Технологическая карта урока окружающий мир в 4 классе по теме " Путешествие в страну Здоровье»"
Описание. Предлагаю вам технологическую карту урока
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Функциональная грамотность Планируемые результаты УУД УУД |
Предметные | УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности, оргмомент (3 мин) Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила . | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. | -Добрый день, ребята! -Здравствуйте! -Давайте, поприветствуем, друг друга так, как вы хотите. -А что значит поприветствовать друг друга? (Поздороваться ,пожелать друг другу здоровья ) - На слайде проказник ветер разбросал пословицы. Собери пословицы. (Слайд 2-4 ) (Здоровье дороже золота. В здоровом теле - здоровый дух. Чистота – залог здоровья. Мое здоровье в моих руках.) - О чем идет речь в этих пословицах? ( Здоровье) | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Ком.УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Сфера учебной деятельностимение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Сфера общения, сотрудничества |
|
II.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. (7 мин) Цели: -организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Объясняют правила После выполнения задания дают самооценку и взаимооценку. | Организует проверку домашнего задания. | Правила о здоровом образе жизни. - А что значит быть здоровым? - Какого человека можно назвать здоровым? (Слайд 6) (когда тебе хорошо, когда ничего не болит, когда ничего не мешает радоваться жизни. Когда можешь выполнить любую работу, это красота, сила, выносливость, стройность…) - Ребята, на плакате изображена планета непохожая не на одну из известных планет, а мы сегодня дадим ей название- планета Здоровья. -Дома вы подготовили и записали правила, которые должны соблюдать люди, которые заботятся о своем здоровье. -Прикрепите листочки с этими правилами на нашу планету Здоровья. - Посмотрим, что же у нас получилось. (Два ученика обобщают ответы детей, зачитывая правила записанные и нарисованные на листках) - Хотели бы вы жить на планете, на которой никто не болеет, у всех хорошее настроение? (Да!) - Как вы думаете, достаточно ли ваших знаний для этого? ( Нет!) - А что нужно сделать, чтобы этих знаний было достаточно? ( Учиться. Узнавать новое.) Сегодня на уроке вы сделаете открытие, но для этого мы отправимся в виртуальный поход. - А как вы думаете ,для чего?(Чтобы путешествовать по стране Здоровья). | Познавательные: общеучебные – поиск и выделение информации, логические – формулирование проблемы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Сфера учебной деятельности Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Сфера общения, сотрудничества Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
III. Постановка цели и задач урока (3мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | | Организует и направляет учащихся. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Называет этап. Организует постановку цели урока. | Мы с вами совершим этот виртуальный поход по стране Здоровья с одной ночевкой в Качалинский лес нашего Тацинского района.(Слайд7.) Мы попробуем в походе вести только здоровый образ жизни, соблюдать все правила по сохранению и укреплению здоровья. А составляющие здоровья будем находить в процессе путешествия, определять их, вывешивать на доску и сравнивать с вашими правилами, которые вы составили дома. -Почему поход назвали именно таким словом? (От слова ходить) -Является движение составляющей нашего здоровья? Попробуйте доказать! ( Движение — это жизнь! Ходьба активизирует кровообращение. Несколько раз за день потягивайся всем телом, напрягая мышцы спины и ног. А если у вас нет времени, то совершайте пешие прогулки. (Слайд 8) - Какое действие помогает быть здоровым? (Движение) На доску вывесим слово ДВИЖЕНИЕ | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Сфера учебной деятельности |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока. Повторяют компоненты сложения: - слагаемое, слагаемое, значение суммы; - первое слагаемое - наверно, из суммы надо вычесть известное второе слагаемое С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | Организует составление совместного плана действий. Хором проговаривают алгоритм. Повторяют упражнения физминутки | Итак, наши рюкзаки собраны, взято все необходимое. В Путь! Мы отправляемся в путь! Проходим хутор Маслов, Крюков, Скосырскую и вот мы добрались до хутора Качалина. ( Слайд ) Сворачиваем по тропинке к реке Быстрой. Здесь мы остановимся на стоянку, расставим палатки, поужинаем и ляжем спать. А завтра, проснувшись, проведем день, как проводят люди, которые хотят быть здоровыми. Итак, спокойной ночи! И тут наступило утро, солнышко проснулось, проснулись все дети, родители педагоги. Лето, тепло, вся команда отправилась умываться и чистить зубы кристально чистой и прохладной водой из родника. (Слайд9) А зачем чистить зубы умываться? (Чтобы не было кариеса, чтобы тело человека было чистым, иначе можно заболеть инфекционными заболеваниями). -Можно еще использовать обтирания полотенцем, смоченным в этой воде или обливание для подготовленных людей -закаливание. - Итак, какие слова являются сейчас опорными? (Чистота, закаливание). Слово ЧИСТОТА и ЗАКАЛИВАНИЕ мы поместим на доску. - Что нам нужно сделать после гигиенических и закаливающих процедур в походе? ( Покушать) -А зачем человек ест? (Чтобы запастить энергией, получить необходимое количество важных витаминов микроэлементов. Жиров, белков, углеводов). -Как называется первый прием пищи? (Завтрак) Завтрак – самый важный прием пищи, задает тон суточному рациону человека, именно поэтому завтрак нельзя игнорировать. Завтрак должен быть не только вкусным, но и питательным. Блюда, выбираемые на завтрак, должны содержать большое количество питательных веществ. Хорошим вариантом на завтрак может быть каша, сваренная на молоке или воде, а также яичная запеканка или блюда из макарон. (Слайд 11-13) | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Сфера учебной деятельности |
V.Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Под руководством учителя формулируют тему урока. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. | Но в походе все готовят вместе и самостоятельно. Задание. Необходимо выбрать из предложенных продуктов те, из которых вы будете готовить завтрак и рассказать о способе приготовления этого завтрака. Вот ассортимент продуктов:крупа овсяная, крупа пшеничная, соль, сахар, вода, крупа гречневая, творог, сметана, чай пакетированный, хлеб. чипсы, газировка, пакетированный суп, макароны быстрого приготовления. (Каждый продукт записан на карточке. Дети выбирают необходимые) -Почему вы не взяли некоторые продукты? (Потому что нужно правильно питаться) -А что значит правильно питаться? ( Питаться 4-5 раз в день, не переедая, есть полезные продукты). -Какое сейчас слово является составляющим здоровья? (Правильное питание). Поместим это слово на доску. Вот мы с вами позавтракали, вымыли посуду, собрали самое необходимое и сейчас совершим экскурсию по лесу. -Кто знает, что мы можем там увидеть? (Природу красивую,чистый воздух,животных) -Что нам потребуется для экскурсии по лесу? (Удобная обувь, удобная одежда, головной убор, питьевая вода). -Как мы будем передвигаться? (За руководителем, по - одному, идти строго по тропе, не подходить к обрыву, не сходить с маршрута). - Сделаем вывод, чтобы быть здоровыми ,что нужно делать? (Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать правила техники безопасности.) Повесим табличку на доску со словом БЕЗОПАСНОСТЬ. Итак , в путь. (Слайд) Если человек устал, хочет пить, что нужно сделать? (остановиться, передохнуть, выпить несколько глотков воды.) Табличка со словом ОТДЫХ вывешивается на доску. Вот мы и добрались до середины леса. Посмотрите на красоту окружающей природы. Как вы понимаете такое выражение «Красота спасет мир» А что в вашем понятии красота? (гармония, совершенство, прекрасное, спокойствие, уравновешенность). Многие люди смотрят на красивые объекты: горы, ущелья, водопады, общаются с животными и излечивают свои недуги. -Какое слово мы прикрепим на доску?( Слово «Красота») . | | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Мотивационно – ценностная сфера Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Сфера общения, сотрудничества |
VI Закрепление с проговариванием во внешней речи и практической работой. (7 мин) Цель: - организовать закрепление учениками способа действий с проговариванием во внешней речи. | Самостоятельное решение уравнения. (на доске опорный лист с алгоритмом записи решения уравнения) С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание индивидуально в тетрадях. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Теперь мы возвращаемся , собираем рюкзаки и идем вдоль реки к оврагу. Для этого нам надо преодолеть спуск. Спуск не сложен, но нужно спускаться очень аккуратно, чередовать спуск и отдых. Во время движения кислород поступает в мышцы, человек становится бодрым, сильным, активным. - Что нам для этого помогает? (Движение). Вот мы и спустились . Все проголодались. Нужно приготовить обед. Задание группам. Составить меню обеда, состоящего из трех блюд. (Слайд10) Учащиеся озвучивают свое меню. Вот мы и пообедали, вымыли посуду, отдохнули и идем в заповедник. Нас встречает егерь. -Что же там интересного? | Учиться составлять меню | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Сфера учебной деятельности |
VII.Музыкальная физкультминутка (Если хочешь быть красивым…) | | | | | |
VIII. Практическая работа с проверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися практической работы. -организовать самопроверку по эталону, самооценку; -организовать выявление места и причины затруднений. | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку | Задание по группам: прочитать информацию и поделиться ею с друзьями. Карточка1. Один из красивейших уголков Сочи. Расположен практически в городе. Рядом- ОК "Спутник". В переводе с черкесcкого Агура- "сухая речка, сухое русло". В засушливые сезоны река пересыхает, обнажая подводную часть каньона. Впервые оборудован для посещения в 1902 году членами Кавказского Горного Клуба для загородных прогулок. На территории представлены все возможные природные достопримечательности Черноморского побережья: пещеры и гроты, каньоны и водопады, отвесные скалы до 200 м высотой и панорамные точки с видами на горы и море. Карточка 2. Ярким акцентом привлекательности района являются: Агурский 3-каскадный водопад, 33-метровая смотровая башня в романском стиле на горе Ахун 630 м над уровнем моря, скульптура "Прометей, разрывающий цепи". Все эти места- визитные карточки города Сочи. В Агурском ущелье представлен весь спектр эндемичной растительности побережья. Карточка 3. Несколько десятков метров вперед по руслу Агуры, и мы у небольшого загадочно-сумрачного водоема, окруженного отвесными скалами. Это так называемая Чертова купель, свое название получила за темный цвет воды. Агура падает в водоем порогом-водопадом из прорезанной в известняках теснины, шириной в самом узком месте всего 2,5 метра. Слева зияет отверстие пещеры – Чертова нора длиной 234м. - Поделитесь информацией . Что выузнали? | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). Сфера учебной деятельности Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Мотивационно – ценностная сфера Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Сфера учебной деятельности |
IX.Физминутка для глаз | Отвечают на вопросы. Выполняют физминутку | Организует физминутку | Здоровым быть хорошо. Но человеку свойственно иметь и вредные привычки. Очень часто после чтения текстов начинают болеть глаза. -Что является причиной утомления глаз? (Плохое освещение, неправильное положение тела во время чтения, несоблюдение режима дня. являются причинами утомления глаз) | | |
X.Закрепление с проговариванием | | | Спать мы будем ложиться вовремя, не будем долго засиживаться у костра. Ну вот мы и добрались до места нашей ночевки, ставим палатки, готовим ужин и готовимся ко сну. -А почему мы должны ложиться спать во время? (Человек должен соблюдать режим дня). -А что еще входит в режим дня? (Чередование сна и бодрствования, прием пищи в определенное время). -Какую карточку нужно прикрепить на доску? (РЕЖИМ ДНЯ) -Каким должен быть ужин? (легкий, вкусный, питательный, полезный). Вспомните, какая карточка у нас уже есть на доске. (Правильное питание) | | |
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку. | Организует фиксирование нового содержания Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Фиксирую: Мы молодцы? (показываю знак вопроса?, затем точку и восклицательный знак!) | - А сейчас давайте посмотрим на доску, прочитаем наши слова и выражения, дадим определение каждой табличке и сделаем вывод. Каждая группа выбирает себе любые три слова. (1.Соблюдайте режим дня. Ложитесь и вставайте в одно и то же время. 2.Самый простой совет выглядеть красивым, здоровым и отдохнувшим. Нормальный сон для человека — 7—8 часов. Если ты спишь меньше, возникает хроническая усталость, которая приводит к снижению настроения и работоспособности. (Слайд 5) 3. Соблюдай чистоту, правила личной гигиены. (Слайд 6) 6. Неправильное питание также может привести к переутомлению. Организм должен получать все необходимые элементы. Не забывайте об овощах и фруктах. (Слайд 7). 7.Закаливайте свой организм. Лучше всего помогает контрастный душ — теплая и прохладная водичка. Не только полезно, но и помогает проснуться. (Слайд 9, 10) 8. И самое главное... (Слайд 11) Плохое настроение усиливает усталость. А усталость бывает причиной плохого настроения. Получается замкнутый круг, чтобы не впадать в такое состояние, старайся чаще слушать любимую веселую музыку — это лучшее лекарство от плохого настроения. Старайся, чтобы в Вашей жизни было больше положительных эмоций. Смотри проще на проблемы и трудности. Наслаждайтесь жизнью! «Паутина здоровья» - В завершение нашего урока давайте вспомним, что значит быть здоровым, что же такое здоровье. Для этого встанем в круг и, передавая клубок, будем «плести паутину здоровья» Передаем клубок, только не рядом стоящему, ответив на вопрос «Что такое здоровье?» Например, здоровье – это красота. Чем больше слов вы вспомните, тем длиннее будут нити нашей паутины. ( В завершение нить отрезать от клубка) Примеры ответов: Здоровье – это красота. Здоровье – это богатство, которое не покупается. Здоровье – мы и природа. Здоровье – это то, что нужно беречь. Здоровье – это сила и ум. Здоровье – это движение. Здоровье – это хорошее настроение. Здоровье – доброта Здоровье – это счастье и т.д.) - А теперь, паутину аккуратно сложим и положим в конверт ( на конверте надпись «Здоровье») и сохраним этот конверт у нас в классе, чтобы мы все были здоровыми, крепкими и сильными. - Посмотрите какой яркой стала наша планета Здоровья! Мы с вами будем красивы, успешны благодаря здоровью. Соблюдайте правила и вы будете здоровы! | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Домашнее задание. | | | Расскажите о своём любимом блюде. Из каких продуктов оно готовится? Чем оно полезно для здоровья? -Наш урок подходит к концу. - Если вы взяли из него для себя что-то важное поднимите зеленый смайлик, если вы считаете что урок прошел без пользы для вас поднимите красный смайлик. Я желаю вам, ребята, Быть здоровыми всегда, Но добиться результата Невозможно без труда. Спасибо, с вами было интересно работать. | | |