kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Озёра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Озёра»

Учитель : Мурзина Е.Н.

Предмет: География

Класс : 5 класс

Цели:

  • Создание условий для формирования  представления об озерах как объектах гидросферы, их разнообразии и значении.
  • Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи:

·         Обучающие:

o    формирование знаний о озёраз (части, состав, виды, особенности питания и режима);

o    формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой;

o    формирование умения составлять описание географического объекта;

o    формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».

·         Развивающие:

o    развитие навыков работы с информационным материалом.

o    развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.

o    формирование критического мышления.

·         Воспитательные:

o    способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.

Предполагаемые результаты обучения:

·         Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.

·         Метапредметные: при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.

Предметные:    объяснять понятие «озера», приводить примеры использования озер в жизни человека, устанавливать причинно-следственные связи между соленостью и сточностью озер, показывать крупнейшие озера на карте.

Тип учебного занятия – урок - исследование

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, группах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.

Ресурсы:

·         Основные: учебник «География 5 класс», атлас и контурные карты 5  класс, карта полушарий, физическая карта России.

Дополнительные: энциклопедии, справочники по географии, Интернет-ресурсы.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока ( на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные  и учебно-практические вопросы и задания

  1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

Показ фрагмента видиофильма

 Как вы думайте, с каким элементом вод суши нам предстоит познакомиться на уроке?

Просматривают видеофрагмент. Определяют тему урока: «Озёра»

Определяют тему урока

Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки.

Назовите известные вам озёра.

На физической карте полушарий найдите ( стр.  8-9 атласа) найдите крупные озёра  на каждом из материков.

 Назовите их и покажите на интерактивной карте.

Перечисляют названия известных им озёр. Называют и показывают  на интерактивной карте крупнейшие озёра мира: Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио (Северная Америка), Виктория, Танганьика (Африка), Титикака (Южная Америка), Ладожское, Байкал, Балхаш (Евразия), Эйр –Норт (Австралия).

Проявляют интерес к изучаемой теме.

2.Как вы считаете, на всех ли материках есть озёра?  Сделайте вывод. (Используется видеофрагмент).

Высказывают различные предположения.

  1. 3. Просмотрите слайд «Голубые очи пленены».
  2. Что иллюстрирует этот  слайд?

Видят разнообразие озёр

4. На какие вопросы вы хотели  бы получить ответы.

Задают вопросы:

Какие типы озёр выделяют учёные?

Для чего человек изучает озёра?

Почему человечество  озабочено их сохранением?  И т. д.

Формулирование задач урока

Просмотрите содержание п. 18 ( с.103-104 учебника). Определите основные задачи урока,

Определяют основные задачи урока:

  • Составить определение понятия «озеро».
  • Определить состав озёрных вод.
  • Выявить типы озёр.

Формулирование  основные задачи урока

  1. Процессуально-содержательный этап урока.

Что такое озеро?

На слайде  представлены фотографии моря реки, озера. Посмотрите на фотографии разных   объектов гидросферы. Найдите в них общее. Выделите существенные  признаки, отличающие озеро от моря или реки.

 Называют объекты: части гидросферы.

Называют различия: озеро расположено в замкнутом углублении, не является частью Мирового океана ( не имеет непосредственного соединения с   морем или океаном).

Сформулируйте определение понятия «озеро», используя формулировку: понятие ( родовое слово)= видовое (ключевое) слово+ существенные признаки (отличие его от других). Сравните  составленное определение с определение в учебнике. Сделайте вывод.

Выделяют видовое (ключевое) слово – «водоём» и существенные признаки понятия: «природный», «замкнутое углубление». Составляют определение: озеро – природный  водоём, расположенный в замкнутом углублении земной поверхности.

Сравнивают и определяют, что определения похожи.

На основе сравнения фотографий географических объектов (морей, рек, озёр) составляют определение понятия «Озеро»

Типы озёр  ( по количеству растворённых в воде солей)

Посмотрите на схему  в задание на листочке  для его выполнения найдите в пункте «Что такое озеро» (стр. 103-104 учебника) информацию о содержании солей в различных типах озёр.

Читают текст задания  и пункт параграфа в учебные и заполняют схему в рабочей тетради: выполняют, что в 1 л. воды пресных озёр  растворено менее 1 г. солей;  в 1 л. воды солоноватых озёр содержится от1 до 25 г. солей; а в 1 л. воды солёных озёр растворено более 25 г. солей.

Посмотрите на физическую карту мира  и определите каким цветом  на карте показаны солёные озёра, а каким – пресные? Найдите в тексте примеры разных типов озёр. Покажите озёра на карте.

