Этап урока, цель | Форма организации учебной деятельности (Ф,И,П,Г); методы и приемы работы. | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока. Цель: Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная, словесный. 1.Приветствие. Фронтальная, Словесный. 2.Эмоциональный настрой. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Анастасия Владимировна! -Тихонько садитесь! - Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. | Настраивает учащихся на урок. Создаёт эмоциональный настрой на изучение нового предмета. | Приветствуют учителя, внимательно слушают учителя. Эмоционально настраиваются на урок. Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок. |
II. Проверка знаний учащихся Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий) | Фронтальная, словесный, наглядный. 1.Разгадывание загадок. 2. Беседа | -А урок наш мы начнём с повторения, мне интересно, как вы внимательно слушали на предыдущем уроке. (Дети отгадывают загадки и показывают материки на карте.) Часть света и материка Соединилась на века С другою частью – с Азией И назвалась ...(Евразия) На всём материке одна Лежит огромная страна, Где мир животный необычный, Он очень древний, экзотичный: Там много сумчатых зверей, Носящих на себе детей. На южном полушарии Раскинулась …(Австралия) Огромный этот континент Известен людям много лет. Там обитают крокодилы, Львы, бегемоты и гориллы. Жирафы тоже там живут. Как этот континент зовут? (Африка) Там очень холодно всегда. Там льды не тают никогда, Кусты, деревья не растут И птички гнёздышки не вьют. Там постоянных нет селений, Живут пингвины и тюлени. На южном полюсе она Материком размещена. (Антарктида) -И так, сколько же материков на Земле? (5) -На какие части делится Евразия? ( На Европу и Азию.) -На каком материке расположена наша страна? -Покажите её на карте. (На материке Евразия) -Какой материк самый маленький? (Австралия) -Какой материк самый большой? (Евразия) -Какой материк самый жаркий? ( Африка) -На каком материке не живут люди? (Антарктида) | Повторение и закрепление полученных знаний о том, что такое материк, сколько их и как они называются. Задаёт вопросы, по прошлым темам уроков. | Учащиеся закрепляют знания прошлого урока. Отвечают на вопросы учителя по прошлой теме урока. |
III. Сообщение темы и цели урока Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Фронтальная, словесный, наглядный. 1.Беседа 2. Работа по учебнику. | -Каждый человек в своей жизни мечтает побывать в различных городах и странах, чтобы узнать много нового и интересного. А вы любите путешествовать? - Ребята сегодня мы отправляемся вместе с вами в увлекательное путешествие по нашей замечательной планете. На земле много стран. Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми из них. А помогать нам будут - гиды. - А кто такой гид? ( Человек, который сопровождает туристов и знакомит их с местными достопримечательностями.) -Давайте посмотрим на политическую карту, но для этого вам нужно открыть учебники на странице 124. -Что на ней изображено? (Разные страны) -А чем она отличается от физической карты? ( Политическая карта показывает расположение и очертания государств мира, со столицами. А физическая - особенности рельефа, водную систему.) - «Физическая» произошло от греческого слова «физис» - природа. - А как по-другому можно назвать эту карту? (Карта природы мира). - Физическими называют карты, на которых изображены равнины, горы, моря, реки, озёра и другие природные объекты. - А сколько континентов на Земле?(6) -Перечислите какие? (Африка, Америка Юж. и Сев., Евразия, Австралия, Антарктида) - Ребята, а чем каждая страна отличается друг от друга? (Разный язык, флаг, герб и т.д.) -Откройте свои учебники на странице 126. Давайте посмотрим, какие достопримечательности есть в городах. -А какие достопримечательности России вы знаете? (Московский Кремль, Мамаев курган, озеро Байкал, Петергоф.) | Ставит перед учащимися проблемную задачу, которую необходимо решить. | Понимают учебную задачу и стараются ее выполнить. Выполняют задания в учебники, работают с политической картой мира. |
IV. Изучение нового материала Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | Фронтальная форма, наглядный и словесный. 1.Рассказ о Великобритании. 2. Беседа. 3. .Рассказ о Франции. 4. Беседа. 5.Рассказ об Соединённых Штатах Америки. 6.Беседа. 7.Рассказ о Китае. | -Прежде чем мы отправимся, все группы получат «Листы путешественников» (таблица №1), познакомьтесь с ними, т.к. когда мы вернемся из путешествия, вы должны будете их заполнить. - Отгадайте, на чем мы будем путешествовать. Это что за чудеса: Дует ветер в паруса? Ни паром, ни дирижабль — По волнам плывет... (Корабль) - Итак, сегодня мы отправимся в путешествие по морю. - А в какие страны мы отправимся? Давайте посмотрим и за одно на каких материках эти страны расположены (слайд 3). Кто сидит за первым столом, вы будите вперед смотрящие (движение), вторые рулевые (держат штурвал), третьи и четвертые- юнги (поднимают паруса). Отправляемся в путь! - Когда мы будем подплывать к стране, вы услышите мелодию этой страны и может быть по ней, вы догадаетесь, к какой стране мы приплыли? Звучит 1 мелодия (дети угадывают) Выходит 1 гид (заранее подготовленный ученик и рассказывает о стране) Великобритания – островное государство в Западной Европе. В состав Соединённого Королевства входят Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия. На реке Темзе, расположена столица Великобритании – Лондон. Это один из старейших городов в Европе. В стране до сих пор существует монархия и есть королева, ее зовут Елизавета II. Здесь много зелени, в самом большом парке Лондона – Гайд-парке – собираются туристы. Англия – страна древней культуры, родина талантливых учёных, писателей: И. Ньютона, В. Шекспира. Одной из достопримечательностей Англии является Биг-Бен, эта часовая башня возвышается на 98 метров над набережной Темзы. Циферблаты Биг-Бена смотрят на все 4 стороны света. Спорт занимает важное место у англичан. Многие спортивные игры, распространенные по всему миру, родом из Англии, например, футбол. -И так, какую страну мы с вами посетили? (Великобританию) -Хотели бы вы побывать в этой стране? Звучит 2 мелодия. 2 гид. Столица Франции Париж – один из красивейших городов мира. Страна находится на крайнем западе Европы. Более половины границ омывает Северное море, пролив Ла-Манш, Атлантический океан и Средиземное море. Разнообразны природные условия. Неподалёку от покрытых снегами острогов Альп можно встретить пальмы на Лазурном берегу, а в суровой Бретани – обнаружить средиземноморскую растительность. Запад Франции занимают равнинные неспешно текущими реками. Река Сена, пересекающая столицу страны. Один из крупнейших художественных музеев мира - Лувр тоже находится в Париже. Здание Лувра это старинный королевский дворец. Стеклянная пирамида во дворе Наполеона, служит главным входом в Лувр и является одним из символов Парижа. - Нотр – Дам де Пари - собор Парижской Богоматери – архитектурный шедевр города Парижа. Остров Ситэ, на котором он расположен, - древнейшая часть французской столицы. Строительство собора шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Собор должен был вмещать в себя всех жителей города -10 тысяч человек. Но пока его строили, население Парижа выросло во много раз. На берегу Сены стоит Эйфелева башня – символ Парижа. Высота её вместе с новой антенной составляет 324 метра. Башня является самой посещаемой достопримечательностью мира. -Чем знаменита Франция? (Столицей-Париж) - В каком здании расположен Лувр? ( В здании королевского дворца) 3 гид. Необычное название имеет эта страна. Америка – это континент. А что означают «Соединённые Штаты»? Если мы обратимся к истории, то узнаем, что эта могущественная держава более двух веков назад была колонией Англии. Раньше на этих землях проживали индейские племена: ирокезы, апачи и другие. Столица страны Вашингтон – названа так в честь первого американского президента.13 белых и красных полос на флаге – символ первых 13 штатов. Сейчас их ровно 50 и столько же звёздочек в углу флага. В столице много государственных учреждений, музеев, памятников, парков и нет промышленных предприятий. Самый большой и знаменитый город - Нью-Йорк. Центр города застроен небоскрёбами, находится на острове Манхэттен. Гигантская статуя Свободы в Нью-Йоркской бухте – символ демократии. Это подарок французских граждан к столетию американской революции. Со дня своего открытия, статуя служила навигационным ориентиром и использовалась в качестве маяка. Лос-Анджелес – город с широкими улицами. В нём находится мировой центр кинематографии – Голливуд. Недалеко от Лос-Анджелеса к неописуемой радости ребят создан парк развлечений – Диснейленд. -Как называется знаменитый парк развлечений? ( Диснейленд) 4 мелодия. 