Тема | Твердые тела, жидкости, газы. |
Цель | Формирование представлений о состоянии и свойствах физических тел на основе наблюдений |
Задачи | повторить, что такое богатства природы и их разнообразие; в ходе исследовательской деятельности на основе наблюдений определить, что вещества бывают твердые, жидкие и газообразные, их свойства; сформировать представление о круговороте воды в природе; способствовать формированию познавательных УУД через поиск решения проблемы, исследовательскую деятельность, построение логических рассуждений, выполнение заданий на анализ и сравнение, классификацию, осуществление поиска информации; способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи, проведение опытов, осуществление самоконтроля; способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию группового взаимодействия, ведение диалога; способствовать формированию личностных УУД через воспитание внимательного и бережного отношения к окружающей среде. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать, что физические тела бывают твердые, жидкие, газообразные; их свойства (твердые тела имеют постоянную форму, а жидкости – нет; жидкости и твердые тела нельзя сжать, а газ можно; газ заполняет всё пространство); превращения воды. Личностные: Видеть удивительное в окружающем мире Бережное отношение к природе Метапредметные: принимать и ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; действовать по инструкциям учителя; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, из материалов учебника, рабочей тетради, собственных наблюдений зафизическими телами; понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; отражать полученную при наблюдении информацию в виде таблицы; аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах |
Основные понятия | Твердые тела, жидкости, газы, их свойства, превращения воды. |
Межпредметные связи | |
Ресурсы | Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.Окружающий мир. Учебник для 1 класса. 2-я часть – Москва: Баласс, 2011; Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь – Москва: Баласс, 2011; Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивное устройствоMimioStudio, мини-лаборатория для опытов Наборы различных предметов для работы в группах |
Используемые технологии | Технология проблемного обучения, деятельностный подход. |
Дидактическая структура урока (этапы урока) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Организацион ный момент | Создание рабочей настроенности: - Мы начать урок готовы? - Будем слушать, рассуждать? - И друг другу помогать? | Настраиваются, отвечая на вопросы. (Да!) | | Регулятивные: саморегуляция |
2. Повторение материала, изученного на предыдущих уроках. | Организует повторение о природных богатствах. — Какиеприродные богатства вы знаете? — На какие группы их можно разделить? Проводит дидактическую игру: «Каждому своё место», для которой дети получают картинки с каким-то природным богатством и занимают место под нужной табличкой: («Живые природные богатства», «Неживые природные богатства», «Силы природы») дерево, камень, песок, трава, корова, сила ветра, курица, рыба, сила воды. | Вспоминают изученные природные богатства, группы, на которые они делятся, принимают участие в дидактической игре. | Повторение природных богатств и распределение их по группам | Познавательные: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
3. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности. | Посмотрите на эти предметы: деревянный брусок, карандаш, гвоздь, стакан с водой). Они имеют какое-то отношение к природным богатствам? — Найдите лишнийпредмет, объясните свой выбор.Выслушивает все предложенные варианты и обоснования обучающихся. А почему вода – лишний предмет? Чем она отличается от других предметов? -А какие ещё жидкие вещества вы знаете? (молоко, сок, чай, компот…) добавляем к воде жидкие вещества и учитель предлагает шарик, который надувает. - А чем наполнился шарик? - А его можно отнести к этой группе? - А к твёрдым телам? - А назовите похожие вещества? Наводящими вопросами помогает сформулировать тему урока. —Попробуйте определить тему нашего урока. - О каких веществах мы сегодня будем говорить? | Объясняют, что все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у нее человеком. Объясняют,из какой группы природных богатств сделаны эти предметы. Выделяют стакан с водой, объясняют свой выбор, определяют границы знания и незнания, пытаются сформулировать тему урока
- Воздухом.
- Газ, который подаётся к газовой плите.
Твёрдые тела, жидкости, газы. | Определение и формулирование темы урока | Познавательные: логические (выбор лишнего объекта), обоснование выбора. Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что изучено и что не изучено). Коммуникативные: построение речевого высказывания. осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
4. Постановка проблемы и определение учебной задачи
| А чем отличаются твердые тела, жидкости и газы? Создаёт эмоциональный настрой на решение учебной задачи: Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать. Будем вместе развивать У себя внимательность. А поможет всё узнать – Наша любознательность. | Дают ответы. Строят рассуждения, пытаются поставить учебную задачу. | Развитие умения наблюдать, делать выводы | Познавательные: логические (классификация), формулирование проблемы, построение рассуждения Регулятивные: целеполагание (принятие и постановка учебной задачи) Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
5. Разрешение проблемной ситуации | Организует групповую работу обучающихся, предлагает задания для исследовательской деятельности, с целью изучения свойств различных веществ. Организует проверку задания и заполнение таблицы, на основании полученных результатов. Твёрдые тела | Жидкости | Газы | Не меняют форму | Меняют форму | Заполняют всё пространство | Не сжимаются | Не сжимаются | Можно сжать | —На ваших столах стоят пустые ёмкости. Опустите в них твердые тела, а затем жидкости. Понаблюдайте, меняется ли их форма? Результаты впишем в таблицу. —Можно ли сжать твердые тела? А жидкости? Наберите воду в шприц и попробуйте сжать жидкость. Получилось? Почему? Предлагает открыть учебники и сравнить выводы в учебнике и сделанные нами. | Выполняют исследовательскую деятельность для определения свойствтвердых, жидких и газообразных веществ. Делают выводы. Наблюдают за изменениями различных тел делают выводы о свойствах различных тел, их различиях. Приходят к выводу, что твёрдые тела имеют постоянную форму, жидкости – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. А газ заполняет всё пространство. У жидкостей и твёрдых тел есть общее свойство – их нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ. обосновывают вывод.
Находят в тексте учебника информацию о свойствах различных тел, обсуждают прочитанное с учителем и одноклассниками. | В ходе исследовательской деятельности, на основе наблюдений, делают выводыо свойствах твердых,жидких и газообразных веществ | Познавательные: умение структурировать знания, отображать их в форме таблицы; логические (подведение под понятие); Регулятивные: целеполагание (принятие учебной задачи) Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: Поиск и выделение информации. |
6. Первичное закрепление новых знаний. | Предлагает обучающимся поработать в рабочей тетради, задание 1. Угадайте, куда налили воду? Какое свойство жидкостей мы используем при выполнении этого задания? Задание 2. Догадайтесь, в какой из бутылей находится твердое тело, жидкость и газ? Знание каких свойств различных тел помогло вам выполнить это задание? Организует проверку на экране. Предлагает оценить свою работу с использованием кружков зелёного, желтого и красного цвета.. | Выполняют задание, опираясь на изученные свойства жидкостей. Выполняют задание, опираясь на изученные свойства различных тел, на личный жизненный опыт, осуществляют самопроверку. | Знание о свойствах различных тел. | Познавательные: Поиск и выделение информации, логические (установление соответствия) Регулятивные: целеполагание (принятие учебной задачи), осуществление самоконтроля, самооценка. Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
7.Физкультминутка | «Лепим снеговика», используя электронную музыкальную физкультминутку. | Повторяют танцевальные упражнения под музыку. | |
|
8. Постановка проблемного вопроса. | Ставит проблемный вопрос. Какое знакомое вам вещество может находиться во всех трех состояниях? Предлагает рассмотреть рисунки в учебнике и ответить на вопросы с.37 | Обсуждают способы решения проблемного вопроса. | | |
9.Совместное открытие новых знаний.
| Организует учебное исследование для демонстрации превращения воды. Демонстрация опыта превращения воды в пар с помощью кипящего чайника, затем с помощью прозрачной пластинки, на которой лежит снег, обратное превращение в воду. - А что же случится с водой, если её поместить в морозильную камеру? - В каком состоянии была вода вначале? - Что с ней случилось? - Под воздействием чего она превратилась в пар? | Наблюдают, формулируют выводы, Опираясь на свой жизненный опыт, отвечают на вопросы учителя. | Знание о превращениях воды | |
10. Закрепление знаний. | Расскажи с помощью схемы, что происходит с водой? ЛЁД ↔ ВОДА ↔ ПАР - Когда пар поднимается высоко вверх, там очень холодно. Во что превращается пар? Смотрим сказку о путешествии воды, настраивает на эмоциональное восприятие. | Формулируют выводы наблюдений. Слушают сказку, делятся впечатлениями. | Представление о круговороте воды в природе | |
8. Рефлексия | Организует рефлексию, в форме перекрёстного опроса по изученному материалу. — Задайте друг другу вопросы по материалу урока, либо с опорой на текст учебника, который вы прочли. | Задают вопросы одноклассникам по материалу урока, отвечают на эти вопросы | | Познавательные: рефлексия Коммуникативные: постановка вопросов, построение речевого высказывания |
9. Итог урока | Какие удивительные тайны природы мы сегодня раскрыли? Акцентирует внимание на бережном отношении к природе и её богатствам. —Столько удивительного и прекрасного окружают нас. Столько тайн и загадок ещё не открыто! ЗЕМЛЯ - наш общий ДОМ. И мы должны беречь её! — Какие открытия показались вам наиболее интересными? Все ли загадки и тайны природы мыоткрыли? Мотивирует на поиск информации о богатствах природы, рекомендует для прочтения энциклопедии. | Называют основные позиции нового материала. Что получилось, не получилось, почему? | знание о необходимости бережного отношения к природным богатствам. | Личностные: построение системы нравственных ценностей (эстетическое восприятие мира, бережное отношение к природе) |