2. Актуализация знаний. Цель: Актуализировать имеющиеся знания о растениях. Мотивировать обучающихся к изучаемой теме. | Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний. -Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящен наш урок. ЕЫНТОВИЖ -Вспомните, на какие группы делятся животные? Животные звери птицы рыбы насекомые земноводные -Назовите признаки различных групп животных и приведите примеры. Отгадывание загадок. Назвать группу, к которой относятся это животное. Какие признаки этих групп животных? Домовитая хозяйка Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком — Он поделится медком. (Пчела – насекомое) (Слайд 2) Хищная рыба, В речке живёт, Рыбам другим, Житья не даёт! (Щука – рыба) (Слайд 3) Концерт начинается, Ночь опускается, Квакают подружки, Зелёные… (Лягушки – земноводные) (Слайд 4) Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, Голова торчит, да ноги. (Черепаха – пресмыкающиеся) (Слайд 5) Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. (Сова – птица) (Слайд 6) Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка – зверь) (Слайд 7) | Вспоминают материал по вопросам одноклассников. (Обучающийся задает вопрос одному из сверстников, который правильно ответив на него, задает следующий вопрос другому обучающемуся) Расшифровывают анаграмму. Вспоминают группы животных, составляют кластер. | Личностные: Проявление познавательной активности. Метапредметные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Предметные: Повторение пройденного материала. Сравнивать объекты природы, делить их на группы. |
3. Изучение нового материала Цель: Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения отгадывать загадки, развитие умения объяснять смысл названий, используя этимологию. | Проблемный вопрос: Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных. Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать представление о том, на какие еще группы можно разделить всех животных. – Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. -Прочитайте тему урока на с.72 учебника. Какие учебные задачи мы поставим перед собой? – Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка. Предлагает отгадать загадки. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова) (Слайд 8) Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (Баран, овца) (Слайд 9) У кого рога длиннее хвоста? (У козы) (Слайд 10) Хвост крючком, нос пяточком. (Свинья) (Слайд 11) (Презентация с картинками домашних животных). - Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные). Учитель предлагает детям объяснить название домашние животные, используя этимологию. На доске заполняется таблица. Домашние животные | Рыбы, звери, насекомые | Травоядные Хищники | Живут у человека | Заботится о них человек | Задаёт вопросы. - Каких домашних животных разводят в нашем крае? - Для чего человек выращивает домашних животных? Задаёт вопрос. - Чем животные платят человеку за любовь, ласку, внимание? (Заполняется таблица.) - продукты питания - шерсть - транспортное средство - охрана жилища - декоративное значение | (Слайд12) Задаёт вопрос. Как человек заботится о домашних животных? (Фронтальный опрос) Задаёт вопрос . Кто заботится о детёнышах домашних животных? (Слайд 13) Проблемный вопрос. -Как появились домашние животные? Просмотр видеоролика «Как появились домашние животные». Задаёт вопрос . - Что мы узнали о домашних животных? Предлагает отгадать загадки. Я — лесной исполин брожу меж сосен и осин. Если голову закину, то достану гроздь рябины. (Лось) (Слайд 14) Удивительная птица не боится простудиться. Целый день в воде стоит, но вполне здоровый вид. Не нужны таблетки, капли для болотной серой… (Цапли) (Слайд 15) Под листиком живёт ленивая толстуха. Сидит, раздув живот, свою добычу ждёт Комарик или муха летят ей прямо в рот. (Жаба) (Слайд 16) Всех жучков она милей, спинка алая у ней. На спине кружочки —чёрненькие точки. (Божья коровка) (Слайд 17) Задаёт вопрос . -Какие ещё есть животные? (карточка со словом «дикие» появляется над группой картинок) Кто заботится об этих животных? Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных? Даёт задания группам. На доске заполняется таблица. Дикие животные | Рыбы, звери, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные. | Травоядные Хищники | Живут в полях, лесах, болотах, реках, морях, пустынях. | Заботятся о себе сами. | (Слайд 18) | Дети выясняют, что им необходимо, чтобы разделить всех животных на две группы. (Называют группу домашних и группу диких животных). - О животных. - Дикие и домашние животные. - Ответы детей. Отгадывают загадки, по характерным признакам выделяют группу домашних животных. Объясняют, что значит домашние животные с помощью этимологии слова. Работают в группах. Находят ответы на вопросы. 