| Предмет, класс Математика ,2 класс |
| Учитель Захарова Людмила Викторовна |
| Тема урока: « Задачи, обратные данной». Дата:17.10.2025г |
| Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и практическому применению понятия «обратные задачи», установлению связи между прямой и обратной задачей. |
| Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
| | Отличительные особенности задачи (части задачи). Записывать задачу кратко. Составлять обратные задачи. | Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания. | Уметь слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражать свои мысли в речи, аргументировать свою точку зрения, при этом уважать в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя. |
| Планируемые результаты | Предметные Уметь узнавать и составлять обратные задачи. Уметь использовать в речи термин «обратная» задача. Знать структуру задачи. Уметь решать задачи в одно действие. Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи. Уметь составлять краткую запись или схематический рисунок. Уметь выполнять вычисления изученных видов. | Метапредметные Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя. | Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу. |
| Актуальность использования средств ИКТ |
| Вид используемых на уроке средств ИКТ электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика» ,1 часть |
| Необходимое аппаратное и программное обеспечение компьютер, проектор |
| Образовательные ресурсы Интернет | адреса сайтов: Учи.ру,obrazavr.ru |
| Название этапа | Задачи | Длительность | Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Промежуточный контроль | Примечание |
| I. Организационный момент | Уметь слушать, слышать и понимать партнеров. | 2мин | Эмоциональная , психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. | Громко прозвенел звонок - Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Девиз урока: Главное – внимание! — Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? Чтобы понять новое или сделать научное открытие – надо быть внимательным! С каким настроением вы пришли на урок – покажите при помощи сигналов на «Светофорчике». — Откройте тетрадь и запишите число, классная работа | Демонстрируют готовность к уроку при помощи сигналов «Светофорчика». | Устный опрос. | |
| II. Актуализация опорных знаний. | Устный счёт | 5мин | | Устный счёт 1.Назовите соседей чисел 15,10,25. Назовите следующее число 38,40,57. Назовите предыдущее число 31,78,99. 2.Математический диктант. 1. Какое число больше 20 на 20? 2. Уменьшите 45 на 5. 3. Чему равна сумма чисел 8 и 5? 4. Увеличь 30 на 6. 5. На сколько 4 меньше 13? 3. У вас на столах есть карточки № 1. Повторим связь компонентов при сложении. 40+7=47 20+6=26 У доски 1 ученик. 50+5=55 Самостоятельная работа на местах . — Кто согласен, покажите зелёный сигнал «Светофора», а кто не согласен – красный. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают на карточках. У доски 1 ученик. 50+5=55 Оценивают работу с помощью «Светофорчика». | Работа в тетради. | |
| III. Самоопределение к деятельности | Различать устные приемы сложения и вычитания. | 8мин | | Организует работу учащихся. Посмотрите на числа и расположите их в порядке убывания. Каждому числу соответствует буква. Какое слово получилось? (Задачи). — Итак, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Решать задачи). — Что вы знаете о задаче? Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ). — Как вы думаете, зачем мы повторили связь компонентов при сложении, вспомнили части задачи? Учитель закрепляет на доске карточку со словом «задачи, обратные данной». – Сегодня вы узнаете что-то новое о задачах. Вам самостоятельно предстоит сделать открытие. Давайте распланируем нашу работу: что – сначала, а что потом. План 1. Исследовать новое. 2. Сделать открытие. 3. Закрепить. Тема урока: задачи, обратные данной. — А обратные задачи, это какие? — Попробуете сформулировать проблемный вопрос, который необходимо разрешить на уроке? (Узнать о том, что такое обратные задачи и проверить наши предположения). — Вот сегодня мы будем исследователями, понаблюдаем и разрешим данную проблему. Какие цели вы поставите на урок? Главная цель?. | Уустанавливают закономерности, обосновывают свою точку зрения; оперируют терминами: условие, вопрос, решение, ответ; | Устный опрос. | |
| IV. Гимнастика для глаз. | | 2мин | 48 | Ребята представьте , что мы попали на лесную полянку, где вам нужно глазками следить за движениями предметов. ( на небе светит солнышко, справа пролетела птица, слева кукует кукушка, по земле бежит ящерка). | Выполняют . | | |
