Комплект технологических карт внеурочных занятий в игровой форме направленных на формирование коммуникативных УУД обучающихся 4 класса
Комплект технологических карт внеурочных занятий в игровой форме направленных на формирование коммуникативных УУД обучающихся 4 класса
Комплект технологических карт внеурочных занятий в игровой форме по программе «Чудеса окружающего мира», направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплект технологических карт внеурочных занятий в игровой форме направленных на формирование коммуникативных УУД обучающихся 4 класса»
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Комплект технологических карт внеурочных занятий в игровой форме по программе «Чудеса окружающего мира», направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Исполнитель:
Федотова Н.А.,
студентка 4 а группы
Руководитель:
Бубенщикова С.А.,
преподаватель
Камышлов, 2023
Комплект технологических карт внеурочных мероприятий в игровой форме по программе «Чудеса окружающего мира», направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса / сост. Федотова Н.А. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023.
Руководитель: Бубенщикова С.А., преподаватель.
Рецензент: Кочнева Г.Н., преподаватель.
Данный комплект технологических карт внеурочных занятий разработан на основе игровых форм и направлен на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса. Технологические карты разработаны с учетом возрастных особенностей.
Материалы могут представлять интерес для учителей начальной школы, студентов педагогической специальности, при организации внеурочной деятельности учащихся.
Российское образование находится на качественно новом этапе своего развития. Согласно требованиям ФГОС НОО школа должна сформировать у учащихся совокупность «универсальных учебных действий», в число которых входят и коммуникативные универсальные учебные действия.
Также ФГОС НОО ориентирует на главный результат образования - становление личностных характеристик выпускника. В частности, подчеркивается, что «выпускник начальной школы должен быть доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение».
В Концепции развития воспитания на период до 2025 года говорится о развитии форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно-полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность.
Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом, демократическом обществе и быть полезными этому обществу.
Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?
В этой связи следует признать актуальным и целесообразным поиск способов насыщения среды развития ребёнка и его непосредственной коммуникации с людьми. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды. Многоаспектное освещение в психолого-педагогической литературе получила проблема коммуникации младших школьников со сверстниками.
Огромные возможности для формирования коммуникативных навыков со сверстниками у младших школьников обладают во внеурочных мероприятиях с использованием игровых форм.
Внеурочные мероприятия – это такие занятия, реализуемые в разных формах работы и не входящее в школьную программу (И.В. Душина).
На сегодняшний день современное образование делает уклон на то, чтобы учащиеся овладели различными коммуникативными умениями. Это говорит о том, что также необходимо формировать коммуникативные навыки со сверстниками. Эти умения можно формировать у младших школьников во внеурочной деятельности. Поэтому целесообразным является подборка технологических карт внеурочных занятий в игровой форме, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
За основу взята классификация коммуникативных УУД А.Г. Асмолова. Конструкты внеурочных занятий разработаны на основе игровых технологий, использование которых описывается в методах, приемах и формах.
Цель: разработка и систематизация внеурочных занятий в игровой форме, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса.
Задачи:
разработка внеурочных занятий в игровой форме по программе «Чудеса окружающего мира», направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса;
систематизация внеурочных занятий в игровой форме по программе «Чудеса окружающего мира», коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса;
оформление внеурочных занятий в игровой форме по программе «Чудеса окружающего мира», коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса.
Планируемый результат методической разработки: разработанный методический продукт призван помочь обучающимся 4 класса в формировании коммуникативных навыков со сверстниками, которые являются обязательным условием их успешного обучения.
Комплект технологических карт внеурочных занятий в игровой форме, направленный на формирование коммуникативных навыков со сверстниками построена на основании следующих принципов:
Принцип научности – содержание заданий не противоречило объективным научным фактам, теориям, законам – современному состоянию наук.
Принцип систематичности и последовательности – логического построение содержание системы заданий выражается в соблюдении ряда правил. Предлагаемый материал планируется, делится на логические разделы, темы, устанавливая порядок и методику работы с ним.
Принцип доступности – учитывает особенности развития навыков сотрудничества со сверстниками у младших школьников.
Принцип сознательности и активности учащихся – ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности;
Принцип деятельностного подхода – формирование навыков сотрудничества со сверстниками.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы – использование различных способов взаимодействия учащихся: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах.
Принцип естественного процесса контроля и оценки - контроль и оценка проводятся в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.
Принцип единства деятельности и общения – общая поставленная цель или проблема, поиск решения поставленных проблем.
Принцип ответственности – это форма деятельности совести учащегося, перед которым лежат определенные обязанности в группе.
Принцип добровольности – работа не должна создавать противодействие со стороны учащегося, он должен сам стать добровольным участником группового или парного процесса.
В основе разработки технологических карт внеурочных занятий лежит игровая технология, поэтому занятие построено в игровой форме:
Игра - путешествие;
Квест – игра;
Виртуальная экскурсия;
Ролевая игра.
В занятиях органично встроены игры направление на формирование коммуникативных УУД, парные и групповая работа.
Комплект технологических карт внеурочных занятий в игровой форме будет интересна учителям начальной школы, желающим формировать коммуникативные УУД обучающихся 4 класса.
Комплект технологических карт внеурочных занятий в игровой форме по программе «Чудеса окружающего мира», направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Цель: формирование и расширение знаний учащихся о такой стране как Бразилия; развитие умения определять цели, функций участников, способов взаимодействия; воспитание чувства уважения к истории страны, чувства товарищества.
Задачи:
- Жизненно-практическая задача: формировать и расширять знания учащихся о такой стране как Бразилия, ее истории, географическом положении, животном и растительном мире, знаменитых людях и достопримечательностях, развивать внимание учащихся, мышление и познавательную активность; развивать умение проявлять инициативу в общении и сотрудничать в поиске и сборе информации.
- Воспитательная задача: воспитание умения действовать согласованно, самостоятельно устанавливать контакты, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Организационно-педагогическая задача: развивать умения определять цели, функций участников, способов взаимодействия, умение организовать совместную деятельность детей на основе работы в паре, группе и в классе.
Условия проведения: классный кабинет, оборудование (политическая карта мира, презентация, видео о достопримечательностях Бразилии, пазлы с историей Бразилии, маршрутный лист, рабочий лист, жетоны - рефлексия).
Способы организации взаимодействия участников: парная, фронтальная, групповая.
План проведения
Этап
Содержание деятельности
Способ организации
Методы, приемы
Ресурсы (время, оборудование)
Организационный
- (Бен виндроу о бразио – добро пожаловать в Бразилию, по-португальски). Здравствуйте, ребята! Нас ждет увлекательное путешествие из 4 стран. Посмотрите на слайд, как много фотографий. Вы поняли, куда мы отправимся сегодня? (Бразилия).
- Верно. Добро пожаловать в Бразилию.
- Как вы думаете, почему мы сначала отправимся в Бразилию?
- А знаете, что такое БРИКС?
- Кто не знает, БРИКС – это межгосударственное объединение, союз пяти государств. Каждая из букв обозначает страну. Итак, первая наша страна – это Бразилия, а уже на следующих занятиях мы узнаем, куда дальше мы отправимся.
- Занятие наше направленно на формирование коммуникативных навыков, таких как: задавать вопрос и отвечать на него, предлагать помощь, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отстаивать свою точку зрения и др. и поэтому для начала давайте проведем опрос, индивидуально.
Проходят методикуоценки коммуникативных способностей личности. (В. Синявский, Б. А. Федоришин).
- Сейчас для того, чтобы начать наше занятие, предлагаю вам привести свои рабочие места в порядок, посмотреть, все ли у вас готово, чтобы мы начали. Все готовы? (Да).
- Отлично! Давайте начинать. Хочу провести игру. Игра называется «Я рад с тобой общаться!».
