III | Постановка проблемы. | Формирование представления детей о понятии «фантазия». | Предлагает обсуждение возникновения понятий. | Обсуждают совместно с учителем особенности понятий. Проговаривают ответы (о фантазии, выдумке, воображении). | Отгадайте загадку, к кому мы отправимся в гости. Все вы знаете его. Он не знает ничего. Мне ответьте без утайки Как зовут его … (Незнайка.) Вспомните, в первом классе мы прочитали рассказ о Незнайке. - Незнайка сочинял стихи. - Получились ли стихи у Незнайки? Давайте вспомним некоторые из них. -Незнайка сочинял стихи про своих друзей. Они обиделись и сказали, что он всякую неправду сочиняет. - Почему можно фантазировать про себя самого и нельзя - про своих друзей? Потому что никогда не знаешь, что покажется обидным окружающим тебя людям. - Вам знаком писатель, рассказавший о Незнайке? Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? (о фантазии, выдумке, воображении) - Я вас приглашаю в страну ФАНТАЗИИ. | Познавательные: Уметь ориентироваться в окружающем мире, используя жизненный опыт и имеющуюся информацию. |
IY | Работа по новой теме. | Знакомство с произведением Н. Носова «Фантазёры», разграничение понятий «выдумка» и «ложь». | Включает учащихся в работу через игровую деятельность. Устраивает выставку книг Н.Носова. Использует приём «Корзина идей». | Работа с рисунками, портретом писателя. Дети рассказывают то, что они знают об этом авторе. Дети называют прочитанные книги Н.Носова. В толковом словаре находят значения слов: фантазёры, фантазировать, фантазия. Высказывают идеи по поводу названия героев – фантазёрами. | - Рассмотрите выставку книг Н. Носова. Что вы о нём знаете? Учитель обобщает всё сказанное детьми об авторе. - Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мультфильмы. Он был отзывчивым, добрым, очень честным человеком. Николай Носов не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. - О ком и для кого писал Носов? Какие у него рассказы? - Сегодня мы познакомимся с рассказом Н.Носова – «Фантазёры». С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что произошло, рассказать обо всем этом так увлекательно, чтобы вас внимательно слушали? - Давайте подумаем: кто же такие фантазёры? Фантазия - нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное, способность к творческому воображению. - Уточните значение этого слова из толкового словаря подберите синонимы. (Выдумка, затея). Фантазёры- люди, которые любят фантазировать, мечтать Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол. (Фантазировать). Фантазировать – выдумать что-нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное. -Как называют человека, который любит фантазировать? (Фантазёр) Фантазёры- люди, которые любят фантазировать, мечтать. Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова. - Почему Н.Носов назвал своих героев фантазёрами? Предлагаю вам заполнить корзину идей. (Дети высказывают свои идеи, а учитель коротко их фиксирует на доске.) | Познавательные: Уметь правильно определить ответ по описанию. |
YII YIII IХ Х | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Домашнее задание. | Уточнение плана достижения цели урока; умение читать по ролям. Выявление границ применимости нового знания, повторение учебного содержания. Рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует подводящий диалог для осознания понятий врун и фантазёр, их разницы. Организует и контролирует работу детей. С помощью подводящего диалога помогает детям сделать вывод о главной мысли прочитанного произведения. | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя уточняют цель, составляют и проговаривают план своих действий. Ученики строят план достижения цели. Выполняют задание на листочках. Оценивают собственную деятельность на уроке. Обсуждают и записывают домашнее задание. | - Какая была цель? - Определить, чем отличается неправда от фантазии. - Кто нам поможет? ( Наши герои Мишутка и Стасик, Игорь). - Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик. Чтение по ролям. (Читают до слов: - На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!) -Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему? - Какой ещё глагол в тексте вам встретился, для обозначения того, что делали ребята? (Врать.) - Как называют человека, который врёт? (Врун). -Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»? (Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.) - Чем отличается врун от фантазёра? (Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинительства.) - Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга? - Что в этой истории, правда? (Встреча с акулой в море и ёё нападение могли произойти в реальной жизни) -Что в этой истории неправдоподобно? (Что Мишка ходил без головы, и что у него выросла другая.) - Как развивались события дальше? (Тут пришёл соседский Игорь…) - Что сказал ребятам Игорь? - Что ответили ребята? - Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (Обманывать.) - Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает? (Обманщик.) - Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны? - Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю? - Как Игорь придумывал? Прочитайте. («Сейчас…») - Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм? - Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? - Трудно ли сочинять? Приходилось ли вам сочинять? - Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. Как ребята отнеслись к поступку Игоря? - Как вы относитесь к поступку мальчика? - Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы? - Как вы понимаете значение слова брехун? - Подумайте, какое родственное слово можно подобрать? (Брехать.) Часто ли мы используем в речи это слово? Каким синонимом его можно заменить? (Обманывать, врать.) - Зачем используется такое грубое слово? - Что произошло, когда Игорь ушёл? (Ребята купили мороженое.) - Кого встретили мальчики? - Какое настроение было у Иры? Какие слова помогают это понять? - Почему плакала Ира? ( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.) - Как ребята утешали Иру? Прочитайте. - Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует? Зачем он это делает? - А как бы вы посочувствовали девочке? - Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра. - Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие слова в тексте подтверждают это? (Засмеялась Ира.) -С кем из ребят вы хотели бы дружить? Работа в группах и парах. (Ученики получают карточки с заданием.) Карточка для первой группы: - Какие из словосочетаний, характерны для фантазёров, а какие - для врунов? (придумывать ради собственного удовольствия; хочет обмануть кого-то с выгодой для себя; хочет сочинить интересную историю; сочиняет истории для того, чтобы их читали другие; обманывает, чтобы получить какую-то пользу; придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие) Карточка для 2 группы: - Поделите слова на две группы и объясните свое решение: фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобретать, лгать, врать. - Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны» или «Обманщики»? (Героями рассказа являются Мишутка и Стасик, они и есть фантазёры - безобидные выдумщики. А Игорь - обманщик. Он вызывает только осуждение и гнев.) - Чему хотел научить вас Н.Носов своим рассказом? В чём главная мысль? (С человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно. Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие, дарят хорошее настроение. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает и пользуется слабостью других – это нечестно и вызывает осуждение.) - К какому жанру можно отнести это произведение? Выберите нужный ответ: стихотворение сказка рассказ - Ребята, что вы нового узнали сегодня на уроке? Оцените свою работу. 1 в.: проинсценировать содержание Н. Носова «Фантазёры» (в парах). 2 в.: сочинить фантастические истории. | Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определить способы исследования Познавательные: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках Коммуникативные: Учиться работать в группах и парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме |