2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. | Словесный, практический. | -О чём мы будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадки: Тридцать три богатыря К нам пришли сюда не зря. Изучая их секреты, Ты на всё найдёшь ответы. Но скажи-ка нам пока, Как зовут их ... Буквы – значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд, Каждый в условленном месте стоит И называется … -Ребята, давайте попробуем определить тему нашего урока. -Верно! (1 слайд) | Азбука Алфавит Алфавит (Азбука) | Ф, П | | | Р: планирование, прогнозирование, К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. |
3.Работа по теме урока. | Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия; на этой основе построить алгоритм; зафиксировать новый способ действия. | Практический | (2 слайд) Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке. (3 слайд) (Каждая буква занимает своё место и имеет название. Вам не нравится, когда ваше имя произносят неправильно. Вот и буквы обижаются, когда их имена забывают. Давайте правильно их назовем.) -Чем знамениты Кирилл и Мефодий? (4 слайд) (Кирилл и Мефодий - братья. Родились в Греции. Они служили церкви, были монахами и учеными. Это они придумали Азбуку, буквы, для наших предков в далеком прошлом. В старорусском алфавите было 43 буквы: 25 братья взяли из греческого алфавита, а 18 букв придумали). - А сколько букв сейчас в нашей Азбуке? - А на какие группы делятся буквы? - Как вы думаете, зачем нужен алфавит? -Названия букв алфавита необходимо знать. ( 5 слайд) (Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице тоже стоят по алфавиту.) Это интересно! - А вы знаете, что самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в имеют итальянцы. У них алфавит состоит из 21 буквы. - Почему так важно знать порядок букв? (6 слайд) - Алфавит используется для составления различных справочников (например, телефонного), каталогов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Раз – подняться, потянуться, (Потянулись.) Два – согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.) Три – в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре – руки шире, (Руки в стороны.) Пять – руками помахать, (Махи руками.) Шесть — на место сесть опять. (Присели.) (7 слайд) - На слайде представлено задание, ребята коллективно выполняют. (Устно) - А теперь небольшая викторина. 1. Сколько всего букв в русском алфавите? 2. Для чего нужны буквы? 3. Какие две буквы не обозначают звуков? -Открываем блокноты и записываем сегодняшнее число. (8 слайд) - Перед вами несколько слов. 1. Мышь 2. Автобус 3. Адрес 4. Дуб - Данные слова, находятся не в алфавитном порядке. - Расположите слова в алфавитном порядке. Запишите в блокнот самостоятельно. | 33 буквы Гласные, согласные 33 буквы (мягкие и твердые) | Ф, П | Презентация | - | Р: планирование, прогнозирование; П: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | Самоопределение, настрой на успех в учении. |
4. Рефлексия. | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Словесный | Игра «Да – Нет» (приготовили ладошки, если верное утверждение – хлопаем, если неверное - не хлопаем): - Я – первая буква в алфавите. - В русском алфавите 35 букв. - В русском алфавите 21 букв, обозначающих согласные звуки. - В русском алфавите 3 буквы не имеют звука. (Ь,Ъ) - В русском алфавите 10 букв, обозначающих гласные звуки. (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.) - Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке. -Вот и заканчивается наш урок. Давайте подведем итоги. -Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. | (Нет). (Нет). (Да). (Нет). (Да). (Да). | Ф | | - | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: анализ, обобщение. | Смыслообразование |