kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема: Звук [ж], буква Ж.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:   

    образовательные:

  • познакомить  с буквой Ж и звуком   [ж];
  • учить  давать характеристику звукам;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

   развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема: Звук [ж], буква Ж.»

Технологическая карта урока

обучения грамоте 


Тема  урока:  Звук [ж], буква Ж.


Тип урока: урок «открытия» нового знания.


Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.


Задачи урока:   

  образовательные:

  • познакомить  с буквой Ж и звуком   [ж];

  • учить давать характеристику звукам;

  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.


развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательные:


  • воспитывать интерес к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.


Методы обучения:

  • словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.


Формы обучения:

  • фронтальная работа;

  • парная;

  • индивидуальная.

Формирование ключевых компетенций:

  • учебно – познавательной;

    • коммуникативной


Единица содержания: характеристика звука [ж], обозначаемого на письме букой Ж, ж


Граница знания – незнания:

  • дети знают и умеют читать слова с новой буквой ;

  • не знают, какие звуки обозначает буква Ж, ж


Оборудование: АРМ учителя, фрагмент мультфильма «Дюймовочка», образцы печатных букв «Ж» и «ж», картинки, схемы.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.




Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.


Сегодня на нашем уроке гости.

Я надеюсь, что вы сегодня покажете себя с хорошей стороны, у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.








Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу.


Регулятивные:

волевая саморегуляция.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.




Вчера вы получили задание нарисовать разные машины-помощники человека.


-Кто нарисовал грузовые машины? Поднимите рисунки.

-Легковые?

-Пассажирский транспорт?

- Кто нарисовал специальный транспорт?

- Кто поднимал рисунки 2 раза? Почему?


Посмотрите, какие замечательные рисунки получились у…!


Какой изучаемый звук вам встретился в слове машины?


А теперь откройте маленькие тетради для звукового анализа слов. Давайте выполним звуковую схему к слову машина (машины)

- Кто хочет поработать у доски?


- Посмотрите, так ли у вас получилось?


- Кто пойдет и выберет у доски слова-характеристики для звука [ш]?

-Какая орфограмма вам встретилась в этом слове? (ШИ)
















Звук [ш]


Один человек у доски, другие в тетрадях.


Согласный, глухой, всегда твердый, шипящий


-Ши пиши с буквой И!
















Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.


3.Постановка учебной задачи.


























4. «Открытие» нового знания.
















Создание проблемной ситуации


На доске слова (малыши, груши, мыши, ширина, шипы, кошка, ландыши ,тишина, жук)


Задание:

- На какие группы можно разделить эти слова?

Одушевленные и неодушевленные предметы:

Малыши, мыши, кошка и…


Один и много предметов


Слова из двух и из трех слогов…


А есть ли лишнее слово по количеству слогов?


Произнесите первый звук в этом слове.


Значит, с каким звуком мы сегодня будем работать?


Сформулируйте тему урока! (Тему на доску!)


Мы должны будем:


- Изучить звук [ж] и букву Ж

- Учиться отличать новые звук [ж] и букву Ж от других звуков и букв;

- Учиться читать слова с новой буквой.


- Где новые знания в жизни можно применить?


А сможете ли вы узнать новый звук в словах?

Давайте посмотрим один фрагмент.

Ваша задача – быть очень-очень внимательными!


Фрагмент из мультфильма «Дюймовочка».


-Дети, а знаете ли вы эту сказку?

- Как она называется?

-Кто ее автор?


Давайте теперь вспомним все слова, в которых нам встретился новый звук. (Жук, джентельмен, жилище, жить, жгучее, желание, женой, обворожительная, неожиданно, ждать, пожелаете)


Молодцы! Вы были очень внимательны!


Давайте построим звуковую схему слова жук.


Произнесем первый звук [ж]

Какой он? Гласный или согласный? Почему?

Звонкий или глухой? Звонкий.

Мягкий или твердый? Всегда твердый!

Звук [ж] всегда твёрдый .

Он согласный, звонкий и всегда твердый.

У звука [ж] нет мягкой пары.


Посмотрите, где этот звук расположен на нашей ленте букв!

Но, зато у него есть парный глухой согласный. Какой?


Физкультминутка


Игра «Гости»

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем.

Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.


Или

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке,

Жу-жу-жу, Жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.




Регулятивные:

целеполагание.


Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.




































Знакомство с новой буквой


-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?

- На что похожа буква Ж?


Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.


Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!



Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце ее

Не растопит уже!



Картинки с изображением буквы Ж

(Снежинка, жук, бабочка)



- Ребята, а почему на плакате 4 буквы Ж?


Мы видим 2 большие буквы и две маленькие,

2 печатные и две письменные.

- Зачем нужны большие буквы?





- Где мы встречаемся с печатными буквами?


- А для чего нужны письменные буквы?


А вот такую букву Ж мы скоро научимся писать.


Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слова.


-Открываем Азбуку на с.25

С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему?


Прочти слоги самостоятельно; хором.




-На какие слоги надо обратить внимание? Почему?

-Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”.

Как назовём эти сочетания букв?


-Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания.


-Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти.


-Прочитайте, пожалуйста, вывод на с.26

-Это нужно запомнить!


























Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов, сел, улиц.


Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах.


Ими мы пишем в тетрадях.











“Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”, “е”.


Читают слоги.



Жи, же

Звук [ж] – всегда твердый.

“Опасные”.


Жи пиши с гласной и,

же – с гласной е.


Ши пиши с гласной и,

ше - с гласной е.


Дети читают.

Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;


общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.



Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;




















Личностные:

установка на здоровый образ жизни.







Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.

5. Первичное закрепление.

Чтение слов на с.25

Друг однокоренные

Дружок

Могу однокоренные

Может

Жук

Жучка

Телега

тележка однокоренные



-Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова.

-Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова

- Есть ли здесь слова с буквой Ж в конце слова?

-Придумайте!


-А кто помнит, как мы будем проверять парную согласную на конце слова?


-Прочитайте слова, где буквы [ж] нет!

Или

-Прочитайте слова из 1 слога, из 2-х, 3-х


- Почему одно слово написано с заглавной буквы?


Работа с текстом.


- Рассмотрите картинку с. 25.

-Что делают дети?


- Что делает мальчик?


- Почему он бежит с закрытыми глазами?

- Как называется игра, когда один игрок ловит других с закрытыми глазами?


- От какого слова могло образоваться название игры «Жмурки»?


- А когда мы жмуримся?


А сейчас этот текст нам прочитает…


Куда разбежались дети?

О чем Женю предупредили друзья?

Найдите грустное предложение.





-Что бы вы посоветовали играющим детям?







Давайте прочитаем с вами новую считалку:


Если чиж летит к стрижу,

Ты отходишь, я вожу.

Если стриж летит к чижу,

Водишь ты, я выхожу.

Дети читают.










Дети читают.



Нет

Морж, гараж, еж, манеж, корж, уж

Применим правило «Один-много»









Играют



Жмурки


Жмуриться, щуриться, прикрывать глаза


Когда светит ярко солнышко



В разные стороны

Друзья предупреждают Женю, чтобы он не промочил ноги, не испачкался.

Посоветовал, что место для игры нужно выбирать ровное, без луж.

Рассказал бы новую считалку.










Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.












Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.















Регулятивные:

-прогнозирование.


Личностные:

-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.


6. Включение в систему знаний и повторение.

Работа в парах.


-Ребята, предлагаю вам поработать в парах.


Найдите в тексте слова со звуком [ж]


Какие из них состоят из 2-х слогов?


Составить звуковую схему слов Женя, лужа


Какая пара первая выполнит задание, строит домик!


Какая пара хочет поработать у доски?


Проверка. Поднимите домики те, у кого так же!


-Молодцы! Вы были очень внимательны!

- Так какой же звук [ж]?


Давайте еще рез дадим ему характеристики.


согласный

звонкий

всегда твердый

шипящий

Какой буквой этот звук обозначается? Буквой Ж







Выполняют задания в парах.


















Звук [ж], буква Ж.




Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения.

7. Рефлексия


Вы очень хорошо работали на уроке.

Посмотрите на картинку.

Что это, кто знает?

А для чего он нужен?

Давайте зажжем это прожектор!

Каждому из вас на обложку я прикрепила яркие лучики. Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один лучик. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете оранжевый лучик или желтый. Если было трудно – синий.

- Сначала подходят девочки, выбирают лучики, затем – мальчики.


-Как много детей, которым легко было выполнять задания урока!


Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Спасибо вам за урок!




Прожектор

Чтобы что-то освещать, излучать свет







Дети прикрепляют лучики на доску.

Регулятивные:

-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема: Звук [ж], буква Ж.

Автор: Иванова Лариса Николаевна

Дата: 12.01.2022

Номер свидетельства: 597495

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «Звуки [м,],[м], буквы М,м.»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_obuchieniia_ghramotie_v_1_klassie_po_tiemie_zv"
    ["file_id"] => string(6) "389420"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486556587"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая карта урока обучение грамоте по теме звук и буква Т (1 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_obuchieniie_ghramotie_po_tiemie_zvuk_i_bukva_t"
    ["file_id"] => string(6) "430795"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507060557"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: «Звуки и буквы М, м»"
    ["seo_title"] => string(75) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_obucheniia_gramote_po_teme_zvuki_i_bukvy_m_m"
    ["file_id"] => string(6) "487245"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542995475"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Технологическая карта урока обучения грамоте на тему "Звуки [к], [к'] Буквы К, к""
    ["seo_title"] => string(77) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_obucheniia_gramote_na_temu_zvuki_k_k_bukvy_k_k"
    ["file_id"] => string(6) "600332"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1644946490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс на тему: "Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_obucheniia_gramote_1_klass_na_temu_zvuki_f_f_bukv"
    ["file_id"] => string(6) "536489"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1579453039"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства