1.Мотивация к учебной деятельности. | -Учитель приветствует учащихся. Слышите звонок? Это начинается наш новый урок. Много интересного будем изучать, Значит, будут нам нужны Книжка и тетрадь. Хорошо известно вам, что должен ученик При себе всегда иметь ручку и дневник. А теперь, ребятки, ротики закрыть, Будем мы по теме только говорить. | -Приветствуют учителя. -Настраиваются на урок. | Формировать умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (Л1). | Эмоциональный настрой на учебную деятельность. |
2.Актуализация опорных знаний. | Повторение пройденного материала. -Ребята, а кто мне напомнит, чем вы занимались на прошлых уроках окружающего мира? Что изучали? -Расскажите, как выглядели славяне? -О каких Богах вы узнали? -Какие Христианские праздники вы знаете? -Спасибо. Вы хорошо поработали на прошлых уроках, многое узнали. | -Ответы детей. -Рассказ о славянах (красивые, статные, стройные, сильные, глаза голубые, волосы светлые). -Святки, Пасха и т. д… -Слушают учителя. | Формировать умение выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения (Р2). | Беседа. Обсуждение. Повторение. |
3.Организация познавательной деятельности. 3.1.Целеполагание. 3.2.Открытие нового знания. 3.3.Первичное закрепление. | Работа по теме урока. -Прочитайте пословицу. Ученья корень горек, да плод его сладок. -Как вы понимаете эту пословицу? -Ребята, давайте мы сегодня хорошо поработаем, чтоб получить отличный результат и новые знания, которые понадобятся нам в дальнейшем. -Ребята, предлагаю вам собрать пословицы. (Приложение 1). -Что вы можете сказать об этих пословицах? - Сформулируйте тему урока (Как трудились в старину). -Ребята, вы правы. Сегодня мы будем изучать новый раздел: «Как люди трудились в старину» и узнаем, что создавалось трудом крестьянина и как трудились крестьянские дети. -Какие цели мы можем перед собой поставить? -Послушайте пословицу. Землю солнце красит, человека труд. -Вы согласны? -Труд не только кормит, но и облагораживает человека, то есть делает его разумнее и мудрее (Виссарион Григорьевич Белинский). Человек, который умеет и любит работать, во все времена пользовался уважением других. Тот, кто умеет что-то делать, тем более хорошо, всегда прокормит и себя, и семью, считалось в народе. Так и наши предки, были очень трудолюбивыми. -Давайте откроем учебник на странице 98 и прочитаем про труд в крестьянском хозяйстве. -Какие ещё культуры стали выращивать крестьяне? -Где ещё трудились крестьяне кроме поля? -На ком лежал весь домашний труд? -Кто может ответить на вопрос «Кто такой крестьянин?» -Предлагаю рассмотреть рисунки сельскохозяйственных орудий труда. -Давайте подумаем, какую работу мог выполнить крестьянин с помощью этих орудий? -Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. -А теперь давайте познакомимся с некоторыми профессиями крестьян. (Приложение 2). Обсудим вместе. -Давайте теперь рассмотрим рисунки на с. 100-101 и ответим на вопрос «Существует ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и женский?». -А теперь ознакомимся с информацией под значком «Этот удивительный мир». -Обсудим прочитанное. -Ребята, в старину трудились не только взрослые, но так же и дети. Они были помощниками для старших. Откройте страницу 102 учебника. Давайте узнаем, как же трудились дети в старину. -Со скольки лет начинали трудиться крестьянские дети? -Чем занимались девочки? -Чем занимались мальчики? -Со скольки лет мальчик мог заменить в хозяйстве отца? А девочка? -Изменились ли орудия труда? -Славянам, стало легче выполнять работу? -Как вы думаете, с годами изменился ли труд славян? | -Читают пословицу. -Высказывают свои мнения. -Слушают внимательно учителя. -Собирают пословицы. -Высказывают свои мнения о пословицах. -Формулируют тему урока. -Слушают учителя. -Определяют цели урока. -Слушаю пословицу. -Да, конечно. -Слушают учителя. -Открывают учебник на странице 98, читают текст. -Рожь, гречиха, овёс, пшеница, ячмень. -Ответы. -Весь домашний труд лежал на плечах хозяйки крестьянского дома. -Отвечают на вопрос. -Рассматривают рисунки сельскохозяйственных орудий труда. -Высказывают свои мнения. -Слушают учителя. -Знакомятся с некоторыми профессиями крестьян. -Рассматривают рисунки. -Пытаются ответить на вопрос. -Знакомятся с информацией «Этот удивительный мир». -Обсуждают прочитанное. -Слушают учителя. Открывают учебник на странице 102. -Читают информацию. -В пять-шесть лет. -Ответы на вопросы. -С 14 лет, с 13-14. -Изменились. -Славянам стало легче выполнять работу. -С годами труд славян изменился, так как изменились орудия труда, им стало легче работать. | Формировать умение понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем (Р1). Формировать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов (К1). Формировать умение строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами (П1). Формировать умение понимать содержание текста, фиксировать полученную информацию (П2). Формировать умение планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры) (Р3) | Стимулирование занимательным содержанием. Беседа. Демонстрация. Обсуждение. Беседа. Рассказ. Работа с книгой. Обсуждение. Демонстрация. Рассказ. Обсуждение. Работа с книгой. Беседа. |
4.Рефлексия учебной деятельности. | -Наше занятие, к сожалению, подходит к концу. -Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Пирамида успеха. Запишите домашнее задание: страница 98-105 учебника. -Вы сегодня хорошо поработали, спасибо. Урок окончен. | -Слушают учителя. -Оценивают свою работу на уроке. -Записывают домашнее задание. -Прощаются с учителем. | Формировать умение развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (Л2). | Самооценка. Беседа. |