Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Здравствуйте! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. -Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите, как нужно вести себя на уроке? Давайте проверим вашу готовность к уроку! Все ли у вас есть на столах? Карандаш, ручка, тетрадь, учебник. | Здравствуйте! - не шуметь - слушать учителя -проверяют готовность к уроку | К (2) |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Ребята, какой раздел учебника изучаем? -Какие произведения прочитаны вами из этого раздела? -Сейчас, мы с вами проведём речевую разминку. Обратите внимание на доску. | Поэтическая тетрадь «Весенняя гроза», «Листья», «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой» Ответы детей | К (2) П (1,2) Л (1) |
Этап выявления места и причины затруднения. | Беседа об авторе. - Сегодня на уроке мы вновь встретимся с удивительным поэтом, который тонко чувствовал природу, умел радоваться любым ее проявлениям. Посмотрите на слайд, что на нем изображено? Что такое степь? Степь - это равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является отсутствие или очень малое количество деревьев. Степь, это довольно однообразный пейзаж, там нет ни гор, ни лесов. Как вы думаете, что бы мог написать поэт о степи? Какое бы он сочинил стихотворение, скучное или радостное, интересное или не очень интересное? Хотелось бы вам узнать, как бы звучала степь в стихотворении? Давайте узнаем, так ли это. А для этого познакомимся с творчеством поэта Ивана Саввича Никитина. И тема нашего урока И. С. Никитин. Сформулируйте цель урока, опираясь на тему нашего урока. | Степь Равнина, поле без деревьев или их там очень мало. Ответы детей Да Познакомиться со стихотворением И.С. Никитина. | П (1) К (2) |
Этап построения проекта выхода из затруднения. | Слайды 1. - Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт. Родился он в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. помогал отцу в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средств. впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку. -Дети с удовольствием читают такие стихотворения И.С. Никитина как: "Дитяти", " Дедушка", "Когда один, в минуты размышленья..." и многие другие. -Итак, что вы узнали об И.С. Никитине? | Слушают рассказ, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора Ответы детей. | К (1,2) П (1) Л (1) |
Этап реализации построенного проекта. | Подготовка к восприятию произведения. - Закройте глаза, тихо произнесите слово «весна». Подумайте, что приносит нам весна радость или печаль? - Да, у весны не простой характер. Все дарит нам - и радость, и печаль. Работа над стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно...» 1.Первичное чтение произведения. -Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, к кому обращается поэт Никитин. 2.Эмоционально-оценочная беседа. -Какое впечатление произвело на вас это произведение? -К кому обращается поэт Никитин? 3.Вторичное чтение. -Ребята, самостоятельно прочитайте жужжанием это стихотворение и подумайте, какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина. — Понравилось вам стихотворение? А о чем оно? - Какие вам слова были непонятны? - Прочитаем по цепочке, по две строчки стихотворение 4. Беседа по прочитанному — Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Опишите их. — Как называет автор траву? — К кому обращается поэт? — Согласны ли вы, что поэт изображает степь как живую? Докажите. — Как бы вы озаглавили стихотворение? — Ребята, а все ли слова и выражения вам были понятны в тексте? — Объясните значение слов. Полно (спать беспробудно) - Ковыль — В угоду косцам — Копна — 5. Подготовка к выразительному чтению — Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: быстро, четко и громко произнося слова, или напевно, медленно. -При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд (слайд) Физкультминутка. | Ответы детей К степи (О том, как наступает весна.) Ответы детей Чтение стихотворения (Примерный ответ. Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росой. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, как невеста, т. е. первая картина о том, как степь расцветет. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина описывает небо, по которому плывут тучки.) (Муравой.) (Поэт обращается к степи.) (Примерный ответ. Да, поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней: Степь моя, полно спать беспробудно... Пробудись и умойся росою, в ненаглядной красе покажись. Принакрой, нарядись, полюбуйся...) (Предположения детей.) значит, хватит. степная трава. удовлетворить желания косцов, сделав им приятное (хорошей травой). небольшой округлый стог сена, снопов. (Будем читать медленно, напевно.) | К (1,2) П (2) Л (1,2) |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | (Работа в парах над выразительностью чтения) 10. Выразительное чтение стихотворение - Оцените чтение стихотворения своих товарищей? - Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему? С творчеством какого поэта познакомились на уроке? -Как называется его стихотворение? – Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением. – Какова основная мысль стихотворения? -Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе? (слайд) -В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта. (слайд) | Памятка "Как читать выразительно". 1. Правильно ставь ударения. 2. Соблюдай паузы. 3. Выбери силу голоса (громко, тихо). 4. Определи темп (быстро, медленно) 5. Читай эмоционально. 6. Покажи интонацией свое отношение к произведению Ответы детей Ответы детей И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…» Ответы детей Да | Р (1,2) П (2) |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | 1.Составление синквейна. -Теперь составим «синквейн» к этому стихотворению. - Вспомните, что такое «синквейн» (слайд) | Памятка. а) 1строка – подлежащие (тема) б) 2 строка - 2 прилагательных (раскрывает тему) в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме) г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение) д) 5 строка - вывод (слово –ассоциация с первым словом) И. С. Никитина | Р (1) К (2) |