Игра «Я рад с тобой общаться!»
- Давайте сядем все в круг. Когда я подам сигнал, вам необходимо встать и показать движением свое хорошее настроение, а как вы это сделаете, это вы решаете сами.
Чем вам понравилась игра? Какие у вас сейчас чувства от игры?
- Я надеюсь, что ваше хорошее настроение, которое вы получили от игры, будет сопровождать вас всех на все наше занятие. Давайте начинать!
Фронтальная
Метод: словесный ( беседа),
практический (коммуникативная игра)
2 минуты.
Мотивационно-целевой
- На свете более 200 стран. Куда бы поехать? Я выбрала для вас четыре страны и соответственно у нас будет четыре путешествия. Только четыре. Но говорят, что за одно путешествие, даже если оно продолжается всего неделю, можно получить знаний и впечатлений больше, чем за несколько месяцев обычной жизни. Что ж, давайте проверим!
- В Бразилию мы и отправимся в первую очередь. Предлагаю нам всем быть командой, которые все вместе отправятся в это путешествие. Что бы вы хотели узнать о Бразилии? Что же, сейчас из ваших предположений мы и у знаем о Бразилии.
- Итак, любознательная команда в сборе. В добрый путь!
Фронтальная, групповая (весь класс)
Метод: словесный ( беседа)
6 минут.
Деятельностный
- Сегодня у нас с вами игра – путешествие. У нас будет маршрутный лист, который очень нам понадобится для сегодняшнего путешествия. Приложение 1. А так же у нас будет «Рабочий лист», с помощью которого вы будете фиксировать основную информацию для дальнейшей работы. Приложение 2.
- У нас будут станции. На каждой станции мы будем выполнять различные задания.
- 1 станция «Ролевая».
- Как вы думаете, что необходимо сделать в первую очередь? Нас много, может разделимся на 2 группы и распределим роли? Давайте свяжем название команд с Бразилией.
- Молодцы. Мы распределили роли, у нас 2 группы. Отлично, у вас очень интересные названия. Работаем дальше.
- 2 станция «Сбор данных». Что это значит «сбор данных»? (Необходимо найти и собрать информацию о Бразилии).
- Верно. Сейчас я вам задам загадку для 1 группы. Слушайте внимательно. Чтобы узнать, где искать информацию.
- Загадка:
За раму держусь,
В стены вгрызаюсь,
Как скажи, я называюсь?
- Как вы думаете, что это? (Подоконник).
- Да. Подойдите к подоконнику, к тому на котором стоят цветы и найдите конверт с информацией. Отлично.
- Сейчас я задам загадку для 2й группы. Слушайте внимательно. Чтобы узнать, где искать информацию.
- Загадка:
По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей —
Чиста страница. (Школьная доска).
- Да. Подойдите к доске, рядом с ней найдите конверт с информацией. Отлично.
- Теперь у каждой группы есть свое задание. Отправляемся на следующую станцию.
- 3 станция «Рабочая».
- Сейчас вам необходимо собрать данные. Для начала вам необходимо собрать пазл. Когда вы соберете пазл, вам необходимо будет выделить информацию, которую вы считаете наиболее важной, чтобы ее потом представить всему классу. Приложение 3.
- Вижу, что большинство уже это сделали. Сейчас вы познакомились с историей и знаменитыми людьми Бразилии. Не забывайте фиксировать в рабочем листе основную информацию.
- Сейчас давайте все вместе узнаем о географическом положении Бразилии. Слушайте внимательно и фиксируйте информацию.
Бразилия располагается в Южном и частично Северном полушариях Земли. Бразилия занимает восточную и центральную часть Южной Америки. Наибольшая протяжённость с севера на юг 4320 км, с востока на запад 4328 км.
- Кто-то может мне показать на карте Бразилию?
- Верно. А с какими странами материка она не граничит? (Эквадор и Чили).
Протяжённость сухопутных границ около 16 тыс. км.
- А какими океанами омывается? (Атлантическим).
С востока омывается Атлантическим океаном, протяжённость береговой линии — 7,4 тыс. км. Через территорию страны проходит линия экватора.
- Смотрите, как много мы узнали о Бразилии.
- А сейчас давайте обратимся к презентации и узнаем о животном и растительном мире Бразилии.
Животный мир
- Самая крупная пресноводная рыба в мире, длина которой достигает 4,5 метра – это Пираруку. В переводе с индейского это название означает «красная рыба». Основным местом ее обитания является бассейн реки Амазонка, однако в самой реке ее встретишь не часто, так как пираруку предпочитает тихие речушки с большим количеством растительности и слабым течением.
- Посмотрите какое красивое животное. Семейство кошачьи, бразильское название животного «Гату-ду-мату», что означает – лесной кот. Существует такое поверье, что увидеть лесного кота – это к счастью.
- Посмотрите какое еще одно удивительное животное – это броненосец-мяч. Название этого животного произошло от того, что атакуя, броненосец сворачивается и катится на противника, как мячик. Этот броненосец – самый маленький в своем семействе. Длина его тела около 16 см и вес около 100 грамм.
Здесь обитает удав боа, огромная анаконда, бушмейстер, гремучка, коралловый аспид и другие. В реках водятся пираньи и кайманы. Птицы встречаются как хищные (грифы, гарпии, урубу), так и экзотические (туканы, попугаи, колибри). Обитают в Бразилии и цапли, аисты, розовые колпицы, бакланы и др.
- Сейчас давайте познакомимся с растительным миром Бразилии.
Растительный мир
Западная часть Амазонии покрыта густыми вечнозелеными лесами.
Здесь произрастают около 4 тысяч различных растений. Самыми известными растениями являются бразильские гвинеи и могучие бортолецеи (приносящая ежегодно до 500 кг орехов, которые богаты маслом, высота этого дерева доходит до 50 метров, а диаметр – до 1 метра). Также в Бразилии произрастают огромные молочные деревья, шоколадные деревья, пальмы пириуао, дынные деревья и многие другие виды, относящиеся к экзотическим.
Наиболее знаменитым растением страны является водяная кувшинка, которая имеет огромные размеры, и орхидея.
Представлено широкое разнообразие кактусов самых разнообразных видов, а также произрастает фикус и стрихнос, содержащий очень сильный ядовитый сок.
Самый лучший и самый вкусный кофе в мире производится в Бразилии. Удивительно, но самым любимым напитком бразильцев на протяжении многих веков являлось не кофе, а какао!
Не забывайте фиксировать информацию.
- Вот мы и дошли до достопримечательностей. Предлагаю вам посмотреть внимательно видео и выделить какие же есть самые известные достопримечательности Бразилии.
Видео:https://disk.yandex.ru/i/5cWvBk1y12ztxA
Давайте переходить к следующей станции.
- 4 станция «Творческая».
- На прошлой станции вы собирали информацию и выделяли самую важную. Давайте поиграем и узнаем для чего мы собирали информацию.
Игра «Рисуем вместе»
- В начале занятия мы делились на 2 группы. Сейчас я предлагаю разделиться. Мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать исходя из темы занятия, все вместе. Внесите все знания из рабочего листа, кратко. Можете рисовать и писать. Распределите роли в группе, кто за что будет отвечать.
- Сложность будет заключаться в том, что для рисования я дам каждому из вас только один фломастер, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом фломастерами. Рисование проводится на 2-х ватманах, чтобы дети могли занять удобное положение. Педагог наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.
- Давайте заканчивать.
- 5 станция «Расскажи и покажи».
- Ребята, расскажите пожалуйста, что вы нарисовали? С помощью вашего плаката расскажите о Бразилии кратко, чтобы у вас отложились у каждого знания.
- Вы большие молодцы. Давайте отдохнем и поиграем.
- 6 станция «Отдыхайка».
Игра «Вымышленное знакомство»
- В игру «Вымышленное знакомство». Вы узнали о Бразилии. Вам требуется инсценировать знакомство:
• команды туристов с населением Бразилии;
• Вы и Луис Инасиу Лула да Силва (это президент Бразилии);
- Давайте распределимся, кто с кем будет знакомиться, можете выбрать себе партнера.
- Теперь выберите, кто из вас будет инициатором знакомства, и с кем будут знакомится. Разузнайте как можно больше о Бразилии. (Задача детей, как можно больше рассказать о Бразилии).
- Чему вас научила эта игра?
Фронтальная, парная, групповая
Метод: словесный ( беседа, наводящие вопросы),
практический (коммуникативная игра)
25 минут.
Кульминационный
- У меня приготовлена еще одна игра.
Игра «Круги дружбы»
Играющие: все присутствующие, разбившись на две части. Суть игры: Играющие образуют два круга – внутренний и внешний. «Круги» становятся спинами друг к другу. Игроки, стоящие во внешнем круге по сигналу руководителя начинают движение приставными шагами по часовой стрелке, а игроки, стоящие во внутреннем круге – против часовой стрелки. По команде руководителя «Стоп!» все останавливаются и каждая пара, стоящая спиной друг к другу, поворачиваются лицом, приветствует друг друга и говорит друг другу что-нибудь приятное. Например, «Здравствуйте, Вы сегодня хорошо работали на занятии», «Доброе утро, как хорошо вы провели интервью», «Спасибо тебе большое за работу в группе».
Игра учит: общению, активности, доброжелательному отношению к сверстникам; помогает раскрепостить, объединить и сдружить коллектив.
Парная
Метод: словесный ( беседа),
практический (коммуникативная игра)
5 минут.
Итоговый
- Наше занятие подходит к концу. Давайте проведем рефлексию.
- На парте у вас лежит самолет и карандаши зеленого и синего цвета. Я предлагаю вам раскрасить самолет в зеленый, если вы узнали много интересного из сегодняшнего путешествия. Так же раскрасить самолет в синий, если вы узнали что-то интересное и ранее вам была знакома эта информация.
- Сейчас предлагаю прикрепить наши замечательные самолеты к нашей карте.
- (Мунто обригадо – спасибо вам большое, атэ лагоу – до свидания, по-португальски). Спасибо вам большое! До свидания.
Фронтальная
Метод: словесный ( беседа)
2 минут.
Приложение 1
Маршрутный лист
«Путешествие в Бразилию»
Приложение 2
Рабочий лист «Путешествие в Бразилию»
Напишите несколько фактов:
- об истории: ___________________________________________________
Первые люди появились на территории Бразилии, по разным теориям, между 17 тыс. и 6 тыс. лет до н. э. Уровень развития не был высоким, население Бразилии оставалось на стадии каменного века. В начале колонизации* Бразилии Португалией на её настоящей территории коренное население составляло 7 млн человек, которые в основном вели полукочевой образ жизни. Они жили за счёт охоты, рыболовства, занимались сельским хозяйством.
Для европейцев Бразилия была открыта 24 апреля 1500 года португальским мореплавателем Педру Кабралом. В 1533 году началась португальская колонизация Бразилии, берег которой был разделён на 15 капитанств. На протяжении следующих трёх столетий эта территория была населена португальцами и стала важным экспортёром сначала декоративных пород древесины, затем сахарного тростника, кофе и, наконец, золота.
- *Колонизация — процесс заселения и освоения новых территорий принуждением людей.
2 группа. Знаменитые личности.
1. Пеле (Эдсон Арантис ду Насименту) - один из величайших спортсменов всех времен, удостоившийся награды ФИФА «Игрок века» в 2000 году. В том же году Международный олимпийский комитет признал Пеле спортсменом века.
За свою карьеру футболист выиграл три чемпионата мира, став единственным игроком, достигшим такого успеха. Он также является лучшим бомбардиром сборной Бразилии по футболу, забив 77 голов в 92 играх.
2. Неймар — профессиональный футболист, выступающий за команду «Пари Сен-Жермен» и сборную Бразилии по футболу. Личность Неймара весьма неоднозначна — в то время как многие считают его звездой мирового масштаба, другие убеждены, что его успех несколько переоценен. За всю футбольную карьеру Неймар помог своим клубам выиграть более 20 чемпионатов! Кроме того, на счету футболиста более 50 личных наград, в том числе «лучший бомбардир» Лиги чемпионов УЕФА.
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Цель: формирование и расширение знаний о такой стране как Индия; развитие умения инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; воспитание чувства уважения к истории страны, чувства товарищества.
Задачи:
- Жизненно-практическая задача: формировать и расширять знания учащихся о такой стране как Индия, ее истории, географическом положении, животном и растительном мире и достопримечательностях; развивать внимание учащихся, мышление и познавательную активность, умение проявлять инициативу в общении.
- Воспитательная задача: воспитание умения действовать согласованно, самостоятельно устанавливать контакты, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Организационно-педагогическая задача: развивать умения владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение определять цели, функции участников.
Условия проведения: классный кабинет, оборудование (политическая карта мира, презентация, рабочий лист, приложения).
Методы, приемы: беседа, словесный, практический.
Время на проведение: 40 минут.
Способы организации взаимодействия участников: фронтальная, групповая.
План проведения
Этап
Содержание деятельности
Способ организации
Методы, приемы
Ресурсы (время, оборудование)
Организационный
- (Свадытым – добро пожаловать, на языке хинди). Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами продолжается увлекательное внеурочное путешествие, которое мы начали на прошлом занятии. В какой стране мы побывали на прошлом занятии? (Бразилия).
- Верно. Посмотрите на слайд. Как думаете какая следующая страна? Исходя из того, что каждая буква обозначает страну. (Россия). А следующая, какие страны вы знаете, которые начинаются на букву (И)? (Индия).
- Совершенно верно. Сегодня мы отправимся в Индию. У нас с вами будет квест.
- Сейчас для того, чтобы начать наше занятие, предлагаю вам привести свои рабочие места в порядок, посмотреть, все ли у вас готово, чтобы мы начали. Все готовы? (Да).
- Отлично! Давайте начинать. Хочу провести игру. Игра называется «Зеркало».
Игра «Зеркало»
- Разделимся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения и слова второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока! Пожелайте хорошего настоя на занятие.
- Я надеюсь, что ваше хорошее настроение, которое вы получили от игры, будет сопровождать вас всех на все наше занятие. Давайте начинать!
Фронтальная
Метод: словесный ( беседа),
практический (коммуникативная игра)
2 минуты.
Мотивационно-целевой
- Сейчас я вам дам Рабочий лист. Приложение 1. Вы с ним работали на прошлом занятии. Ваша задача внести как можно больше того, что вы сегодня узнаете, потому что эта информация пригодится вам для работы в конце занятия. Работать вы будете в группах. Но для начала давайте вспомним правила работы в группе.
- Давайте начинать!
- Слушайте внимательно.
Фронтальная, групповая (весь класс)
Метод: словесный ( беседа)
5 минут.
Деятельностный
- У нас с вами сегодня квест. Чтобы найти историю Индии вам необходимо найти конверт с заданием. Но я вам так просто не скажу, где он находится. Для этого вам необходимо выполнить задание и самостоятельно найти.
- Итак, 1 подсказка. Приложение 2. Догадались, что необходимо сделать?
- Что у вас получилось? (Стол учителя).
- Верно. Сейчас ваша задача в группах познакомиться с историей Индии и вписать самое главное в рабочий лист. Можете приступать.
История Индии
2500–1900 годы до нашей эры ознаменовали начало индийской цивилизации вокруг городов Хараппа, Дхалавира и Мохенджо–Даро. Это была территория запада страны. Каста. В переводе с португальского это слово означает «раса». Кастовая система в индии разделяет людей на сословия – касты по праву рождения.
15 августа1947 года Индии была предоставлена признанная Великобританией полная независимость. Официально государство разделилось на индуистскую и мусульманскую Индию. Это деление проходило с тяжелыми кровопролитиями, и мусульманские регионы отошли Пакистану. По сей день Кашмир является территорией, не принадлежащей ни одной из религиозных Индий.
В 1947 году премьер-министром Индии стал Джавахарлал Неру, и в 1950 году уже была принята конституция страны. Вплоть до 1990 годов страной правили два клана – Неру и Ганди.
Через пять столетий в Индии приобретает массовый характер религия Индуизм. Тогда же начали появляться первые касты – жрецы, воины и свободные крестьяне. Впоследствии добавились еще касты слуг и торговцев.
- Вижу вы активно работали в группах. Получайте следующую подсказку где искать. Приложение 3.
- Где же нам искать следующую информацию об Индии? (На подоконнике).
- Пойдемте смотреть. Верно. Можете приступать к работе. Не забывайте фиксировать в рабочий лист.
Географическое положение
В 1947 году произошло разделение этой страны. С тех пор образованы два самостоятельных государства – Индия и Пакистан.
Границы Индии сейчас меньше, чем в исторические времена. Благодаря этому государство оказалось изолированным от других стран. С трех сторон Индию окружают хребты Гималаев, высочайшая вершина которых гора Канченджанга 8856 метров высотой. А с четвертой находится Индийский океан, Аравийское море, Бенгальский залив. Территории Индии принадлежат несколько островов в Индийском океане. Самыми большими являются Андаманские, Никобарские и Лаккадивские острова. Вместе с островами площадь государства составляет 287 590 квадратных километра.
Известнейшие реки государства Инд и Ганг и самые длинные в стране. Инд 3180 километров длиной, Ганг 2700 километров.
Город Нью-Дели столица Индии с середины XVII века. – Можете посмотреть на слайде и карту на доске.
- Держите следующую подсказку. Приложение 4.
Животный и растительный мир
Природа Республики Индии — одна из самых богатых на планете. Её составляют 45 000 видов растений, из них свыше 5 000 — эндемики (встречаются только в Индии).
Представителей более 7 % всей флоры мира можно встретить в Индии. В тропических лесах растут джатовое и саловое дерево (высота до 37 м).
- Обратите внимание на слад, какие высокие деревья.
Леса в северных районах государства включают ольху чёрную, лавр, березу, клен, хвойные, можжевеловые породы, даже берёзы, кедры и ели — в высокогорных областях.
Около 3 000 растений Индии используют в медицине. Из длиннохвойной сосны западных регионов страны готовят целебную смолу.
Мир животных Индии насчитывает меньше видов, чем растительный, но впечатляет сильнее. По всей территории, хотя и в малых количествах, встречаются индийские слоны и бенгальские королевские тигры. Гималаи стали домом для чёрного и бурого гималайского медведя, снежного барса (ирбиса), манула — дикого кота, леопарда, тибетской рыси. Северо-восточные штаты государства богаты редкими животными: там обитают толстый лори, золотые лангуры, кошки темминки, гиббоны Хулока — человекообразные обезьяны.
216 видов змей распространены по всей территории государства, четвёртая часть их — ядовитые. Самая большая из ядовитых змей — королевская кобра: её длина достигает 5 м, а укус способен убить слона. В пресноводных водоёмах живут крокодилы магеры, по мангровым зарослям — гребнистые крокодилы, Ганг и притоки — среда обитания крокодилов гавиалов.
Джайсалмер или “Золотой город”, является городом в индийском штате Раджастан. Джайсалмер был основан на перекрестке верблюжьих караванов, путешествующих по пустыне, с экзотическими специями и драгоценными шелками.
Национальный парк Канха расположен в штате Мадхья-Прадеш, в самом сердце Индии. Национальный парк Канха является одним из тигровых заповедников.
- Надеюсь, вы зафиксировали свои результаты. Сейчас давайте поиграем.
Игра «Рисуем вместе»
- Разделимся на 2 группы. Сейчас мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать исходя из темы занятия, все вместе. Внесите все знания из рабочего листа, кратко. Можете рисовать и писать. Распределите роли в группе, кто за что будет отвечать.
- Сложность будет заключаться в том, что для рисования я дам каждому из вас только один фломастер, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом фломастерами. Рисование проводится на 2-х ватманах, чтобы дети могли занять удобное положение. Педагог наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.
- Ребята, расскажите пожалуйста, что вы нарисовали? С помощью вашего плаката расскажите об Индии кратко, чтобы у вас отложились у каждого знания.
- Вы большие молодцы. Давайте отдохнем и поиграем. Проведем такую игру, которая называется «А ты помнишь?».
Фронтальная, групповая
Метод: словесный ( беседа),
практический (коммуникативная игра)
25 минут.
Кульминационный
- У меня есть еще одна игра.
Игра «Менялки»
- Игра «Менялки». Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого (кто)… (думает, что Индия является соседями с Россией т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим. Цель: развить коммуникативные навыки, активизировать детей. Актуализация знаний по занятию.
Фронтальная
Метод: словесный ( беседа),
практический (коммуникативная игра)
7 минут.
Итоговый
- Давайте оценим друг друга с помощь слайда, как вы сегодня провели это занятие.
- Вы большие молодцы.
- (Боход боход дзенье – спасибо вам большое, худа хазыс – до свидания, на языке хинди).
- Всем спасибо. До свидания!
Фронтальная
Метод: словесный ( беседа)
1 минут.
Приложение 1
Рабочий лист «Путешествие в Индию»
Напишите несколько фактов:
- об истории: ___________________________________________________
Цель: формирование представления о такой стране как Китай; развитие умения определять цели, функций участников, способов взаимодействия; воспитание чувства уважения к истории страны, чувства товарищества.
Задачи:
- Жизненно-практическая задача: формировать и расширять знания учащихся о такой стране как Китай, ее истории, географическом положении, животном и растительном мире и достопримечательностях, содействовать развитию внимания учащихся, мышления и познавательной активности, развивать умение проявлять инициативу в общении, самостоятельно устанавливать контакты, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
- Воспитательная задача: воспитание умения действовать согласованно, самостоятельно устанавливать контакты, реализовывать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Организационно-педагогическая задача: развивать умения организовать совместную деятельность на основе работы в паре, группе и в классе, управлять поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий
Условия проведения: классный кабинет, оборудование (текст информации, рабочие листы, политическая карта, презентация).
Методы, приемы: беседа, словесный, практический.
Время на проведение: 40 минут.
Способы организации взаимодействия участников: фронтальная, групповая.
План проведения
Этап
Содержание деятельности
Способ организации
Методы, приемы
Ресурсы (время, оборудование)
Организационный
- (Хуаньин – добро пожаловать, по-китайски). Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами продолжается увлекательное внеурочное путешествие, которое мы начали на прошлом занятии. Кто-то понял, какая следующая страна? На букву (К). Какая? (Китай).
- Верно. Сейчас для того, чтобы начать наше занятие, предлагаю вам привести свои рабочие места в порядок, посмотреть, все ли у вас готово, чтобы мы начали. Все готовы? (Да).
- Отлично! Давайте начинать. Хочу провести игру. Игра называется «Спасибо!».
Игра «Спасибо!»
- Сядьте, пожалуйста, все в круг. Когда я вам дам сигнал, ваша задача пожелать соседу на против всего того, что вы бы хотели пожелать себе на наше занятие.
- Я надеюсь, что ваше хорошее настроение, которое вы получили от игры, будет сопровождать вас всех на все наше занятие. Давайте начинать!
Фронтальная
Метод: словесный ( беседа),
практический (коммуникативная игра)
2 минуты.
Мотивационно-целевой
- Сейчас я вам дам Рабочий лист.
Здесь рабочий лист у каждой команды будет свой.Приложение 1. Вы с ним работали на прошлом занятии. Ваша задача внести как можно больше того, что вы сегодня узнаете, потому что эта информация пригодится вам для работы в конце занятия. Работать вы будете в группах. Но для начала давайте вспомним правила работы в группе.
- Давайте начинать!
- Слушайте внимательно.
Фронтальная, групповая (весь класс)
Метод: словесный ( беседа)
5 минут.
Деятельностный
- Сегодня у вас будет необычная задача. Вы будите исследователями - историками, географами, зоологами, ботаниками, гид – экскурсовод.
- Сейчас мы распределимся на группы с помощью жребия.
- Какие профессии, что делают?
- Историки будут изучать историю Китая.
- Географы будут изучать географическое положение Китая, с какими странами граничит, какими океанами омывается.
- Зоологи – изучают животный мир.
- Ботаники – изучают растительный мир.
- Гид – экскурсовод будут рассказывать об известных достопримечательностях Китая.
- Вот мы и распределились, можете приступать к заданию, не забывайте фиксировать информацию для своего удобства.
История
Первым государством на территории современного Китая было Шан-Инь. Слово Шан означало народ (шанцы), что создал страну Инь. Происхождение династии Чжоу до сих пор никому точно неизвестно. Но есть две версии:
Первая: люди этой страны были кочевниками (постоянно мигрирующими);
Вторая: чжоусцы являлись соседями шанцев и развивались следом за ними.
Прошло время и на территории Китая появляется первая империя. Ее основатель-реформатор Цинь Ин Ижэн носил так называемый титул Цинь Ши Хуанди – «божественного владыки». Именно здесь и при нем появилось все традиционное величие Китая:
Великая китайская стена и Великий китайский канал;
Денежная система.
Ключевым событием в истории 20 века стало ведение политики открытости и реформ Дэном Сяопином, что перестроил социализм в гораздо удобной и выгодной для Китая специфике. Благодаря ей удалось заново привлечь инвесторов и создать сильную экономику, заимствовать продукцию и технологии, вести глобальную торговлю и улучшить образование.
Географическое положение
По площади Китай занимает третье место в мире после России и Канады. Расположен он на юго-востоке Азиатского континента, и омывается морями Тихого океана. Это, самое крупное государство Азии, с запада граничит с Казахстаном, Таджикистаном, Афганистаном и Кореей. На юге соседи Китая Индия, Пакистан, Бирма (Мьянма), Непал, Лаос, Вьетнам и Корея. Самая протяжённая линия границы Китая с Россией, её длинная восточная часть протянулась от Тихого океана до Монгольско-Китайской границы, а затем совсем небольшая западная (всего 50 км) часть от Монголии до Казахстанско-Китайской границы. Морские границы КНР делит с Японией.
Растительный мир
Если представить только количественные показатели растительного мира Китая, то и они впечатляют. На территории государства произрастают около 2 800 видов деревьев и более 7 000 видов древовидных растений, 300 видов фруктовых деревьев и кустарников, 4000 видов лекарственных трав и цветов.
Восток насчитывает около 25 000 видов растений. Двигаясь с юга на север, вы встретите таёжные леса с корейскими кедрами, даурской лиственницей, смешанные и лиственные леса с дубами, клёнами, липой, маньчжурским орехом (от Амура к Янцзы), разнотравно-злаковые степи Прихинганья.
Очень много в Китае цветов. Любимый, ставший символом государства, — пион. Не уступает ему в популярности мэйхуа — зимняя слива. Среди прочих, особенно красивых и распространённых — магнолия, орхидеи, лотосы, чайные розы, камелии китайские, хризантемы.
Животный мир
В стране насчитывают более 2000 видов наземных позвоночных (это десятая часть от всех существующих на Земле видов). Свыше 100 видов животных являются исключительно китайскими или обитающими преимущественно в Китае, среди них — ушастый фазан, такин, золотистая обезьяна, красно-венценосный журавль.
На северо-востоке государства встречаются куницы, белки, зайцы и крупные хищники — волки, енотовидные собаки, лисы, рыси, медведи. Северо-запад страны — мир пустынь и полупустынь, где живут песчанки и суслики, джейраны и дзерены, лошадь Пржевальского, волки, корсаки, куланы.
В горах центральных районов ещё живы тигры и дымчатые леопарды. Тигры интересны тем, что имеют полоски не только на мехе, но и коже.
К особенно редким животным Китая относят гигантскую саламандру (обитает на юге страны), китайского аллигатора и китайского речного дельфина, встречающихся в нижнем течении Янцзы.
Достопримечательности
Статуя Будды на острове Лантау - это монументальное сооружение отличается от других статуй тем, что смотрит на север, словно благословляя город и его население. Во всем Китае только эта статуя Будды расположена с ориентацией на север, остальные смотрят строго на юг.
Храм Юнхэгун - другое название деревянного храма – Дворец гармонии. Его строили для императора Юн, который во время своего правления старался превратить Китай в благополучную, процветающую страну, которая не ведет войну с соседними государствами. Храм выполнял функции придворного императорского храма, а также места всех государственных церемоний.
Великая китайская стена - ради этого монументального и величественного сооружения древности в КНР приезжают туристы со всего мира. Расположена Стена вдоль северных границ государства и была полностью построена руками человека. Основная цель – защищать Древний Китай от нападений менее цивилизованных племен с севера.
Игра «Похвали меня»
- Потренируемся делать и принимать комплименты. Сейчас мы поиграем в игру «Похвали меня». Детям предлагается нарисовать рисунок на тему занятия «Китай» в соответствии своей роли, самостоятельно. После того, как дети нарисуют рисунки, они делятся на пары и меняются рисунками. Теперь им нужно внимательно рассмотреть рисунок своей пары, найти в нем то, что особенно нравится и рассказать об этом. Смысл этого задания – так рассказать о рисунке, чтобы тому, кто его рисовал, было приятно. Каждая пара выступает по очереди, остальные дети слушают рассказы друг друга. У каждого ребенка в руках по фишке, и ее можно отдать только одному рассказчику, тому, кто больше всех понравился (То есть лучше всех, по мнению ребенка, сумел похвалить автора рисунка). Затем выбирается победитель после подсчета фишек. - Почему именно…собрал больше всех фишек? - Какие приему он (а) использовал, чтобы человеку было приятно? - Чему нас научила эта игра? - Как нужно принимать комплименты?
- Не устали? Давайте еще поиграем, но сначала я предложу вам одно задание.
Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др.)
- Какие мысли навеяло вам задание? Чему учит?
Игра «Живая картина»
- А теперь поиграем в игру «Живая картина».
1. Выберете в команде водящего.
2. Договоритесь в команде уже без водящего, что ему покажете. Важно чтобы вы участвовали все вместе.
3. Покажите водящему свою «живую картину», связанную с темой занятия. Если водящий угадывает картину, то команда может показать новую.
4. Картин может быть только 3. Побеждает та команда, которая быстрее закончит. Выбирается водящий игры. Остальные так, чтобы водящий не слышал, договариваются, что они все вместе будут показывать. Дети создают сюжетную сценку по теме занятия и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины». Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на формирование умения договариваться, находить общий язык.
- Выберем 1 ведущего, он будет задавать нам вопросы по сегодняшней теме занятия. Например: символ какого государства - пион. Все готовы? Кто-то хочет быть ведущим? Начинаем.
Фронтальная
Метод: словесный ( беседа),
практический (коммуникативная игра)
5 минут.
Итоговый
- Давайте оценим друг друга с помощью слайда, как вы сегодня провели это занятие.
- Вы большие молодцы. (Финченг хайган – спасибо вам большое, зейтие – до свидания, по-китайски).
- Всем спасибо. До свидания.
Фронтальная
Метод: словесный ( беседа)
1 минут.
Приложение 1
Рабочий лист «Путешествие в Китай»
Напишите несколько фактов:
- об истории: ___________________________________________________
Цель: формирование и расширение знаний учащихся о такой стране как Южно-Африканская Республика, развитие внимания учащихся, мышления, познавательной и коммуникативной активности; воспитание чувства уважения к истории страны, чувства товарищества.
Задачи:
- Жизненно-практическая задача: формировать и расширять знания учащихся о такой стране как Южно-Африканская Республика, ее истории, географическом положении, животном и растительном мире и достопримечательностях, развивать внимание учащихся, мышление и познавательную активность; развивать умение проявлять инициативу в общении.
- Воспитательная задача: воспитание умения действовать согласованно, самостоятельно устанавливать контакты, реализовывать инициативное сотрудничество.
- Организационно-педагогическая задача: развивать умения определять цели, функции участников, способы взаимодействия, умение организовать совместную деятельность на основе работы в паре, группе и в классе.
Условия проведения: классный кабинет, оборудование (рабочий лист, политическая карта мира, презентация)
Методы, приемы: беседа, словесный, практический.
Время на проведение: 40 минут.
Способы организации взаимодействия участников: парная, групповая, фронтальная.
План проведения
Этап
Содержание деятельности
Способ организации
Методы, приемы
Ресурсы (время, оборудование)
Организационный
- (Велком – добро пожаловать, по-английски). Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами заканчивается увлекательное внеурочное путешествие. Кто-то понял, какая конечная страна? Я вам помогу – это Южно-Африканская республика.
- Давайте вспомним, что такое БРИКС и какие страны входят в него? (Межгосударственное объединение, союз пяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР).
- В переводе на международный английский ЮАР пишется Republic of South Africa. Поэтому и буква С. А вообще, чтобы запомнить все страны, можно запомнить слово БРЮКИ.
- Сейчас для того, чтобы начать наше занятие, предлагаю вам привести свои рабочие места в порядок, посмотреть, все ли у вас готово, чтобы мы начали. Все готовы? (Да).
- Отлично! Давайте начинать. Хочу провести игру. Игра называется «Я рад с тобой общаться!».
Игра «Я рад с тобой общаться!»
- Давайте сядем все в круг. Когда я подам сигнал, вам необходимо встать и показать движением свое хорошее настроение, а как вы это сделаете, это вы решаете сами.
Чем вам понравилась игра? Какие у вас сейчас чувства от игры?
- Я надеюсь, что ваше хорошее настроение, которое вы получили от игры, будет сопровождать вас всех на все наше занятие. Давайте начинать!
Фронтальная
Метод: словесный ( беседа),
практический (коммуникативная игра)
2 минуты.
Мотивационно-целевой
- Сейчас я вам дам Рабочий лист. Приложение 1. Вы с ним работали на прошлом занятии. Ваша задача внести как можно больше того, что вы сегодня узнаете, потому что эта информация пригодится вам для работы в конце занятия. Работать вы будете в группах. Но для начала давайте вспомним правила работы в группе.
- Давайте начинать!
- Слушайте внимательно.
Фронтальная, групповая (весь класс), парная
Метод: словесный ( беседа)
5 минут.
Деятельностный
- Сегодня нас ждет увлекательная виртуальная экскурсия в ЮАР.
- Предлагаю вам путешествие. Сегодня я буду вашим гидом-экскурсоводом, который расскажет вам о ЮАР.
- Предлагаю погрузиться в историю ЮАР, ваша задача внимательно слушать, записывать основные моменты и смотреть презентацию.
История
По мнению историков, Южная Африка является именно тем местом, где миллионы лет назад впервые появился человек. Эту гипотезу подтверждают найденные в пещерах останки древних людей и наскальные рисунки.
Территорию государства уже более чем ста тысяч лет населяют люди.
Шли года и поселения стали превращаться в небольшие торговые городки. Их можно было встретить в основном в восточных плодородных областях вплоть до пустынных земель на западе.
В 1869 г. на землях буров были найдены первые алмазы, а в 1 886 г. последовало открытие богатейших россыпей золота. Британия почувствовала себя обделенной, однако ее аппетиты до поры до времени сдерживала необходимость борьбы с племенами зулу и ндебеле. В конце XIX в. Лондон навязал свободным республикам две войны. Разгромив врага в нескольких битвах, бурские генералы в 1900 г. признали поражение, но партизанская война продолжалась еще два года. Поиск выхода из затянувшегося конфликта закончился в 1909 г., когда вся Южная Африка была объединена под флагом Южно-Африканского Союза.
В 1948 г. к власти пришла радикальная Национальная партия, представлявшая интересы буров. В 1961 г. националисты порвали отношения с Содружеством наций и переименовали Союз в Южно-Африканскую Республику. Чернокожие были полностью лишены гражданских прав, но не пожелали с этим мириться. В 30-летней борьбе с режимом «афроафриканцы» использовали все доступные методы - в том числе и террористические. Неясно, каким был бы исход этой войны, если бы не позиция мирового сообщества. Недовольство сверхдержав и экономические санкции заставили власти ЮАР выпустить политзаключенных и провести в 1994 г. первые всеобщие выборы, навсегда изменившие страну.
- Вот такая увлекательная история ЮАР. Надеюсь вы записали самые интересные моменты?
- Сейчас предлагаю узнать о географическом положении.
Географическое положение
Южная Африка располагается на территории Африканского континента намного ниже экватора.
- Взгляните на карту.
Южная Африка занимает небольшое территориальное положение, это наименее обширный район Африки, что связано с сужением материка к югу.
- Кто-то может сейчас продемонстрировать на карте какими океанами омывается ЮАР?
- Омывается территория двумя океанами – Атлантическим с западной стороны и Индийским – с восточной.
С восточной стороны находится остров Мадагаскар, отделенный от Африканского континента индийским океаном.
- Кто желает найти на карте остров Мадагаскар?
На территории южной Африки располагаются горные цепи с юго-западной стороны, наиболее известная из которых – Драконовые горы.
- Давайте погрузимся в животный и растительный мир ЮАР.
Животный и растительный мир
Прежде чем говорить о растениях Севера Африки – нужно четко понять, что летом в этой части континента бывает до 60 градусов по Цельсию с отметкой «+», «холодная» зима – от 15 до 30 градусов тепла.
Растения для того, чтобы произрастать в таких условиях – эволюционно адаптировались. Можно выделить 2 подобласти – пустынно-тропическую Сахару и саванны Судана. Около 1,2 тысячи видов растений приспособились жить в таких экстремальных условиях – объективно понятно, что это ксерофиты и эфемеры, за редким исключением можно встретить представителей других видов.
- Посмотрите какие красивые пустыни.
А вот Юг Африки совсем особенный и более приветлив. Все новые и новые виды растений приживаются на этой части материка, а сейчас их , например, цветковых - уже более 24000 видов. Вся Европа вместе не сможет потягаться с таким разнообразием, это почти 10% мировых растений данного типа.
Как и для растений, так и для животных Север Африки чрезвычайно суров, требователен к мере адаптивности, умению выжить и приспособиться к сложнейшим условиям. Совсем немного животных выбрало своим домом этот регион. А те, которые выбрали, - под постоянной угрозой исчезновения.
Но хотя и мало видов животных на Севере, но богато особей этих немногих, которые смогли адаптироваться. Они очень мобильны и преодолевают километры в поисках питья и поживы.
Типовыми животными Сахары, например, являются антилопы (орикс, аддакс), газели (дама, доркас), горный козел. Ценность шкур и съедобность – самые страшные враги животных, они больше других факторов послужили двигателем их постепенного движения к исчезновению.
Змеи, черепахи, ящерицы – представляют мир рептилий Севера Африки. Можно в некоторых водных природных резервуарах встретить и крокодила.
- Как много животных, смотрите.
- Давайте перейдем к самому интересному – достопримечательности.
Достопримечательности
- Посмотрите, какие красивые места.
- Например: драконовы горы. Высочайший горный южноафриканский хребет пользуется популярностью среди путешественников. Виды этого места удивляют и завораживают: горный массив, покрытый зеленью, протягивается на тысячу километров. На западном и восточном склонах хребта преобладает контрастный климат.
Пустыня Калахари.
В ЮАР даже жаркая пустыня представляет собой достопримечательность. Калахари располагается в одноимённой котловине, площадь которой достигает 600 кв. км. Эта впадина настолько большая, что она захватывает территории государств, соседних к Южно-Африканской республике – Ботсвана и Намибия. В этой пустыне особо засушливый климат, температура воздуха достигает +40 градусов.
Кейптаун.
Красивый город, расположенный у самого края континента – Мыса Доброй надежды. Старые кварталы города заполненным особняками, виллами, бывшими административными зданиями, которые можно рассматривать как памятники голландской архитектуры и традиций строительства викторианской эпохи.
- Вот и закончилась наша виртуальная экскурсия.
- Немного отвлечёмся и поиграем.
Игра «Репортер»
- Игра называется «Репортер». Давайте друг другу расскажем как вы усвоили материал занятия. Что вы запомнили? Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, что он запомнил из сегодняшнего занятия и т. д.
- Давайте начинать.
Фронтальная, групповая
Метод: словесный ( беседа),
практический (коммуникативная игра)
28 минут.
Кульминационный
- И на конец занятия у меня есть еще игра.
Игра «На льдине»
- Поиграем еще в одну игру. Она называется «На льдине».
Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу.
- Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего океана. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержаться в таком положении 15 – 20 секунд, педагог сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно j части от каждой газеты, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2 – 3 раза. Если в команде тонет один человек. Она получает предупреждения, если два или больше – выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается команда, которая продержится дольше других.
- Какой вывод мы можем сделать о смысле этой игры?
Фронтальная, парная
Метод: словесный ( беседа),
практический (коммуникативная игра)
5 минут.
Итоговый
- Давайте оценим друг друга с помощью слайда, как вы сегодня провели это занятие.
- Вы большие молодцы.
- (Фенкью вери матч – спасибо вам большое, гудбай – до свидания, по-англиски).
- Всем спасибо. До свидания.
Фронтальная
Метод: словесный ( беседа)
1 минут.
Приложение 1
Рабочий лист
«Путешествие в Южно-Африканскую Республику»
Напишите несколько фактов:
- об истории: ___________________________________________________
Огромные возможности для развития навыков сотрудничества со сверстниками у младших школьников обладают во внеурочных мероприятиях с использованием игровых технологий.
Все технологические карты внеурочных занятий сделаны по классификации коммуникативных УУД А.Г. Асмолова, основными задачами которых являются:
формировать умение планировать учебный процесс сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
формировать умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
С помощью данного комплекта технологических карт внеурочных занятий, учитель может развить коммуникативные универсальные учебные действия. В этом комплекте в каждом конструкте представлены игры на сплочение и коммуникацию детей, так же дети узнают что-то новое исходя из темы внеурочного занятия, исходя из этого у них образуется интерес к данной теме.
Рекомендации по применению: данный комплект технологический карт внеурочных занятий, необходимо использовать в зависимости от трудностей обучающегося, которые он испытывает при коммуникации со сверстниками, необходимо выявить проблему, то есть в каком компоненте коммуникации со сверстниками у обучающегося возникают трудности, на основе этого и проводятся данные мероприятия.
Список литературы
Географическое положение Индии URL: https://obrazovanie-gid.ru/pereskazy1/politiko-geograficheskoe-polozhenie-indii-kratko.html
География, описание и характеристики страны URL: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9.html
Географическое положение ЮАР URL: https://obrazovanie-gid.ru/pereskazy1/geograficheskoe-polozhenie-yuar-kratko.html
Достопримечательности Индии URL: https://arslogistik.ru/bez-rubriki/indiya-dostoprimechatelnosti-dlya-detej.html
Достопримечательности Китая URL: https://mykitai.ru/otdyh/dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti-kitaya.html
Знаменитости Бразилии URL: https://brasil.ru/articles/braziliya-segodnya-10-samyx-znamenityx-lyudej
Истрия Бразилии URL: https://brazillife.ru/istoriya-brazilii/
История Индии URL: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/17872-indija-kratko-vsja-istorija.html
История Китая URL: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/17935-istorija-kitaja-dlja-detej.html
История ЮАР URL: https://obrazovanie-gid.ru/pereskazy1/istoriya-osvoeniya-yuar-kratko-i-zaseleniya.html
Природа, растения и животные Африки URL: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%90%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8.html
Растительный и животный мир Бразилии URL: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8.html
Яндекс диск URL: https://disk.yandex.ru/i/5cWvBk1y12ztxA
Приложения
Приложение 1
ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
комплекта технологических карт внеурочных занятий в
игровой форме по программе "Чудеса окружающего мира", направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса
1.Актуальность комплекта технологических карт внеурочных занятий в игровой форме по программе "Чудеса окружающего мира", направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса
2. Оформление комплекта технологических карт внеурочных занятий в игровой форме по программе "Чудеса окружающего мира", направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса
2.1 Структурированность (отражены все компоненты комплекта)
2.2 Оформление всех частей сборника в соответствии с требованиями
3. Содержательность комплекта технологических карт внеурочных занятий в игровой форме по программе "Чудеса окружающего мира", направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса
3.1 Убедительная обоснованность созданного комплекта в пояснительной записке (актуальность, цель и задачи комплекта, обоснование структуры и содержания комплекта)
3.2 Ориентированность заданий на актуальные аспекты формирования коммуникативных УУД
3.3 Соответствие заданий возрастным особенностям детей
3.4 Соответствие содержания заданий их цели
3.5 Наличие достаточного и необходимого количества вариативных заданий в комплекте
4. Удобство в использовании комплекта технологических карт внеурочных занятий в игровой форме по программе "Чудеса окружающего мира", направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса
Общая оценка показателей экспертной оценки (сумма баллов)
Средняя оценка показателей экспертной оценки, уровень
Общие выводы, рекомендации
Подпись эксперта______________( )
Подпись руководителя ОУ________________( )
Приложение 2
СВОДНЫЙ ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
комплекта технологических карт внеурочных занятий в
игровой форме по программе "Чудеса окружающего мира", направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса
1.Актуальность разработки комплекта технологических карт внеурочных занятий в игровой форме по программе "Чудеса окружающего мира", направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса
1.2 Соответствие составленных конструктов по критериям А. Г. Асмолова.
1.3 Новизна.