4 гид. Китай – очень древнее государство. Столица Китая - Пекин. За свою историю Китай создал очень богатую культуру. В нем проживает 1 миллиард 133 мил. чел. По численности населения Китай находится на первом месте. Много изобретений мирового уровня сделаны именно в Китае. Например: порох, бумага, компас, книгопечатание. | Предлагает прослушать рассказ о странах мира, который подготовили ученики. Слушает рассказ учеников-гидов, задаёт вопросы учащимся по прослушанному. Слушает рассказ учеников-гидов, задаёт вопросы учащимся по прослушанному. Слушает рассказ учеников-гидов, задаёт вопросы учащимся по прослушанному. Слушает рассказ учеников-гидов, задаёт вопросы учащимся по прослушанному. | Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя. Ученики-гиды рассказывают сообщения о странах, которые они заранее подготовили. Ученики слушают рассказ о Великобритании, беседуют об особенностях страны. Ученики слушают рассказ о Франции, беседуют о достопримечательностях страны. Ученики слушают рассказ о США, беседуют об особенностях страны и достопримечательностях страны. Ученики слушают рассказ о Китае, беседуют об особенностях страны. |
Фронтальная, словесный, наглядный. 8. Работа в учебнике. | -Откройте свои учебники на странице № 128. Посмотрите путешественники Серёжа и Надя приготовили для вас рассказ об ещё одной стране, Венгрии. Давайте же узнаем, чем интересна эта страна? (Ученики читают текст по абзацам.) | Предлагает прочитать параграф учебника. | Читают текст учебника о Венгрии. |
Физкультминутка | Путешествуя по странам Утомились мы в пути. Предлагаю вам, ребята, Встать и с трапа всем сойти (Ученики встают и шагают на месте) Посмотреть направо, Посмотреть налево, (Повороты головой) Потянуться к солнцу, Удивиться: "Где мы?" (Пожать плечами) Пролетают птицы, Крылья расправляют (Машут руками) Деревья - великаны Ветками качают. Через ручьи и кочки Мы перепрыгнем ловко, Для первооткрывателей Всегда нужна сноровка. (Прыжки) Вдыхаем свежий воздух, Как бабочки кружимся (Повороты вокруг себя) И на цветок чудесный Спокойно мы садимся. (Садятся за парты) | В стихотворной форме организует и проводит физкультминутку | Учащиеся повторяют движения и выполняют |
Фронтальная, индивидуальная форма работы, словесный, наглядный метод. 4.Выполнение задания №1 в рабочей тетради | - Откройте тетради на странице 79, задание номер 1. Прочитайте, что хочет Муравей Вопросик? (после выполнения задания спрашиваю полученные ответы) - Какие названия стран вы зачеркнули? Почему? (Аргентина, Африка, потому что это материки, а не страны) | Предлагает работу в печатной тетради по закреплению понятий материк и страна. | Работают в печатной тетради, зачёркивают понятия, которые не относятся к странам. |
Фронтальная, индивидуальная, словесный. | -На странице № 80, есть задание под номером 4, в котором вам нужно соединить название страны с её расположением на глобусе. ( Выполняют задание самостоятельно, потом всем классом проверяют.) Канада-4 Алжир-3 Эфиопия-3 Франция-1 Китай-2 Аргентина-5 Бразилия-5 Мексика-4 | Предлагает выполнить задание в рабочей тетради для проверки того, как дети ориентируются на карте и знают расположении стран. | Выполняют задание в рабочей тетради. |
V. Закрепление изученного материала Цель: обеспечение в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | Фронтальная, словесный и наглядный. 1.Выполнение задания в маршрутных листах. 2.Беседа | - Вот мы и вернулись обратно к нам в класс, а теперь давайте проверим, что же вы из нашего путешествия запомнили. - Сейчас вам дается время заполнить свой «Лист путешественника» (на листах сразу написаны страны Великобритания, Франция, США, Китай). Если чего-то вы не знаете, то можно воспользоваться картой (детям дается время на подготовку, а затем они выходят к доске и рассказывают о стране, которая им досталась). Выслушать все группы. | Предлагает закрепить полученные знания с помощью выполнения задания и проведения беседы. | Выполняют задание, тем самым закрепляют полученные знания на уроке |
VI. Итог урока. Рефлексия. Цель: Выявление уровня усвоения учащихся знаний; обеспечить развитие способности к оценочным действиям | Фронтальная, словесный и наглядный. 1.Оценка достижений | -Оцените свою работу на уроке, используя схему самооценки («Маршрутный лист»). Я научился……….. Было интересно………….. Было трудно…………… Могу похвалить себя за то, что………… Могу похвалить одноклассников за то, что……. Мне показалось важным……. | Предлагает оценить работу на уроке. | Оценивают свои достижения на уроке. |
VII.Домашнее задание. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Фронтальная. Беседа. | - Ваше домашнее задание повторить, все что мы сегодня изучали на страницах учебника 126-129, рабочая тетрадь с. 81 № 7. - Всем спасибо за урок! Вы сегодня все хорошо старались! До свидания! | Объясняет домашнее задание. | Слушают учителя, записывают задание в дневник |