| V. Изучение нового материала. | | 9мин | | Задачи на на карточках у детей, схемы краткой записи для заполнения учащимися. Сейчас мы поработаем в роли исследователей. Прочитайте тексты. Это одна и та же задача? В чём сходство? О чем говорится в задаче? (О листочках, сколько у Димы и у Кати). В чём отличие? 1. На экскурсии в осеннем лесу Дима собрал 7 листочков, а Катя - 6 листочков. Сколько всего листочков собрали дети? 2. Катя и Дима собрали 13 листочков. У Кати было 6 листочков. Сколько листочков собрал Дима? 3. Катя и Дима собрали 13 листочков. Из них 7листочков были у Димы. Сколько листочков было у Кати? Ребята, как называется явление в природе, когда падают листья? - Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче? Дима – 7 л., Катя – 6 л., не знаем, сколько всего собрали дети листочков. - Впишите самостоятельно на карточках данные, которые известны и неизвестны в задаче. Д. — 7 л. ? л. К. — 6 л. Решите задачу № 1. - Прочитайте вторую задачу. О чем говорится в задаче? О листочках, которые собрали дети. - Чем задача похожа на предыдущую? Чем отличается от неё? В обеих задачах речь идёт о листочках, и в той, и другой в задаче у Кати 6 листочков. В первой задаче известно, что 7 листочков собрал Дима и 6 листочков собрала Катя ,нужно узнать, сколько всего они собрали. Во второй задаче известно общее количество листочков и сколько у Кати. Не знаем, сколько листочков у Димы. - Запишите кратко условие. Д. — ? л. 13 л. К. — 6 л. Решите задачу № 2. - Что вы можете сказать о решениях этих задач? - Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? Известно, сколько всего листочков, и у Димы. Не знаем, сколько листочков у Кати. - Что надо узнать? Запишите задачу кратко. Д. — 7 л. 13 л. К. —? л. Решите задачу № 3. - Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.) - Что одинаково? (Данные, числа.) — Чем отличаются? - Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.) — Чем отличаются? (Действиями: 1) + 2) - 3) - ) - Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.) - Конечно, это обратные задачи. — В какой форме мы записали задачи? (в форме краткой записи). — А можно их оформить в виде схематического рисунка — Кто может поделиться с Математиком, как понял, что такое обратная задача? (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится неизвестным, а неизвестное известным), называются обратными первой). — Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи) — Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их). — Что ещё нового мы узнали? В каком виде можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок). — Проверили мы наши предположения? Математик говорит, что вы молодцы. | Исследуют ,делают схемы краткой записи задачи. находят сходство и различие, объясняют термин «обратные задачи». | Делают выводы | |
| VI. Физкультминутка | | 2мин | | Ваня шел, шел, шел И грибок нашел. Раз грибок, два грибок Положил в свой кузовок. | Выполняют элементарные физические упражнения | | |
| VII Работа по теме урока (первичное закрепление знаний). | Развивать умение ориентироваться в системе знаний. | 7мин | | Контролирует работу — Откройте учебник на стр. 26, № 2. — Откройте тетрадь и запишите «Задача 2.» - Прочитайте задачу. Запишите кратко на листах со схемами. Л . - 3 р. ? р. Ок. — 4 р. — Решение и ответ задачи запишите в тетрадь самостоятельно. Один ученик читает решение вслух. Дети сигнализируют смайликами. — Составьте обратные задачи (устно). Работа в паре. 1 ученик решает на доске . Дети сигнализируют смайликами. Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. — Кому было легко решать задачи, покажите зелёный сигнал «Светофора». — Кто затруднялся при работе с этим заданием, покажите жёлтый сигнал. — С какой целью выполняли это упражнение из учебника? ( Закрепили умение решать задачи, учились устно составлять и решать обратные задачи). | Читают задачи, анализируют их; соотносят тексты задач со схемами краткой записи; выбирают схемы, соответствующие текстам задач; выполняют самостоятельно решение, осуществляют самопроверку в паре : решают задачу с вопросом: Сколько поймал лещей? у доски : решает устно задачу с вопросом: Сколько поймал окуней? Фронтальная проверка. | | |
| VШ Рефлексия учебной деятельности Подведение итогов урока | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | 3мин | | - Какая цель стояла в начале урока? - Что нового вы узнали на уроке? – Какие открытия сделали? — Какие задачи называются обратными? — Кто испытывал трудности при работе? Что нужно сделать, чтобы их устранить? Какие качества ученика вам помогали в работе? Оцените свое отношение к результатам урока. Вы довольны результатами? Работой на уроке? Какое у вас настроение? Оцените свою работу на уроке при помощи «Светофорчика». | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | | |
| IX Домашнее задание | | 2мин | | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. № 3, 4 с. 26 | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Запись задания в дневник | |
| | | | | | | | |