Определяют,  что солёные озёра на карте обозначаются  сиреневым  цветом, а пресные – голубым.

Показывают озёра на карте.

Как вы думайте, в чём причина того, что озёра имеют разную солёность?

Высказывают различные предположения ( в том числе о зависимости солёных озёр от расположения их в том или ином поясе, от наличия вытекающих из них рек и количества впадающих в них рек).

Устанавливают причинно-следственные связи между солёностью озёр и его географическим положением, наличием вытекающих и втекающих рек.

Происхождение озёрных котловин

Подумайте как образуется озеро. Просмотрите   фотографии на слайде и сделайте вывод. (на слайде  фотографии озёр различных по происхождению: тектонические котловины – Танганьика, Байкал; ледниково- тектоническое – Великие озёра; вулканическое, - Кроноцкое, Ирасу; пойменные – старицы;  лагунное- Венецианское).

Высказывают различные предположения. Просматривают фотграфии и говорят о происхождении озёр в результате тектонических процессов, изменения русла рек, движения ледника и т. д. Прослушиваются сообщения о типах озёр.

Разнообразие озёр.

Познакомьтесь с красотами Байкала, Великих озёр.

Просматривают видеофильм.

Восхищаются красотой озёр.

Рефлексия деятельности

Достигли ли мы цели своего исследования?

Какие источники информации использовались?

Назовите результаты работы на уроке

Вспоминают ход своей деятельности. Называют источники информации, которми пользовались на уроке: учебник, атлас, Интернет-ресурсы.  Выполняют результаты работы: составили определение понятия «озеро», выделяют типы  озёр по  количеству растворенных  в воде солей, установили причины солёности озёр.

Анализируют ход своей деятельности.

  1. Этап закрепления первичных знаний

1.Первичная проверка знаний.

Блиц-опрос. Используя физическую карту полушарий закончите предложения:

Самое большое по площади озеро мира - …

Самоё глубокое озеро  мира - …

Самое большое по площади озеро Европы -….

Второе по глубине озеро мира - …

Самое солёное озеро мира - …

 Отвечают на вопросы

Каспийское море,

Байкал,

Ладожское,

Танганьика

Мёртвое море

Осуществляют самоконтроль

2.Первичная проверка умений

 Задание « Я исследователь»

1.Определите по карте озеро Байкал и Каспийское озеро сточные или бессточные? Почему?

2. Найдите на карте и покажите по три примеру озёр сточных и бессточных.

 Работа в парах. Работают с картой атласа, отвечают на вопрос «почему?».

3.Применение полученных знаний

 Практическая работа «Опишите географическое положение озера по плану»

1.Положение на материке (материк, в какой части материка находится)

2.Происхождение котловины

3.Солёность

4.Сточное или бессточное. Почему?

5.Средняя глубина

6.Использование человеком

 Работа в парах или индивидуально

Выполняют практическую работу

 1 ряд - озеро Байкал,

2 ряд – Каспийское море-озеро,

2 ряд – Ладожское озеро

  1. Рефлексивный этап урока

Рефлексия эмоционального состояния

 Закончите предложение

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог….
  • Урок дал мне для жизни…
  • Я  приобрёл…

Описывают свои впечатления от урока

Оценивают своё эмоциональное состояние

  1. Объяснение домашнего задания.

Объяснение домашнего задания

п. 18(стр. 103 -104);

Написать небольшой рассказ «Как я путешествовал по озеру…);

Работа с контурной картой

Формулируют уточняющие вопросы к учителю




v
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме "Озёра"

Автор: Мурзина Елена Николаевна

Дата: 25.09.2015

Номер свидетельства: 233788

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Технологическая карта урока по теме: "Озёра России""
    ["seo_title"] => string(52) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_teme_oziora_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "570758"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611126822"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Озёра", соответствующего требованиям ФГОС"
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-ghieoghrafii-v-6-klassie-po-tiemie-oziora-sootvietstvuiushchiegho-triebovaniiam-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152215"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420815226"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока географии в 6 классе на тему: "Воды суши: реки и озёра""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokaghieoghrafiiv6klassienatiemuvodysushiriekiioziora"
    ["file_id"] => string(6) "271666"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451730252"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок кубановедения по теме "Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека""
    ["seo_title"] => string(94) "urok-kubanoviedieniia-po-tiemie-vodoiomy-kraia-ikh-znachieniie-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "301424"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456918722"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока математики  в 5 классе  по теме «Сравнение дробей» "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-5-klassie-po-tiemie-sravnieniie-drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "101404"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402416569"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства