; происходит осмысление окружающей нас действительности. Учащиеся учатся работать в группах, дискутировать по предложенной проблеме, делать заключения на основе наблюдений; отстаивать свою точку зрения. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; (познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; (познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД); | |
| V. Подведение итога урока. | | | | |
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. | Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников. Что такое природа? На какие группы делят природу? Назовите царства живой природы. Назовите значение природы для людей. (природа - источник воздуха, пищи, воды, здоровья, красоты и познания. Это источник материалов для хозяйственной деятельности) (Учащиеся используют рабочую тетрадь стр. 5 «Значение природы для людей») Прекрасен мир живой природы, а люди — часть его. Нам надо познавать этот великий мир и сообща его беречь! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, ни жизни. | Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. | Учащиеся учатся по результатам наблюдений делать выводы; происходит осмысление окружающей нас действительности. | Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД). | |
| VI. Рефлексия | | | | |
Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности Что нового вы открыли для себя на уроке? Какие виды работы вам показались наиболее интересными? А теперь при помощи оценочных листов покажите, как вы оцениваете свою работу на уроке. | Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. | Учащиеся учатся формулировать конечный результат своей работы, выделяют основные позиции нового материала. | Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |
| VII. Домашнее задание. | | | | |
Задача: мотивировать учащихся к закреплению изученного материала через домашнее задание. | Учитель объясняет домашнее задание: -Прочитать статью «Природа» (учебник стр. 4-9), ответить на вопросы, выполнить задание в рабочей тетради стр. 4 № 4,5. | Учащиеся записывают домашнее задание. | Учащиеся учатся осознанно закреплять изученный на уроке материал, производить самоконтроль. | Учащиеся учатся осознавать целесообразность домашнего задания (Регулятивные УУД) | |