2. Оформление разработки комплекта технологических карт внеурочных занятий в игровой форме по программе "Чудеса окружающего мира", направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса
2.1 Структурированность (отражены все компоненты разработки)
2.2 Оформление всех частей комплекта в соответствии с требованиями
3. Содержательность разработки комплекта технологических карт внеурочных занятий в игровой форме по программе "Чудеса окружающего мира", направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса
3.1 Убедительная обоснованность созданной разработки в пояснительной записке (актуальность, цель и задачи, обоснование структуры и содержания)
3.2 Ориентированность разработки на актуальные аспекты формирования коммуникативных УУД
3.3 Соответствие разработки возрастным особенностям детей
3.4 Соответствие содержания разработки её цели
3.5 Наличие достаточного и необходимого количества конструктов в разработке
4. Удобство в использовании разработки комплекта технологических карт внеурочных занятий в игровой форме по программе "Чудеса окружающего мира", направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 4 класса
МЕТОДИКА «ОПРОСНИК», АВТОР В. СИНЯВСКИЙ, Б.А. ФЕДОРИШИН
Цель: изучить на сколько сформированы коммуникативные способности.
Метод оценивания: анализ результата.
Материал: «Лист ответов».
Задание: во время внеурочного занятия, детям выдается методика.
Инструкция: вам нужно ответить на все вопросы бланка. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке «Листа ответов» поставьте знак «+», если же отрицательный – «-». Никаких дополнительных надписей и знаков делать не следует. Следите за тем, чтобы номера вопроса и номер клетки, куда Вы запишите свой ответ, совпадали. Заполняя «Лист ответов», имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. Когда Вы отвечаете на любой из этих вопросов, обращайте внимание на первые его слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с этими словами. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами.
Критерии оценивания: показатели, полученные по этой методике, могут варьировать от 0 до I. Показатели, близкие к I, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных или организаторских склонностей, близкие же к 0 - о низком уровне.
Оценочный коэффициент (К) – это первичная количественная характеристика материалов испытания. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показателей К соответствует определенная оценка Q.
Шкала оценки коммуникативных склонностей
Коммуникативные склонности
Уровень проявления коммуникативных склонностей
0,10 – 0,45
1
низкий
0,45 – 0,55
2
ниже среднего
0,56 – 0,65
3
средний
0,66 – 0,75
4
высокий
0,75 – 1,0
5
очень высокий
Обработка результатов: ответы на вопросы испытуемый заносит в специальный «Лист ответов», в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого в результате его работы.
Ключ: для количественной обработки данных консультант использует «Дешифраторы», в которых поставлены идеальные ответы, в которых поставлены идеальные ответы, в максимальной степени отражающие, коммуникативные склонности.
Коммуникативные склонности
+
6.
-
11.
+
16.
-
-
7.
+
12.
-
17
-
+
8.
-
13.
+
18.
-
-
9.
+
14.
-
19.
+
+
10.
-
15.
+
20.
-
С помощью дешифратора подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных или организаторских склонностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений (10).
К=m/10 или К=0,05m, где К -- величина оценочного коэффициента;
m – совпадающих с дешифратором ответов.
Опросник
1. Много ли у Вас другой, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам ком-то из ваших товарищей?
3. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различ-ными людьми?
4. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем о людьми?
5. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
6. Трудно ли для Вас включиться в новые для Вас компании?
7. Легко ли Вам удастся установить контакты о незнакомыми людьми?
8. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
9. Стремитесь ли Вы при удобном случае побеседовать и познакомиться с новым человеком?
10. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
11. Нравиться ли Вам постоянно находиться среди людей?
12. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
13. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
14. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
15. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?
16. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим коли-чеством людей?
17. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в малознакомую компа-нию?
18. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
19. Верно ли, что у Вас много друзей?
20. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с мало-знакомыми людьми?
Цель: изучить на сколько сформированы коммуникативные способности (учет позиции собеседника).
Метод оценивания: беседа.
Материал: три карточки с текстом заданий.
Задание: во время внеурочного занятия, детям выдается методика.
Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».
Задание 1. «Петя нарисовал натюрморт и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и кошмар!». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»
Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»
Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»
Критерии оценивания:
понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной, понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору, учет разных мнений и умение обосновать собственное, учет разных потребностей и интересов. Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение.
Приложение 4
Карта наблюдения за проявлением коммуникативных навыков со сверстниками у младших школьников во внеурочной деятельности (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)
Пояснительная записка
Данная карта наблюдения предназначена для выявления коммуникативных навыков со сверстниками у младшего школьника во внеурочной деятельности. Формирование коммуникативных УУД младших школьников со сверстниками в совместной деятельности происходит успешно при реализации поэтапной педагогической работы, обеспечивающей последовательное освоение детьми усложняющихся моделей коммуникации со сверстниками и возможность самостоятельного, их использования адекватно поставленным задачам. Для формирования навыка нужно использовать следующие критерии:
Тактичность – умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами.
Эмпатийность – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Инициативность – это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески.
Взаимовыручка – это помощь человеку, который в ней нуждается.
Самостоятельность – одно из качеств личности, выражающаяся в умении ставить перед собой определенные цели, задачи, достижение поставленных перед собой целей и задач.
Таким образом, освоение коммуникативных навыков со сверстниками формирует способности детей к коммуникации и согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. При этом у детей формируются эмпатия, чуткость. Все это в дальнейшем поможет ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие со сверстками.
Целью карты наблюдения является выявить уровень сформированности коммуникативных навыков со сверстниками у младшего школьника во внеурочной деятельности.
Для достижения цели, поставлены следующие задачи:
• Наблюдение за детьми во внеурочной деятельности;
• Фиксация в карту наблюдения выявленных особенностей в общение младших школьников;
• Обработка и анализ результатов;
Для выявления навыка коммуникации были запланированы такие виды наблюдения, как:
• Непосредственный, это позволит получить более точный, конкретный результат.
• Скрытым, так как, при его осуществлении педагог не влияет на учащегося и не вмешивается в ход наблюдения;
• Причастное, так как педагогу важна достоверная информация по ходу наблюдения, тем более с уже знакомым человеком, учащимся будет легче и привычнее проявить свои возможности;
• Долговременное, так как необходимо повести качественный анализ выбранного навыка.
Данная карта наблюдения предназначена для использования на занятиях/мероприятиях во внеурочной деятельности.
Результаты наблюдения: редко (1 балл), чаще всего (2 балла), всегда (3 балла).
Карта наблюдения за проявлением коммуникативных навыков со сверстниками у младших школьников во внеурочной деятельности (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)
Блок показателей
показатель
ФИО обучающихся 4 класса
Коммуникативные качества личности
Инициативность
ребенок сам проявляет инициативу в общении
самостоятельно устанавливает контакты
Тактичность
у ребенка высокий уровень культуры общения
умеет наладить эмоциональное благополучие на всех этапах совместной работы
Эмпатийность
оказывает доброе отношение к другим
выражает понимание потребностей, желаний другого учащегося
Коммуникативные действия и умения
Организационные
стремится к достижению общей цели
является лидером в отдельных видах деятельности
способность к управлению и самоуправлению, планомерность деятельности детей.
Высокий уровень (87 - 145 баллов): ребенок активно выражает готовность общаться как со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, проявляет доброжелательность в общении, принимает коллективные решения, предлагает самостоятельные решения, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивно-выразительными средствами.
Средний уровень (58-86 баллов): ребенок проявляет готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, но сам проявляет инициативу лишь в некоторых ситуациях, иногда умеет договариваться, слушает не всегда внимательно, имеет некоторые навыки коммуникативного поведения, доброжелательность и симпатию по отношению к другим проявляет не всегда, иногда конфликтует, недостаточно развита культура общения, достаточно хорошо владеет вербальными и экспрессивными средствами общения.
Низкий уровень (29-57 баллов): ребенок проявляет готовность к общению, но чаще со взрослыми, чем с детьми, редко выражает симпатию и доброжелательное отношение к партнеру по общению, часто конфликтует, почти не умеет эмоционально откликаться на чувства и переживания партнера по общению, не умеет договариваться, слушать, навыки коммуникативного поведения развиты слабо, плохо владеет вербальными средствами общения, а экспрессия зачастую носит негативных оттенок.