1 группа. Какие виды животных относятся к домашним? 2 группа. На какие группы делятся домашние животные по способу питания? (Травоядные и хищные) 3 группа. Где живут? Как питаются? - Ответы детей. - Рассматривают иллюстрацию в учебнике с.73. Работают в группах. Находят ответы на вопросы. 1 группа. Что дают человеку звери (корова, свинья, овцы, собака, кошка, кролики, лошади)? 2 группа. Что дают человеку птицы? 3 группа. Что дают человеку насекомые и рыбы? (Примерный ответ. Животные дают человеку мясо, жир, молоко, творог, яйца, мёд, кожу, пух, перья, шерсть, воск, лекарства. Охраняют жильё. Лошадей человек использует как транспортное средство. Человек получает радость от общения с животными.) (Примерный ответ. Люди кормят их, готовят комбикорм, косят и сушат траву, пасут в загонах. Строят им жилища: для поросят – свинофермы, для коней – конефермы, и т.д. Ветеринары заботятся о потомстве, делают прививки, лечат питомцев.) Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают, оказывают медицинскую помощь, строят им жилища, заботятся о потомстве. Чтение «Странички для любознательных» с. 74-75 учебника. Отвечают на вопрос. - О детёнышах домашних животных заботится человек. Отвечают на вопрос. Обсуждают видеоролик. Обобщают знания по таблице. Отгадывают загадки. Отвечают на вопрос. -Дикие животные Задания для групп. 1 группа. Какие виды животных относятся к диким? 2 группа. На какие группы делятся дикие животные по способу питания? (травоядные и хищники) 3 группа. Где живут? Как питаются? Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством. Они сами находят пищу, строят им жилища, заботятся о потомстве. | Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение. Метапредметные: Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Фиксирование предполагаемого индивидуального затруднения (отсутствие необходимой информации о животных). Работа с разными видами информации. Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в группе. Предметные: Соотносить группы животных и их существенные признаки. Различать диких и домашних животных. Выделять характерные особенности диких и домашних животных. |
Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала. Цель: Сформировать у детей представление о диких и домашних животных с помощью тренировочных упражнений в учебнике и в рабочей тетради. | Задаёт вопросы: -о каких животных говорится в стихотворении? - К какой группе животных они относятся? Предлагает рассмотреть рисунки из учебника с.72 и определить животных, которые там изображены. - Отметьте зелеными фишками диких животных, а желтыми домашних. - Что вы можете рассказать об этих животных? (Учащиеся рассказывают все, что знают об этих животных, учитель дополняет их ответы, показывает картинки, фотографии, слайды, видеофрагменты.) Выполнение заданий в рабочей тетради. № 1 (с.50) (Вариант 1 подчеркивает диких животных, вариант 2 – домашних. Проверка в парах.) № 2 (с.50). (Вариант 1- первая строка, вариант 2 – вторая строка.) | Ответы детей. Отмечают в учебнике фишками разного цвета диких и домашних животных. Определенный сигнал светофора соотносят с названием животного. Работа в парах. Каждый вариант выполняет свое задание, взаимопроверка по образцу (на доске). | Личностные: Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Проявляют познавательную самостоятельность и активность. Умение адаптироваться к сложным учебным ситуациям. Метапредметные: Высказывания своего мнения. Аргументация своего мнения. Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Предметные: Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных. |
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | -Подводит итог урока. - Вернёмся к нашим целям. Достигли ли мы поставленной цели? - Где и как можно использовать полученные знания? - А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою деятельность на уроке. У каждого из вас на партах лежат смайлики, выберите одного, который соответствует вашему настроению. (Трех цветов) Узнали много нового и интересного, отлично поработали, получили оценку «5». (Зеленый) Хорошо поработали, узнали на уроке новое для себя, получили оценку «4». (Желтый) Не все получилось, получили оценку «3». (Красный.) | Ответы детей. -Да. Мы научились различать диких и домашних животных, узнали об их роли в жизни человека. Дети используют метод «Светофор» | Личностные УУД: Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. Регулятивные УУД: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: Строить рассуждения. Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. |